Этап изучения нового материала
ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Прием « Я утверждаю, что…».
Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ.
Биология 9 класс, тема «Клетка».
Выслушайте список терминов и ответьте на вопросы (можно записать их на доске):
Термины: вакуоль, хлоропласт, рибосома, ядро, оболочка.
Вопросы:
1. Нуклеиновые кислоты являются обязательной составной частью двух из пяти названных органоидов? (Нет, трех)
2. Синтез белка в цитоплазме связан с третьим органоидом? (Да)
3. В клетке мякоти арбуза самое большое пространство занимает органоид, названный четвертым? (Нет, первым)
4. Второй органоид может менять свой цвет? (Да)
5. Из пяти терминов четыре – существительные женского рода? (Нет, три)
Прием «Получи бонус».
В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей – получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться.
Можно использовать как фрагмент урока или на протяжении всего урока. Хорошо зарекомендовал себя на открытых уроках.
Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше».
Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развить еще и социальную мотивацию).
Прием «Опиши меня…».
Найти в учебнике то место, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте или в презентации, или объект, рассматриваемый под микроскопом.
Прием «Паутина».
Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.
Биология 9 класс, тема «Клетка».
|
| ||||
| |||||
|
| ||||
Ответ: Клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.
Биология 7 класс, тема «Взаимосвязи в природе»
Приведенные ниже беспорядочные факты выстройте в логической последовательности.
1. Водоемы и побережье были обработаны ядохимикатом ДДТ.
2. На Филиппинах стало много комаров, заражающих человека малярией.
3. От ДДТ погибли комары, тараканы отравились и стали малоподвижными.
4. Расплодились крысы.
5. Опасность эпидемии чумы была устранена.
6. Кошки, поедая малоподвижных ящериц, перестали охотиться на крыс.
7. В джунгли самолетами на парашютах был сброшен десант здоровых кошек.
8. Крысы распространяют блох – переносчиков чумы.
9. Ящерицы, поедая отравленных тараканов, сами становились малоподвижными.
10. Кошки сократили численность крыс.
11. Чума опаснее малярии.
Ответ: 2-1-3-9-6-4-8-11-7-10-5
Прием «Забей гол!» или«Установи соответствие»
Предлагается две стопки карточек, в одной стопки термины, в другой их функции, или характеристика и т.д.
Необходимо выполнить задание на скорость: каждый мяч (термины) должен попасть в свои ворота (функции или характеристика).
Биология 8 класс, тема «Ткани»
Название мячей: Название ворот:
Мышечная Раздражимость
Соединительная Сократимость
Нервная Защита
Эпителиальная Опора
Прием «Практичность теории».
Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам.
Биология 7 класс, тема «Шляпочные грибы».
Задание: необходимо разработать памятку сборщика грибов.
Задание: изготовить книжку-малышку «Ядовитые грибы Псковской области».
География 7 класс, тема «Центры происхождения».
Задание: составить меню на один день из продуктов, полученных на основе растений одного центра происхождения (например, Абиссинский центр происхождения), оформить на странице формата А4.
Прием «Лови ошибку!»
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.
Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками…
Биология 7 класс, тема «Систематика».
Найди ошибку.
Царство: Растения Царство: Растения
Отдел: Покрытосеменные Класс: Двудольные
Класс: Однодольные Отдел: Покрытосеменные
Семейство: Розоцветные Семейство: Розоцветные
Род: Шиповник Род: Шиповник
Вид: Шиповник коричный Вид: Шиповник коричный
География 7, 8 классы, тема «Моря и океаны».
Гипотеза: моря становятся со временем все более пресными. Обоснование6 во-первых, свои пресные воды приносят в моря впадающие реки; во-вторых, дожди тоже добавляют пресной воды; в-третьих, морская соль постепенно выпадает на дно. Именно этим объясняется, что моря и озера сегодня имеют разную соленость. Когда-то соленость всех водоемов была одинакова, но разное количество и величина впадающих рек, разные погодные условия внесли свои поправки. Поэтому сегодня встречаются как очень соленые водоемы, так и пресные. Попробуйте подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Каким научным экспериментом это можно сделать?
Гипотеза выдвинута с единственной целью – тренировать ум учеников. При этом специально «забыто» то, что испаряется тоже только чистая пресная вода, что способствует увеличению солености водоемов.
Прием «Синквейн».
Я думаю, что почти все встречались и применяли в своей практике такой прием, как «Синквейн». Строгие правила составления синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное.
По сути, синквейн – это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. К тому же, упражнение интересное и увлекательное.
Классический синквейн – это пятистрочие, составленное по определенным правилам:
1. Первая строка содержит одно слово из любого количества слогов – термин, фамилия, понятие.
2. Вторая строка содержит два слова – определения предмета, темы стихотворения.
3. Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.
4. Четвертая строка содержит предложение из 4-х слов, раскрывающих смысл главного слова синквейна.
5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Биология 9 класс « Происхождение видов».
Дарвин
Трудолюбивый, обстоятельный
Путешествовал, анализировал, наблюдал
Определил главные механизмы эволюции
Гений!
Природоведение 5 класс, тема «Гидросфера»
Вода
Меняющаяся, необходимая
Живет, изменяется, испаряется
Без нее невозможна жизнь на Земле
Это чудо!
Амонашвили писал: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».
Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учится умению общаться, установлению контактов.
Прием «Перевод с русского на русский»(на слух).
Один из приемов, развивающий не только мыслительную деятельность, но и чувство юмора. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы.
Две-три пословицы, «переведенные» на язык биологических терминов.
Например,
- Сбился с азимута среди 3-х голосеменных. (Заблудился в 3-х соснах);
- На один из органов кровообращения не распространяются законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь);
- Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит);
- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа - не волк, в лес не убежит).
Прием «Горячий стул».
Перед классом ставится стул, на него садится учащийся спиной к доске. Учитель или ученик на доске пишет слово, относящееся к теме урока. Класс с помощью наводящих слов, описывает это слово, не называя его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул под учеником (образно).
Прием «Мобильная связь».
Многие дети любят играть в мобильный телефон на уроке. Конечно, учитель запрещает ему. Но эта игра не запрещает играть в мобильный телефон, а он даже необходим на уроке. Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер.
Например, 4(3); 4(4); 3(2); 6(3); 4(3); 2(1); (КЛЕТКА).
Попробуйте расшифровать тему урока с помощью «мобильной связи».
7(1); 5(3); 6(3); 5(3); 6(2); 4(1); 5(2); 6(3); 3(2); 3(4); (ФОТОСИНТЕЗ).