Предвидение определенного результата действия

ПР.: На глазах у обезьяны под одну из двух чашек прятали банан. Затем обезьяну выпускали. Она, естественно, бросалась к той чашке, под которой была пища, поднимала чашку и съе­дала банан. Однажды экспериментатор незаметно под­менил банан листком салата. Обезьяна, как обычно, бро­силась к чашке. Но, обнаружив менее привлекательный для нее салат, яростно его отшвырнула и начала обсле­довать чашку, место, на котором она лежала и т. д. Ана­логичное поведение наблюдалось у крысы, когда в на­граду за прохождение лабиринта она нашла семечки, вместо привычной каши из огрубей.

Контроль достигнутого эффекта.

ПР.:В опыт с крысой в «проблемном» ящике вводят следующее изменение. В исходном опыте животному достаточно было нажать на педаль, и появлялась пища. А теперь делают так, чтобы пища появилась, пе­даль нужно нажать три раза Запущенная в ящик крыса, как обычно, подбегает, нажимает педаль, но пищи нет. Она с некоторым недоумением обнюхивает педаль и опять нажимает ее. Опять нет пищи. Крыса уже с явным раздражением снова жмет. Пища появляется, и, новое рефлекторное поведение закрепляется.

Нет результата — животное повторяет еще раз свое действие.

Образ всей ситуации, обстановки.

Развертывание, усвоение и реализация навыка на­правляются всем опытом животного и, в частности,об­разом всей ситуации, всей обстановки, в которой дости­гается поставленная цель.

ПР.: когда Павлов про­водил над собаками свои опыты, непосредственным усло­вным сигналом была лампочка. Но собака реагировала на все, что было связано с экспериментом. Как только ее вводили в комнату, где проводился эксперимент, у нее уже начинала выделяться слюна. Как только раздавались шаги служителя в коридоре, у нее начиналась пищевая активность.

В формировании навыка участвуют еще такие акты, как латентное научение, усвоение прост­ранственных отношений, предвосхищение результата, контроль эффекта совершенных действий и, наконец, от­ражение общей ситуации, в которой достигается этот эффект. Кроме того, сама возможность образования со­ответствующего навыка обуславливается врожденными диспозициями организма, этапом его развития и состоя­нием в момент научения.

Структура интеллектуального поведения

1.Первый компонент интеллектуального поведения. Это — обнаружение непригодности в данной ситуации всех привычных способов достижения соответ­ствующей цели.

И, интеллектуальное поведение может рассматриваться как способ реагирования на существен­ную новизну ситуации. Его задача — отыскать новые действия, отвечающие новым отношениям вещей и изме­няющие ситуацию так, что она сводится к одной из при­вычных, имевших место в прошлом опыте.

2. Второй элемент интеллектуаль­ного поведения — это перенос операций, т.е. использо­вание в данной новой ситуации действий, которые были ранее усвоены особью в каких-то других ситуациях. На чем же основывается возможность такого перено­са операций? На том, что разные вещи могут находиться в сходных отношениях. Почему такой перенос операций в новую ситуацию позволяет достичь успешного «реше­ния»? Потому что сходное отношение вещей обеспечива­ет при применении к ним сходных операций сходный ре­зультат.

3. Способность реагировать на отношения между объектами, регулировать поведение в соответствии с отношением вещей, имеющим место в данной ситуации.

Многочисленные эксперименты показывают, что та­кая способность «улавливать отношения» и реагировать на них действительно существует у достаточно вы­сокоразвитых животных.

ПР.: уже карповые рыбы, голуби, куры, кроли­ки и даже пчелы способны выделять такие относитель­ные признаки раздражителей, как больше-меньше, коро­че-длиннее, чаще-реже, светлее-темнее и т. п.

Сигналом для ореакции служит не абсолютная величина треугольника, а их отношение друг к другу.

Чтобы перенос действия был эффек­тивным, т.е. «разумным», достигаемые им результаты должны сопоставляться с целью действия. При формиро­вании навыка это сопоставление осуществляется практи­чески. Действие пробуют, и если оно не достигает цели, то отбрасывают, как ошибку. При этом, сначала законо­мерно преобладают ошибки, так как вероятность случайно сразу выбрать верное действие, невелика. При «чис­том» интеллектуальном поведении положение обратное. «Подходящее» новое действие отыскивается в опыте сра­зу или почти сразу (после обнаружения негодности при­вычных реакций). Значит, здесь сопоставление эффекта избираемого действия с поставленной целью осуществля­ется каким-то другим способом, не путем практических проб.

А значит такое сопоставление осуществляется пси­хикой. А для этого необходимо, чтобы в психике каким-то образом был представлен ожидаемый результат при имею­щемся отношении вещей.

4. Четвертый необходимый элемент интеллекту­ального поведения — экстраполяция (предвосхищение) изменений ситуации, которые возникнут в результате выполнения соответствующего действия (или его невы­полнения).

Наши рекомендации