Любящими нас и ненавидящими нас управляет Промысл Божий к общему нашему благу — духовному преуспеянию.

Высочайшая любовь Божия через любовь любящих нас влечет нас к подражанию и основному познанию любви. А через дела ненавидящих нас Господь приводит любовь нашу к высшему совершенству через самоотвержение, через любовь к врагам.

Счастливы те (по-человечески), которые любимы и любят любящих их. Но которые любят врагов своих, те блаженны, ибо в них совершилась любовь Божия (через исполнение заповеди).

В них — Царствие Божие. Поэтому Подвигоположник Господь Сам плещи Свои дал на раны и ланиты на заушения, научая и нас тому же: кто ударит тебя в одну ланиту — обрати под удар и другую.

Так Он руководит и жизнью нашей через крест наших обстоятельств. Этот крест мы должны нести с радостью, если хотим быть истинными детьми Его и сонаследниками.

Еще о жизни сердца. По тому, как наш ум и сердце занимает какое-нибудь событие или обстоятельство, мы должны судить о состоянии нашего сердца. Хорошо, если эти стойкие переживания укрепляют нас в вере и благочестии, и худо, если разрушают мирное устроение нашего сердца и повергают его в смущение.

Если и после похвалы нам слышится лестный голос и вспоминается человек, принесший лестные слова похвалы, — значит сердце болеет тщеславием. Тот же самый недуг обнаруживается, когда мы долго печалимся, если нас порицают и клевещут на нас.

Если мы расстраиваемся оттого, что не исполнили наши желания – болеем своенравием, может быть, и сластолюбием (ласкосердием).

Таким образом, по тому, как внешние обстоятельства приковывают наш ум и сердце сильным длительным чувством, узнаем наши страсти, привязанности и др.

Только то можно считать благовидным, что не создает нам препятствия к молитве, не является преградой между нами и Богом, к Которому мы обращаемся с молитвой. Обнаружившиеся страсти надо отмечать и вести с ними немедленную борьбу, искоренять их. Таким образом, все наши неприятности и мнимые «враги» наши весьма помогут нам в деле самопознания.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ САМОНАБЛЮДЕНИЯ

Упражнение 16

Читаю свои записи (страницы дневника, наброски, рассказ, стихи).

Вопрос 1. Откуда струится тихая радость? Самолюбование?

Вопрос 2. Если мне хочется быть в этом состоянии долго, хочет­ся, чтобы не кончались мои записи, то почему?

Упражнение 17

Читаю о любви, об отношении к семье — какими они должны и могут быть.

Вопрос 1. Читая, вспоминаю ли я одновременно и свои от­ношения?

Вопрос 2. Вспоминая, что я сравниваю с идеальным состоя­нием любви — свое отношение к другому или его отношение ко мне? На чем акцентировано мое вни­мание — на поступках другого, на ощущении: вот как он, другой, должен поступать — или на поступках своих, на озарении, что я не так отношусь к другому?

Вопрос 3. Если во мне работает первое, понимаю ли я, что это такое? Возникает ли чувство жалости к себе? Понимаю ли я, к каким последствиям в наших отношениях оно приведет? Возникает ли острое желание, чтобы другой в своих поступках соответствовал моему идеаль­ному образу? Возникает ли желание донести до него, внедрить в него правильное состояние любви ко мне? Понимаю ли я все последствия такого своего желания?

Вопрос 4. Если понимаю, почему же не к себе поворачиваю всю работу сознания неправиль­ных состояний, неправильных поступков? Разве чтение дано людям не для того, чтобы себя изме­нить, а не других пере­строить по своему образу и подобию?

Вопрос 5. Разве возможно другому помочь измениться, не из­менившись прежде всего самому? И разве дей­ствительная помощь состоит в стремлении изменить другого?

Вопрос 6. Неужели возможно измениться самому, если во мне есть требование, чтобы другой соответствовал моим ожиданиям?

Вопрос 7. Почему же я не устремляюсь в любви к нему, а тре­бую любви от него?

Вопрос 8. Читая эти вопросы, прочитываю их механически или останавливаюсь, вглядываюсь в себя и действительно отвечаю на них? Если ничего этого не делаю, зачем тогда я все это читаю?

Упражнение 18

Другой делает что-то, что мне не нравится. Ви­жу в нем невежду, или глупого человека, или бестолочь, или лен­тяя, или слабовольного, или неряху, или... Не просто вижу, а всем собою переживаю ощущение, которое разворачивается во мне: раздражением, досадой, смешанной с иронией, или прези­рающим отношением, или неприязнью, или отвращением, или омерзе­нием — в одних случаях тонким, едва заметным, в других — явствен­ным и сильным, рождающем глубокое отторжение другого от себя. Одновременно с этим — чувство досады и озлобление на себя или на свою судьбу: "С этим человеком мне еще жить?! И каждый день видеть это?! Чувствовать к нему то, что чувствую, и оставаться рядом с ним?!" И немедленная жалость к себе, пронизывающая, до боли сжимающая душу.

Вопрос 1. Есть очень сильная, внутренняя акцентированность на негативном, отрицательном в другом, настороженная готовность немедленно зацепить, уловить всякое отрицательное проявление. Сознаю ли я эту свою настроенность на худое другого?

Наши рекомендации