На выполнение работы по биологии отводится 180 минут (3 часа). Работа состоит из 2 частей, включающих в себя 23 задания.
Ответы к заданиям 1–16 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом 17–23 используйте отдельный лист, на котором запишите сначала номер задания, а затем ответ.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Часть 1.
При выполнении заданий 1–8 из предложенного перечня ответов выберите три правильных и запишите цифры, под которыми они указаны, в любой последовательности.
Использование метода культуры клеток и тканей позволяет
1) | создавать искусственные клоны |
2) | получать клеточные гибриды |
3) | переносить гены |
4) | использовать мутагены |
5) | целенаправленно изменять наследственность |
6) | получать большое число однородных клеток |
Выберите характеристики генетического кода.
1) | ген – это участок молекулы ДНК. |
2) | соответствие одного кодона только одной аминокислоте |
3) | кодирование аминокислоты тремя нуклеотидами |
4) | линейное расположение генов в хромосоме |
5) неперекрываемость
6) неизменность
Определите положения клеточной теории.
1) | Все организмы состоят из клеток. |
2) | Клетки образуются в результате деления. |
3) | Клетки всех организмов имеют сходный план строения. |
4) | В ядре клетки расположены хромосомы. |
5) | Клетки всех организмов содержат митохондрии. |
6) | В результате дифференциации клеток образуются ткани. |
Комбинативная изменчивость обусловлена
1) | различными условиями среды обитания |
2) | переносом участка одной хромосомы на другую негомологичную |
3) | обменом участками гомологичных хромосом |
4) | независимым расхождением негомологичных хромосом в мейозе |
5) | изменением нормы реакции признака |
6) | случайным слиянием мужской и женской гамет |
Определите систематическое положение мукора.
1) | Прокариоты |
2) | Эукариоты |
3) | Клеточная империя |
4) | Царство Грибы |
5) | Царство Растения |
6) | Царство Животные |
В крови заболевшего малярией человека количество эритроцитов резко снижается. Это объясняется тем, что
1) | в них происходит размножение паразита |
2) | эритроциты начинают поедать паразита |
3) | организм прекращает выработку эритроцитов |
4) | паразиты внедряются в эритроциты |
5) эритроциты разрушаются паразитом
6) поражается красный костный мозг, где они вырабатываются
Какие из перечисленных примеров свидетельствуют о биологическом прогрессе?
1) | увеличение численности вида серых крыс |
2) | расширение ареала березы бородавчатой |
3) | появление млечных желёз у млекопитающих |
4) | расширение площади агроценозов |
5) | большое разнообразие видов в семействе Крестоцветные |
6) | двойное оплодотворение у покрытосеменных растений |
Экологические пирамиды отражают
1) | число особей на каждом трофическом уровне |
2) | количество энергии, содержащейся в пище на каждом уровне |
3) | трофические цепи и сети питания в биоценозе |
4) | количественное соотношение массы организмов на каждом уровне |
5) | прирост биомассы, созданной организмами экосистемы |
6) | биологическую продуктивность экосистемы |
Какие процессы протекают в клетке в периоде, обозначенном на рисунке цифрой 4?
1) | образование пептидной связи |
2) | транскрипция |
3) | транспорт аминокислот |
4) | синтез белковой цепи |
5) соединение антикодона с кодоном
6) синтез транспортной РНК
При выполнении заданий 10–14 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между строением и функцией органоида клетки и ее названием
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ОРГАНОИДА КЛЕТКИ | | НАЗВАНИЕ ОРГАНОИДА |
А) | двумембранная структура | Б) | состоит из двух субъединиц | В) | имеет кристы | Г) | происходит биологическое окисление | Д) Е)) | образует комплекс с иРНК использует энергию АТФ в процессе синтеза | | | 1) | митохондрия | 2) | рибосома | | | |
Установите соответствие между органами и тканями и зародышевым листком, из которого они развиваются
ОРГАНЫ, ЧАСТИ ОРГАНОВ, ТКАНИ | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
А) хорда | 1. Эктодерма |
Б) нервная ткань | 2. Энтодерма |
В) кожный эпидермис | 3. Мезодерма |
Г) слизистый эпителий | |
Д) гладкая мышечная ткань | |
Е) поджелудочная железа | |
| | |
Установите соответствие между примером и направлением эволюции.
ПРИМЕР | | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) | отсутствие ног у змей | Б) | волосяной покров зверей | В) | роющие конечности крота | Г) | трёхкамерное сердце земноводных | Д) | отсутствие органов пищеварения у бычьего цепня | | | 1) | Ароморфоз | 2) | Идиоадаптация | 3) | Общая дегенерация | |
Установите соответствие между функцией периферической нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.
ФУНКЦИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | | ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
А) | направляет команды к скелетным мышцам | Б) | иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов | В) | обеспечивает перемещение тела в пространстве | Г) | регулирует работу сердца | Д) | регулирует работу пищеварительных желёз | | | 1) | соматическая | 2) | вегетативная | |
Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | | КЛАСС |
А) | развитие эмбриона в яйце | Б) | снабжение организма смешанной кровью | В) | наличие желёз в эпидермисе кожи | Г) | четырёхкамерное сердце | Д) | дифференциация зубов | | | 1) | Млекопитающие | 2) | Пресмыкающиеся | |
Е) наличие вороньей кости в скелете у большинства видов