Эволюция: творение или промысл?
Для различения, от Истины ли речь, служит положительное учение Церкви. Это пробный камень всех учений. Что с ним согласно, то и принимай, что несогласно, отвергай. И это можно делать без дальнейших рассуждений.
Святитель Феофан Затворник [144]
Творение без эволюции
Важнейшим догматическим утверждением Церкви является определение Никео-Цареградским Символом веры Бога как Творцавсего созданного: «небу и земли, видимого же всем и невидимого». Согласно Православному исповеданию, «без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего Он произвел мыслию Своею все небесные Силы, как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мiр, который, по данной ему благодати, знает Бога и всегда во всем предан воле Его. После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мiр. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что Он же есть Творец и обоих мiров, и невещественного и вещественного» [112, с. 22–23].
Эволюционистская точка зрения принципиально противоположна. Для эволюционистов ни один из объектов видимого и невидимого мiра, как на небе, так и на земле не представляет собой непосредственного Божьего творения, но плод долгого развития материи от «Большого взрыва» (или подобной чуждой Библии мифологемы). Для эволюциониста Бог, если Он вообще где-то есть, не является конкретным творцом никакойтвари. По сути, идея эволюции фактически представляет собой альтернативу библейскому учению о творении – поскольку реальным творцом всего видимого и невидимого должна по справедливости быть названа эволюция.
Качество Бога именно как Творца неоднократно засвидетельствовано в Священном Писании. Приведем несколько цитат из Ветхого Завета.
Пророк Моисей: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1).
Царь Салимский Мелхиседекпроизнес над Аврамом следующие слова: благословен Аврам Богом Вышним, иже созда небо и землю (Быт. 14, 19).
Пророк Давид: блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них (Пс.145, 6).
Пророк Исаия: Господь сотворивый небо, сей Бог показавый землю, и сотворивый ю, Той раздели ю, не вотще сотвори ю, но на вселение созда ю (Ис. 45, 18).
Пророк Иеремия: Господь, сотворивый землю в крепости своей, устроивый вселенную в премудрости Своей, и разумом Своим простре небо (Иер.10, 12).
Ездра: Ты еси Сам Господь един, Ты сотворил еси небо, небо небесе, и вся вои их, и землю, и вся елика на ней суть, моря, и вся, яже в них, и Ты оживляеши вся, и вои небеснии покланяются Тебе (Неем. 9, 6).
В Священном Писании Нового Завета утверждение о Боге как Творце выражается столь же определенно.
Апостолы Петр и Иоанн Богословединодушно молились: Владыко, Ты Боже, сотворивый небо и землю, и море, и вся, яже в них (Деян. 4, 24).
Апостол Павелв афинском Ареопаге говорил так: Бог сотворивый мiр и вся, яже в нем, сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмех живет (Деян.17, 24).
Свидетельство Апокалипсиса: Ангел клялся Живущим во веки веков, иже созда небо, и яже на нем, и землю, и яже на ней, и море, и яже в нем (Апок. 10, 6).
Святые Отцы, следуя духу и смыслу Библейского Откровения, исповедывали Бога непосредственным Творцом всего сущего в мiре.
Святитель Иоанн Златоуст: «И какое ты можешь иметь оправдание, какое извинение, когда так безумствуешь и мечтаешь о том, что выше твоей природы? Говорить, что все произошло из готового уже вещества, и не признавать, что Творец вселенной произвел все из ничего, было бы знаком всякого безумия. Итак, заграждая уста безумных, блаженный пророк в самом начале книги сказал так: в начале сотвори Бог небо и землю. Когда же слышишь: сотвори, то не выдумывай ничего другого, но смиренно веруй сказанному. Это Бог – все творит и преобразует, и все устрояет по Своей воле... Так как он (Моисей) говорит иудеям, которые были привязаны к настоящему и не могли созерцать ничего постигаемого умом, то возводит их прежде от предметов чувственных к Создателю вселенной, дабы они, познав Художника из дел, и не остановились на тварях. Если и после этого они не переставали обоготворять твари и воздавать почтение самым низким животным, то до какого не дошли бы безумия, если бы Он не оказал такого снисхождения?» [52, с. 10].
