Проректор по учебной работе, заместитель председателя УМО по агрономическим специальностям
Проректор по учебной работе, заместитель председателя УМО по агрономическим специальностям
проф._____________Н.И. Дунченко
“____”______________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ
для подготовки бакалавров по профилю «Охотоведение»
ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 020400.62 «Биология»
Курс 1
Семестр 2
Москва, 2012
Составитель: Зубалий А.М., кандидат биологических наук, доцент
«__» ________ 2012г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока Б2.В.ДВ.1.2 студентам очной формы обучения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля 2010г. № 101 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» февраля 2010г. № 16504.
Программа обсуждена на заседании кафедры зоологии
(протокол №5 от 21.12.2012 г.)
Зав. кафедрой, Г.И. Блохин, д.с.-х.н., профессор _________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 2012г.
Рецензент: Савчук С.В., канд.биол.наук, доцент ___________________________
(подпись)
Проверено:
Начальник отдела менеджмента
качества образования ___________________ Л.А. Ефимова
(подпись)
Начальник отдела
разработки и обеспечения
образовательных программ УМУ ___________________ Л.М. Сашина
(подпись)
Согласовано:
Декан зооинженерного факультета
Ю.А. Юлдашбаев, д.с.-х.н., профессор ___________________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 20__г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета зооинженерного факультета, протокол № ____ от «____» _____________ 20__ г.
Секретарь ученого совета зооинженерного факультета
О.И. Боронецкая, к.с.-х.н., ст.науч.сотр. _________________________________
(подпись)
«__» ________ 20__г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 020400.62 «Биология» протокол № ___ от «____» _____________ 20__г.
Председатель учебно-методической комиссии
Маловичко Л.В., д.б.н., профессор ______________________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 20__г.
Заведующий выпускающей кафедрой
Г.И. Блохин, д.с.-х.н., профессор ________________________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» _______ 20__г.
Начальник УИТ _____________________М.Ю. Гладких
(подпись)
Отдел комплектования ЦНБ ____________________ Е.А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ _______________________И.Н. Батура
(подпись)
Содержание
Аннотация.. 5
1. Цели освоения дисциплины... 5
2. Место дисциплины в учебном процессе.. 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 5
4. Структура и содержание дисциплины... 6
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам.. 6
4.2 Содержание дисциплины.. 8
4.3 Практические/семинарские занятия. 13
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.. 18
4.5 Учебно-исследовательские работы/рефераты.. 21
5. Образовательные технологии.. 23
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины... 23
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций.. 23
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 25
7.1 Основная литература.. 25
7.2 Дополнительная литература.. 25
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 26
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины... 26
8.1 Требования к аудиториям для проведения занятий.. 26
9. Методические рекомендации по освоению дисциплины... 26
Аннотация
Дисциплина «История биологии» изучается на 1 курсе, во 2 семестре и имеет важное значение для формирования естественно-научного мировоззрения и экологического мышления будущих бакалавров-биологов. Трудоемкость дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и Учебным планом направления подготовки 020400.62 «Биология» составляет 3 зачетные единицы (108 часов), форма контроля – зачет. Ведущим преподавателем предполагается доцент А.М. Зубалий.
1. Цели освоения дисциплины
В соответствии с ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 020400.62 «Биология» должен решать профессиональные задачи в рамках следующих видов деятельности: научно-исследовательская, научно-производственная и проектная, организационно-управленческая и педагогическая. Таким образом, целью освоения дисциплины «История биологии» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области истории и развития биологии, как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому в рамках дисциплины предусмотрено углубленное изучение истории возникновения и становления биологических знаний в человеческом обществе, современное состояние, теоретическое и прикладное значение биологических наук.
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «История биологии» включена в цикл математических и естественно-научных дисциплин, вариативную часть, по выбору. Дисциплина «История биологии» предусматривает реализацию требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению (профилю подготовки) 020400.62 «Биология».
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «История биологии» являются «История», «Химия», «Общая биология». Дисциплина «История биологии» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Биологическая химия», «Молекулярная биология», «Генетика и селекция животных», «Биология размножения и развития», «Введение в биотехнологию».
