Схема исследования при гонорее и бленнорее
Материал | Метод исследования | Результат |
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ | ||
Гной из мочеполовых | Приготовление мазка, окраска по Граму | Характерное расположение диплококков внутри |
органов, гной из конъюнктивы глаза | лейкоцитов. Грамотрицательны. | |
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ | ||
1. Посев на сывороточный МПА | Прозрачные колонии | |
2. Микроскопия мазков из колоний | Грамотрицательные диплококки бобовидной формы | |
3. Пересев на скошенные асцитические среды | Чистая культура | |
4. Посев на «пестрый ряд» | Ферментация глюкозы до кислоты | |
СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ | ||
Сыворотка крови (при | РСК с гонококковым антигеном | Положительная реакция |
хронической форме) |
СХЕМА ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ
Материал | Метод исследования | Результат |
Ликвор, слизь из носоглотки, гной, экссудат, кровь Сыворотка крови | микроскопический Приготовление мазков, окраска по Граму БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ 1. Посев на сывороточный МПА (для подавления роста сопутствующей микрофлоры сеять на среды с ристомицином) 2. Пересев на скошенные сывороточные среды и мясо-пептонный агар 3. Микроскопия мазка из колоний 4. Посев на «пестрый ряд» 5. Типирование менингококков в реакции агглютинации с типоспецифическими сыворотками А, В, С. 6. Реакция преципитации для обнаружения менингококкового антигена в исследуемом материале СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ - РПГА | Грамотрицательные диплококки бобовидной формы Бесцветные мелкие колонии Рост колоний и роста колоний нет Грамотрицательные диплококки Ферментация глюкозы и мальтозы с образованием кислоты Реакция положительна с одной из типовых сывороток Положительная Положительная |
Оснащение занятия.
Микроскоп, иммерсионное масло.
Предметные стекла с мазками изучаемой культуры.
Среда желточно-солевой агар с посевом.
Дифференциально-диагностические среды с сахарами стерильные и с посевом культуры.
Дезинфицирующий раствор.
Иммунобиологические препараты, используемые для диагностики, профилактики и лечения.
Самостоятельная работа студентов.
Задача №1: Изучить характер роста стафилококков на среде желточно-солевой агар.
Задача №2: Провести иммерсионную микроскопию препарата чистой культуры стафилококков.
Задача №3: Зарисовать в протокол препарат чистой культуры стафилококка (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 35).
Задача №4: Зарисовать в протокол препарат мазка из гноя (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 37).
Задача №5: Изучить характер роста стафилококка на средах с сахарами (отметить особенности в протоколе).
Задача №6: Провести иммерсионную микроскопию препарата чистой культуры нейссерий.
Задача №7: Зарисовать в протокол препарат чистой культуры гонококка (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 41).
___________________ | _________________ | __________________ | ||
___________________ | _________________ | __________________ |
Среда с маннитом Среда с глюкозой
без посева с посевом стафилококка без посева с посевом стафилококка
Занятие 11 Дата
Тема: Возбудители зоонозных инфекций. Микробиологическая диагностика бруцеллеза, чумы, сибирской язвы.
Цель: изучить биологические свойства возбудителей бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, уметь лабораторно подтвердить диагноз бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, знать препараты для специфической профилактики и лечения этих заболеваний.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Таксономическое положение и основные биологические свойства Yersinia pestis.
2. Таксономическое положение и основные биологические свойства Bacillus anthracis.
3. Таксономическое положение и основные биологические свойства бактерий рода Brucella.
4. Источники, механизмы, пути передачи зоонозных инфекций.
5. Микробиологическая диагностика зоонозных инфекций
6. Препараты для диагностики, специфической профилактики и лечения зоонозных инфекций.