Блаженный Феодорит Киррскийв изъяснении 101 псалма писал: «В началех Ты Господи землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши (Пс. 101, 26–27). Ибо что невозможно Создателю всяческих? Ты дал бытие земле, сотворил небеса из ничего, и когда все сие подлежит изменению, тебе принадлежит неизменяемость. Наименовав же землю и небо, Пророк показал, что Бог – Творец и всего прочего, содержимаго ими» [141, с. 481–482].
Святитель Тихон Задонскийприводит следующие характерные для святоотеческой мысли рассуждения:
«Ничто само от себе не бывает. Всякий град не от себе, но от иного; всякий дом не от себе, но от иного созидается; всякое письмо не от себе, но от иного пишется; всякая книга не от себе, но от иного сочиняется; словом, всякая вещь не от себе, но от инаго делается.. Тако мiр сей не от себе, но от Создателя своего сотворен. Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 148, 5). Который Создатель есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, исповедуемый и покланяемый – Отец и Сын и Святый Дух» [133, Т. 4, с. 1].
«Слышишь, что един у другого спрашивает, кто той-то дом или той град создал; и видишь, что ничто собою не делается, но от иного начало и бытие свое имеет. От сего случая обрати рассуждение твое к мiру и всему, что в мiре имеется, и вопроси, от кого он со всем своим исполнением и украшением имеет начало. И молча, отвещает тебе: Той мя создал. Небеса отвещают тебе: мы поведаем славу Божию (Пс.18, 2). Солнце, луна и звезды отвещают тебе: Той нас создал, и дал нам свет к просвещению нашему, Той, Иже одевается светом яко ризою (Пс.103, 2). Облака отвещают тебе: Той нас создал, и повелел дождити на вас и нивы ваши. Земля отвещает тебе: Той мене создал, и повелел плоды творити вам. Вода отвещает тебе: Той мене создал, и повелел напаяти вас и скоты ваши. Рыбы отвещают тебе: Той нас создал, и подал вам в пищу. Древеса, травы и вся прозябающая отвещают тебе: Той нас создал, и повелел служити нуждам вашим. Скоты и звери отвещают: Той нас создал, и повелел работати вам. Огнь отвещает тебе: Той мене создал, и повелел согревати вас, светити вам и варити пищу вашу. Люди Его отвещают тебе: Той сотворил нас, а не мы: мы же люди Его, и овцы пажити Его (Пс. 99, 3)» [133, Т. 1, с. 38].
Митрополит Макарий (Булгаков)отмечает, что учение о творении «принадлежит к числу отличительных истин Божественного Откровения, которой не ведали не только простые язычники, но и самые их мудрецы: ибо одни из них признавали, что мiр вечен; другие допускали истечение его из Бога; третьи учили, что мiр образовался сам собою, по случаю, из вечного хаоса, или атомов; четвертые, что его образовал Бог из совечной себе материи, и никто не мог возвыситься до понятия о произведении мiра из ничего всемогущею силою Божиею» [89, с. 351].
Характерно, что все эти четыре лжеучения представляют собой разновидности эволюционистских теорий. Одна лишь только библейская точка зрения, в противоположность им, является чисто креационистской. Догматический вывод из этого делает сам митр. Макарий: «Все исчисленные мнения, по справедливости, должны быть названы еретическими:так как они прямо противоречатучению Слова Божия и православной Церкви о происхождении мiра» [89, с. 352–353].
В названных вариантах искажения Божественного Откровения эволюция, как творческая сила либо выступает вместо Бога, либо является неким «посредником», «демиургом», низшим непосредственным творцом. Обе эти концепции принципиально непримиримы с православным вероучением, согласно которому единственными Сотворцами Отцу Небесному являются Сын и Святый Дух: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6).