Особенностью дисциплины является обширные междисциплинарные связи, как с естественными науками биологического профиля, так и гуманитарно-социальными. Так же очень важным при изучении дисциплины является выработка умения понимать место биологии в системе наук о природе; анализировать и критически осмысливать роль биологии в сохранении биоразнообразия и перспективы устойчивого развития человеческого общества.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК-2, ОК-6) и профессиональных (ПК-1, ПК-7) компетенций, представленных в таблице 1.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед.(108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ
Вид учебной работы | Трудоёмкость | ||
зач. Ед. | час. | В т.ч. по семестрам | |
№2 | |||
Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану | 3,00 | ||
Аудиторная работа: | 1,50 | ||
лекции (Л) | 0,50 | ||
практические занятия (ПЗ) | 1,00 | ||
Самостоятельная работа(СРС) | 1,50 | ||
реферат (Р) | 0,28 | ||
самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 0,97 | ||
Подготовка к зачету | 0,25 | ||
Вид контроля: | Зачет |
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
№ п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-2 | Уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития | Основные этапы и направления развития биологии в России и во всем мире | Применять эти знания при дальнейшем освоении ООП | Информацией о сформировавшихся направлениях биологии, об отечественных и мировых ученых, внесших заметный вклад в ее развитие |
2. | ОК-6 | Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области естественных наук | Современные тенденции в биологической науке, учебные и научные центры биологии в России, взгляды научных школ в биологии | Использовать базовые знания в области истории биологии в своей профессиональной деятельности | Биологически грамотными приемами ведения профессиональной деятельности |
3. | ПК-1 | Демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы | Базовые представления о разнообразии биологических объектов | Понимать роль биологии в сохранении биоразнообразия для устойчивости биосферы | Методиками оценки биоразнообразия на различном уровне |
4. | ПК-7 | Понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении | Основные этапы развития эволюционных идей в биологии | Применять эти основы и принципы на практике | Представлениями о многообразии путей и форм эволюционных процессов |
4.2 Содержание дисциплины
Тематический план дисциплины «История биологии» с указанием основных разделов и распределением часов по видам работ приведен в таблице 3.
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов дисциплины | Всего кол-во часов на раздел | Аудиторная работа | Внеаудиторная работа (СР) | |
Л | ЛПЗ | |||
Введение в историю биологии. Биология как наука и раздел естествознания. | ||||
Зарождение биологии как науки. Периоды и этапы развития естествознания. | ||||
Развитие научных взглядов на возникновение и эволюцию жизни на Земле, на происхождение человека. | ||||
История и методология генетики и селекции. | ||||
Исторические аспекты развития цитологии, микробиологии и вирусологии. | ||||
История и развитие биохимии. | ||||
История и методология анатомии, физиологии и эмбриологии. | ||||
История и методология систематики животных и растений. | ||||
История и методология экологии. | ||||
Всего за семестр | ||||
Итого по дисциплине |
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение в историю биологии. Биология как наука и раздел естествознания.
Содержание практических/семинарских занятий
И контрольных мероприятий
№ п/п | № раздела | № и название лабораторных/ практических/ семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий | Вид контрольного мероприятия | Кол-во часов |
1. | Раздел 1. Введение в историю биологии. Биология как наука и раздел естествознания. | |||
Тема 1. История биологии как часть биологии и истории культуры. | История биологии как часть биологии и истории культуры. Биология как раздел естествознания. Роль исторического подхода в биологических исследованиях. Взаимосвязь истории и методологии биологии. | - | ||
Раздел 2. Зарождение биологии как науки. Периоды и этапы развития естествознания. | ||||
Тема 2. Зарождение биологии как науки. | Накопление первоначальных знаний о природе в первобытном обществе. Философские системы Древнего мира. Первые научные биологические обобщения (Античная Греция, Древний Рим). Состояние науки в период Средневековья в странах Европы, Ближнего Востока, Китая. Зарождение университетов в позднем Средневековье. Становление науки Нового времени. Эпоха Возрождения, зарождение анатомии и физиологии. Эпоха Великих географических открытий. | Устный опрос | ||
