Тема: Наследственная изменчивость. Рекомбинативная изменчивость. Геномные, хромосомные и генные (точковые) мутации

6.2. Цель:

- Сформировать у студентов знания о наследственной изменчивости: рекомбинативной и мутационной, причинах возникновения, механизмах развития мутаций, типах мутаций и мутагенных факторах, роли наследственной изменчивости в эволюции живых организмов и практической медицине.

- Сформировать у студентов знания о причинах возникновения и механизмах становления геномных, хромосомных и генных мутаций, их роли в развитии наследственных болезней человека.

6.3. Задачи обучения:

- изучить и понять механизмы возникновения рекомбинативной изменчивости

- изучить и понять роль рекомбинаций генов в возникновении генетического полиморфизма и его значения в медицине

- изучить причины возникновения мутаций

- изучить и понять классификацию мутаций

-изучить причины возникновения геномных, хромосомных и генных мутаций

- изучить типы геномных, хромосомных и генных мутаций

- изучить механизмы развития геномных, хромосомных и генных мутаций

- изучить роль геномных, хромосомных и генных мутаций в возникновении наследственных болезней.

6.4. Основные вопросы темы:

6.4.1. Наследственная изменчивость.

6.4.2. Рекомбинативная изменчивость.

6.4.3. Механизмы возникновения рекомбинативной изменчивости.

6.4.4. Мутагенез, мутагенные факторы.

6.4.5. Мутации и их классификация.

6.4.6. Геномные , хромосомные и генные мутации, причины и механизмы их возникновения.

6.4.7. Классификация геномных , хромосомных и генных мутаций.

6.4.8. Геномные, хромосомные и генные мутации, их роль развитии наследственных болезней.

6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности, цели и задач занятия; умение кратко, ясно, логически излагать и изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков; тестирование с последующим разбором ошибок, работа в группе: объяснение и демонстрация решения задач, заполнение схем; просмотр видеоролика по теме.

6.6. Литература:

Основная:

6.6.2. Медицинская биология и генетика под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004. С.116-

129.

6.6.3. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы: Эверо, 2007. С. 142-156.

6.6.4. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М.: Академкнига, 2006. С. 219-267.

6.6.5. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық-генетикалық терминдердің орысша-қазақша сөздігі. Алматы: Эверо, 2012. 112 б.

Дополнительная:

6.6.6.Жимулев И.В. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007. С. 51-77.

6.6.7. Гайнутдинов И.К., Рубан Э.Д. Медицинская генетика. Ростов-на-Дону. 2007. С.170-173.

6.6.8. Заяц Р.Г. Общая и медицинская генетика. Ростов-на Дону. 2002. С.137-143.

6.7. Контроль:

6.7.1. Оценка когнитивной компетенции (знания):

6.7.1.1. Устный опрос по основным вопросам темы.

6.7.1.2. Тестовый контроль – 3 варианта по 10 вопросов.

6.7.2. Оценка компетенции практические навыки:

6.7.2.1 Изобразить и объяснить механизмы возникновения рекомбинативной изменчивости и ее генетическое значение.

6.7.2.2. Изобразить типы геномных мутаций и объяснить механизмы их возникновения.

6.7.2.3 Определить типы мутаций:

  Кариотип Типы хромосомных мутаций
1. 46,XX,del (5p)  
2. 46,XY,dup (ll) (ql2)  
3. 46,XY,inv (10) (pl3ql2  
4. 45,XX, rob (14q21q)  
5. 46,ХХ, r (16)  
6. 46,ХХ, t (2;4) (q21;q21)  
7. 46,ХХ/47,ХХ,+21  

6.7.2.4. Изобразить типы хромосомных мутаций и объяснить механизмы их возникновения.

6.7.2.5.Изобразить типы генных (точковых) мутаций и объяснить механизмы их возникновения.

6.7.2.6. Заполнить таблицу:

Наши рекомендации