Сказанное, разумеется, не умаляет значения синергии в деле сотрудничества Бога и человека, в деле нашего спасения. Не отрицается также и то, что тварь воспринимала и исполняла повеление Творца: да будет твердь посреде воды! (Быт. 1, 6), да прорастит земля былие травное! (Быт. 1, 11), да изведут воды... (Быт. 1, 20) и да изведет земля душу живу! (Быт.1, 24). Во всех подобных примерах действие производилось не по законам естества твари, а по божественному глаголу, то есть сверхъестественно. Ни небо, ни земля, ни что-либо на них не могут быть названы «сотворцом» Единому Богу Творцу.
Слова из второго члена Никейского Символа веры – «Имже вся быша» – приличествует относить к Сыну Божьему, а не к эволюции– равно как не к ангелам, не к земле, не к буквам еврейского или иного алфавита, и не к каким-либо другим «посредникам». Так утверждается в Евангелии: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3).
Справедливое выражение Иова Многострадального– Дух Божий, сотворивый мя (Иов 33, 4) – также не может без привнесения кощунственного переосмысливания переводиться словами: «Создавшая меня эволюция». Истинным Творцом может называться лишь Бог единый в Троице.
Таким образом, теория эволюции вступает в противоречие как с первым (Творца небу и земли), так и со вторым (Имже вся быша) членами православного Символа веры.
Промысл без эволюции
Вовсе не законы эволюции привели мiр в состояние бытия, но воля и действие всемогущего Творца. Бог именуется Творцом не потому, что Он действует в течение времени существования мiра, а потому что Он есть Создатель этого мiра за шесть дней. Догматическое учение Православной Церкви четко разделяет два качества Бога – как Творца и как Промыслителя. Митрополит Макарийпишет о Боге так: «Он воззвал из небытия вселенную, и с тех пор непрестанно промышляет о ней. В этих-то двух действиях Божиих: творении и промысле и состоит то общее отношение, какое имеет Бог равно ко всему мiру» [89, с. 349].Эти два свойства Божии путают все эволюционисты.
Как Творец, Бог закончил свою деятельность с завершением Шестоднева: И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори, и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори (Быт. 2, 2). К этому моменту уже создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1, 16). Суждение о том, что и после первой творческой седмицы Бог продолжает творить мiр – не православно.
Бог не оставляет мiр Своим попечением, и в этом Он проявляет Себя уже не как Творец, но как Промыслитель. Согласно церковному православному догматическому учению, «в общем понятии о промысле Божием различаются три частные его действия: сохранение тварей,содействие или вспомоществование им и управление ими» [89, с. 514]. Следует заметить, что все три действия Бога как Промыслителя, а в особенности первое – сохранение тварей – противоречат принципу эволюционизма, требующему признания появления новых качеств при изменении тварей. Как по отношению к ребенку взрослый человек единожды становится родителем, а потом некоторое время пребывает воспитателем, так же точно Бог единожды стал Творцом и пребывает Промыслителем нашего мiра. Творение вселенной было осуществлено без всякой эволюции, и промысл Божий о мiре также в посредстве эволюции не нуждается.
Святитель Василий Великий:«Всякое сотворенное естество, и видимое, и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении» [цит. по 89, с. 521].
Путая такие разные понятия, как творение мiра и промысл Божий о нем, эволюционисты растягивают библейский Шестоднев на всю историю существования вселенной. В этом заключается их еще одна богословская ошибка.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:«Так, братия, чтобы твари созданные из ничего, были тем, чем Бог создал их, нужно, чтоб Он и промышлял о них, т.е. хранил их жизнь и силы, какие им дал, направлял их к доброму концу» [58, с. 120].
Согласно православному представлению, Бог не нуждается в помощи и посредстве эволюции ни при творении, ни при промышлении Своем о мiре. За шесть дней творения эволюция, очевидно, не успела бы «развернуться». После же завершения творческой седмицы субботним покоем Господа, эволюция для Промысла Божьего о мiре оказывается просто не нужна, поскольку все творение к этому моменту было уже создано: И виде Бог вся еже сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 31).