Тема 3. Современное состояние биологии. | Современная биология как наука. Определение понятия «жизнь». Происхождение термина «биология». Определение биологии как науки. Фундаментальные биологические понятия. Дисциплинарная структура современной биологии. Различные формы содержания биологического образования. | Устный опрос | ||
Раздел 3. Развитие научных взглядов на возникновение и эволюцию жизни на Земле. | ||||
Тема 4. Представления о возникновении и развитии жизни на Земле. | Первоначальные сведения о возникновении и развитии жизни на Земле.Биогенез и абиогенез. Карл Линней и его школа. Трансформизм. Создание первой целостной теории эволюции: Ж.Б. Ламарк, «Философия зоологии». Биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель). Кювье. Возникновение палеонтологии и стратиграфии. Первобытная археология и первые данные об антропогенезе. Карл Бэр, эмбриология, принцип рекапитуляции. Чарльз Лайель, становление принципа актуализма. Развитие эволюционных представлений о природе и пропаганда дарвинизма в России в трудах М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, К.Ф. Рулье, К.А. Тимирязева, И.И. Мечникова. | Устный опрос | ||
Тема 5. Дальнейшее развитие эволюционного учения. | Становление синтетической теории эволюции. Вклад советских ученых в синтетическую теорию эволюции (Н.И. Вавилов, А.Н. Северцов, Н.И. Шмальгаузен, Н.К. Кольцов, С.С. Четвериков, Н.В. Тимофеев-Рессовский). Н.А. Северцов. Развитие биогеографии и экологии. В.О. Ковалевский и создание эволюционной палеонтологии. А.О. Ковалевский и И.И. Мечников, создание эволюционной эмбриологии. Современные эволюционные представления. | Устный опрос | ||
Раздел 4. История и методология генетики и селекции. | ||||
Тема 6. История и методология генетики и селекции. | Зарождение генетики как науки (Г.Де Фриз, К. Корренс, Э. Чермак, 1900). Возникновение и развитие хромосомной теории наследственности Т. Моргана. Возникновение концепции о молекулярном строении хромосом и химической природе гена (Н.К. Кольцов, 1928). Решетка Пеннета (1906).Основные положения учения о мутациях Г. Де Фриза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.Н. Вавилов). История и методология селекции. Генетика и селекция в России и СССР. Становление популяционной генетики. Наука и идеология. Разгром «вейсманизма-морганизма» в СССР. | Устный опрос, доклады | ||
Раздел 5. История и методология вирусологии и микробиологии. | ||||
Тема 7. История открытия клетки. Формирование медицинской микробиологии. | Значение создания микроскопа для биологических наук. Работы Л. Пастера – начало развития современной микробиологии. Систематизация и классификация микроорганизмов. Появление в микробиологии двух направлений – мономорфизма и полиморфизма. Формирование медицинской микробиологии: Р. Кох. | Устный опрос, доклады | ||
Тема 8. Современнее состояние микробиологии. | Разработка методов окраски препаратов крови и простейших организмов (Д.Л. Романовский). Изучение природной мозаичной болезни листьев табака (Д.Н. Ивановский, 1892). Открытие вирусов. Происхождение термина «вирус». «Фильтрующиеся вирусы». Открытие белковой природы вирусов (Стенли, 1932), вирусов у бактерий и актиномицетов. История иммунологии. Открытие антител. Создание первой теории иммунитета. Получение первых сывороток. Вклад И.И. Мечникова и его учеников в развитие микробиологии. | Устный опрос, доклады | ||
Раздел 6. История и методология биохимии | ||||
Тема 9. Становление и развитие биохимии | Первый синтез органического вещества (Ф. Велер, 1928), получение жиров (М. Бертло), углеводов (А.М. Бутлеров), пептидоподобных веществ (А.Л. Данилевский, Э. Фишер), синтез искусственного белка – гормона инсулина (В. Ингрем). Выделение ферментов – уреазы и пепсина (Д. Самнер, Д. Нортроп). Открытие витаминов (Н.И. Лунин, К. Функ). | Устный опрос, доклады | ||
История изучения нуклеиновых кислот. Открытие Ф. Мишером нуклеина в ядрах лейкоцитов (1869). Расшифровка структуры мононуклеотидов (1909). Работы Э. Чагаффа по изучению структуры нуклеиновых кислот (1950-1953). Разработка модели ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик). Основоположники биохимии в России: А.Я. Данилевский, А.И. Ходнев, М.М. Манасеина, И.П. Павлов, С.Е. Северин. | Устный опрос, доклады | |||
Раздел 7. История и методология анатомии, физиологии и эмбриологии. | ||||
Тема 10. История становления и развития анатомии, физиологии и эмбриологии. | Становление анатомии в античном периоде и в эпоху Средневековья и Возрождения. Основные достижения анатомии и физиологии XVI-XVIIIвв (в трудах Мальпиги, Борели, Морганьи, Биша, Вольфа). Микроскопическое направление в анатомии. | Устный опрос, доклады | ||
Эмбриология животных, краткая история. Преформизм и эпигенез. Идеи К. Вольфа. Зарождение анатомической науки в России. Крупнейшие отечественные анатомы: А.М. Шумлянский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.А. Бец, В.Н. Тонков, Д.И. Зернов, В.П. Воробьёв, П.И. Какузин. | Устный опрос, доклады | |||
Развитие эмбриологии в XIX-ХХ веках. Значение работ К. Бэра. Влияние дарвинизма на эмбриологию. Сравнительно-эволюционное направление (А.С. Ковалевский, Э. Геккель, И.И. Мечников). Исторические корни экспериментальной эмбриологии, её современные задачи. Основные направления описательной, экспериментальной, сравнительной и теоретической эмбриологии. | Устный опрос, доклады | |||
Раздел 8. История и методология систематики животных и растений. | ||||
Тема 11. История и методология систематики животных и растений | Первые попытки классификации растений и животных: Аристотель, Генер, Лецбниц, Дж. Рей. Система природы К. Линнея. Естественные и искусственные классификации. Реформа систематики в трудах Ламарка, Сент-Илера, Кювье. К Бэр и разработка теоретических проблем систематики. | Устный опрос, доклады | ||
Методология современной систематики. Современная классификация. Основные этапы становления ботаники и зоологии. Изучение ископаемых организмов. | Устный опрос, доклады | |||
Раздел 9. История и методология экологии. | ||||
Тема 12. История и методология экологии. | Первоначальные сведения по экологии. Становление экологии как науки. Разделы и прикладные отрасли современной экологии. Биоэкология – классическая наука и фундамент для природоохранных знаний. Основные концепции, подходы и методы экологии. Теории происхождения и эволюции биосферы. А.И. Опарин, Д.Б. Холдейн, С. Фокс, С. Миллер. Учение о биосфере Вернадского В.И. Экологическая этика. Биоэтика. | Устный опрос, доклады | ||
ВСЕГО |
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
Таблица 5
Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
№ п/п | № раздела и темы | Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение в историю биологии. Биология как наука и раздел естествознания. | |||
1. | Тема 1. История биологии как часть биологии и истории культуры. | Прикладные и производственно-технические аспекты использования достижений биологической науки. Общебиологические проблемы естествознания. | |
Раздел 2. Зарождение биологии как науки. Периоды и этапы развития естествознания. | |||
Тема 2. Зарождение биологии как науки. | Зарождение науки в раннерабовладельческих государствах (Месопотамия, Древний Египет). Биологические знания и натурфилософские течения в странах Древнего Востока (Индия, Китай). | ||
Тема 3. Современное состояние биологии. | Критерии живого. Уровни организации живой материи. Место биологии в системе наук. | ||
Раздел 3. Развитие научных взглядов на возникновение и эволюцию жизни на Земле. | |||
Тема 4. Представления о возникновении и развитии жизни на Земле. | Гипотеза самозарождения Аристотеля. Первое экспериментальное опровержение теории самозарождения (Ф. Реди). Опыты Л. Пастера. Возникновение концепции вечности жизни и ее заноса на Землю (С. Аррениус). История создания теории естественного отбора, теоретическое и прикладное значение дарвинизма. | ||
Тема 5. Дальнейшее развитие эволюционного учения. | Основные положения синтетической теории эволюции. | ||
Раздел 4. История и методология генетики и селекции. | |||
Тема 6. История и методология генетики и селекции. | Законы Г. Менделя (1865). Прикладные и производственно-технологические аспекты использования достижений генетики. | ||
Раздел 5. История и методология вирусологии и микробиологии. | |||
Тема 7. История открытия клетки. Формирование медицинской микробиологии. | Эпидемии инфекционных заболеваний и первые успешные попытки борьбы с ними. Открытие, описание и изучение возбудителей инфекционных заболеваний. | ||
Тема 8. Современнее состояние микробиологии. | Анализ современных достижений микробиологии и микробиологического производства. | ||
Раздел 6. История и методология биохимии | |||
Тема 9. Становление и развитие биохимии. | Изучение роли и функции витаминов в жизнедеятельности организмов. Современные успехи биохимии. Расшифровка генетического кода. Клонирование. | ||
Раздел 7. История и методология анатомии, физиологии и эмбриологии. | |||
Тема 10. История становления и развития анатомии, физиологии и эмбриологии. | Везалий – реформатор анатомии. Гарвей и становление физиологии. Изучение высшей нервной деятельности в работах И.А. Павлова. Связь эмбриологии с цитологией, генетикой и молекулярной биологией. Прикладное значение эмбриологии. | ||
Раздел 8. История и методология систематики животных и растений. | |||
Тема 11. История и методология систематики животных и растений | Эмбриологическое направление в систематике. Прикладные и производственно-технологические аспекты использования достижений систематики животных и растений. | ||
Раздел 9. История и методология экологии. | |||
Тема 12. История и методология экологии. | Связь экологии с другими науками и производственными сферами. | ||
ВСЕГО |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Примерный перечень тем рефератов
по дисциплине «История биологии»
1. История развития экологии.
2. Развитие экологии животных в XX веке.
3. Некоторые перспективы развития цитологии.
4. Выдающиеся русские физиологи.
5. Биофизические исследования в биологии XX века.
6. Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.
7. Н. К. Кольцов и борьба за автономию науки.
8. В. И. Вернадский и учение о ноосфере.
9. История развития этологии.
10. Идеалистические концепции эволюции.
11. Опыты А. Лавуазье по физиологии дыхания.
12. Выяснение сущности оплодотворения у растений.
13. Особенности микробиологии в XX веке.
14. Основные направления и тенденции развития физиологии животных и человека.
15. Изучение биологически активных соединений.
16. Зарождение анатомии и физиологии в эпоху Возрождения.
17. Эпоха Великих географических открытий и ее экологические последствия.
18. Г.Галилей и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
19. А.Левенгук и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
20. Д.Рей и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
21. Дж. Пристли и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
22. К.М. Бэр и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
23. Р. Броун и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
24. Л. Пастер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
25. Ф. Мишер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
26. Н.Н. Любавин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
27. И.Д. Чистяков и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
28. В. Флемминг, П.И. Перемежко и их вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
29. Н.И. Лунин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
30. Н.И. Мечников и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
31. Д.И. Ивановский и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
32. В.И. Беляев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
33. С.Г. Навашин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
34. Н.Ф. Гамалея и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
35. И.П. Павлов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
36. К.А.Тимирязев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
37. А.Н. Северцов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
38. Н.И.Вавилов и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
39. А.И. Опарин и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
40. С.С.Четвериков и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
41. В.Н. Сукачев и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
42. Н. Винер и его вклад в развитие биологии и естественно-научного мировоззрения.
.
Образовательные технологии
Таблица 6
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
№ п/п | Тема и форма занятия | Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий | Кол-во часов | |
1. | Зарождение биологии как науки | Л | Проблемная лекция | |
2. | История и методология генетики и селекции | ПЗ | Метод группового решения творческих задач (метод Дельфи) | |
3. | История открытия клетки. | Л | Лекция-визуализация | |
4. | История создания теории естественного отбора | Л | Лекция-дискуссия | |
5. | Современные эволюционные представления | Л | Лекция – пресс-конференция | |
6. | Основные этапы становления ботаники и зоологии. | ПЗ | Деловая игра | |
Всего: |
Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 12 часов (22,2% от количества аудиторных часов, отведенных на изучение данной дисциплины).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Всего – 100 баллов
Максимальная сумма баллов: 9+18+54+9+10+45=100
В конце семестра набранные студентом баллы суммируются и принимается решение о допуске студента к итоговому контролю (зачету) или освобождении от его сдачи.
В таблице 7 приведены оценки по дисциплине «История биологии», которые студент может получить по набранным баллам без прохождения промежуточного контроля (зачета).
Таблица 7
Соответствие количества баллов экзаменационным оценкам
Максимальная сумма баллов | Оценка | |
Незачтено | Зачтено | |
Менее 60 | 60-100 |
Если студент набрал менее 60 баллов – до итогового контроля он не допускается и считается задолженником по этой дисциплине.
6.2 Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине
1. Определение биологии как науки. Определение жизни.
2. Методология научного познания.
3. История и методология биологии как раздел биологии.
4. Основные вехи в истории биологии.
5. Зарождение естествознания. История естествознания.
6. История биологических наук и естествознания в Древности.
7. История биологических наук и естествознания в Античности.
8. Вклад древних восточных цивилизаций в развитие биологических наук.
9. История древней медицины.
10. Первые попытки классификации живых организмов.
11. Первоначальные представления о возникновении жизни.
12. Значение алхимии для развития химии и биологии.
13. Выдающиеся древнегреческие философы.
14. Выдающиеся древнеримские философы
15. Биология и естествознание в эпоху Средневековья.
16. Биология и естествознание в эпоху Возрождения.
17. Выдающиеся естествоиспытатели периода становления биологических наук.
18. Зарождение ботаники.
19. Зарождение зоологии.
20. Зарождение анатомии.
21. Зарождение физиологии.
22. История и методология цитологии в XVII- XVIII вв.
23. История и методология микробиологии в XVII- XVIII вв.
24. История и методология генетики в XVII- XVIII вв.
25. История и методология ботаники в XVII- XVIII вв.
26. История и методология зоологии в XVII- XVIII вв.
27. История и методология анатомии в XVII- XVIII вв.
28. История и методология физиологии в XVII- XVIII вв.
29. История и вклад в науку ученых биологов в XVII- XVIII вв.
30. История и методология теории эволюции в XVII- XVIII вв.
31. История и методология теорий возникновения жизни на Земле в XVII- XVIII вв.
32. Современные достижения, методология и прикладное значение цитологии.
33. Современные достижения, методология и прикладное значение микробиологии.
34. Современные достижения, методология и прикладное значение биохимии.
35. Современные достижения, методология и прикладное значение генетики.
36. Современные достижения, методология и прикладное значение экологии.
37. Современные достижения, методология и прикладное значение биотехнологии.
38. Современные достижения, методология и прикладное значение ботаники.
39. Современные достижения, методология и прикладное значение зоологии.
40. Современные достижения, методология и прикладное значение анатомии.
41. Современные достижения, методология и прикладное значение физиологии.
42. Вклад в биологическую науку и биологическое производство ученых XX в.
43. Современные достижения, методология и прикладное значение теории эволюции.
44. Современные достижения и методология теорий возникновения жизни на Земле.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
1. Длусский Г.М. История и методология биологии: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Биология». – М.: Анабасис, 2006.-219с.
2. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: КМК, 2004. – 432 с.
7.2 Дополнительная литература
1. Москалев А. А., Шапошников М. В. Генетические механизмы воздействия ионизирующих излучений в малых дозах. – М.: Наука, 2009. – 144 с.
2. Павлинов И. Я., Любарский Г. Ю. Биологическая систематика. Эволюция идей. – М.: КМК, 2011. – 674 с.
3. Проблемы регуляции в биологических системах. Биофизические аспекты // Под редакцией А. Б. Рубина. – М.: Изд-во Института компьютерных исследований, 2007. – 480 с.
4. Пугачев О.П. Вид и видообразование. Анализ новых взглядов и тенденций. – СПб.: Изд-во Зоологического института РАН, 2009. – 304 с.
5. Рожнов С.В. Эволюция биосферы и биоразнообразия. – М.: КМК, 2006. – 602 с.
6. Формозов А. Н. Проблемы экологии и географии животных. – СПб: ЛКИ, 2010. – 354 с
Требования к аудиториям для проведения занятий
Для проведения лекционных и лабораторно-практических занятий по дисциплине «История биологии» необходима аудитория, оснащенная компьютером (желательно с выходом в сеть Интернет), настенным экраном и мультимедийной приставкой.
9. Методические рекомендации по освоению дисциплины
Проректор по учебной работе, заместитель председателя УМО по агрономическим специальностям
проф._____________Н.И. Дунченко
“____”______________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ
для подготовки бакалавров по профилю «Охотоведение»
ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 020400.62 «Биология»
Курс 1
Семестр 2
Москва, 2012
Составитель: Зубалий А.М., кандидат биологических наук, доцент
«__» ________ 2012г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока Б2.В.ДВ.1.2 студентам очной формы обучения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля 2010г. № 101 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» февраля 2010г. № 16504.
Программа обсуждена на заседании кафедры зоологии
(протокол №5 от 21.12.2012 г.)
Зав. кафедрой, Г.И. Блохин, д.с.-х.н., профессор _________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 2012г.
Рецензент: Савчук С.В., канд.биол.наук, доцент ___________________________
(подпись)
Проверено:
Начальник отдела менеджмента
качества образования ___________________ Л.А. Ефимова
(подпись)
Начальник отдела
разработки и обеспечения
образовательных программ УМУ ___________________ Л.М. Сашина
(подпись)
Согласовано:
Декан зооинженерного факультета
Ю.А. Юлдашбаев, д.с.-х.н., профессор ___________________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 20__г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета зооинженерного факультета, протокол № ____ от «____» _____________ 20__ г.
Секретарь ученого совета зооинженерного факультета
О.И. Боронецкая, к.с.-х.н., ст.науч.сотр. _________________________________
(подпись)
«__» ________ 20__г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 020400.62 «Биология» протокол № ___ от «____» _____________ 20__г.
Председатель учебно-методической комиссии
Маловичко Л.В., д.б.н., профессор ______________________________________
(ФИО, у