Наука и квазинаучные формы духовной культуры

Наука — компонент духовной культуры, поэтому процессы, которые происходят во всей системе культуры в той или иной форме отражаются и на науке. Так, всплеск в конце XX в. очередной исторической волны ремифологизации духовной культуры, обусловивший ограничение рациональной составляющей культуры в пользу иррациональных ее моментов, сказался и на современной науке. Это проявилось, в частности, в существовании постоянно усиливающейся в системе духовной культуры тенденции к образованию синкретических ментальных структур, в которых причудливо сочетаются элементы, принадлежащие, казалось бы, к совершенно различным, разделенным громадной исторической дистанцией и потому в принципе несовместимым, чуждым друг другу формам сознания — науке и мифологии.

В пластах обыденного, массового и околонаучного сознания все большее место занимают паракультурные образования, некие духовные кентавры, в которых соседствуют и, более того, в чем-то дополняют друг друга научное и мифопоэтическое, логико-доказательное и мифологическое, рационально-теоретическое и иррационально-мистическое, предметно-практическое и суеверно-магическое. Эта тенденция приобретает черты масштабного культурного феномена, и есть несомненные основания утверждать, что в системе духовной культуры рельефно очерчиваются границы целостного корпуса квазинаучной мифологии как особого способа духовного освоения мира.

«Классическая» квазинаучная мифологическая триада (невероятные появления лохнесского чудовища, поиски «снежного человека» и таинственные происшествия в Бермудском треугольнике) многократно расширилась и впитала в себя новые мифологемы — поиски НЛО, полтергейст, левитация, идеи реинкарнации («жизни после жизни», точнее говоря, после смерти) и др. Особенно многочисленны мифологемы в том, что касается истоков и судеб человеческой цивилизации, организации и населенности Вселенной, взаимодействий человеческой цивилизации с «над(вне)человеческими разумами» во Вселенной и др. И все это соседствует с бурным расцветом старых, традиционных форм оккультизма — магии, астрологии, спиритизма и др.

Всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного миротворчества, паракультурных форм сознания — не исключительно отечественное явление, а скорее явление мирового, общецивилизационного уровня. Бегство от материализма к мистике стало модой и для отечественного, и для зарубежного безбрежного скептицизма.

Новые формообразования человеческого духа, демонстрирующие его неисчерпаемые творческие возможности, в любом их содержании можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство. «Первопроходцы» квазинаучного мифотворчества пытаются выдать свою деятельность за особую, высшую форму познания, которая в ближайшее время будто бы заменит собой науку как систему экспериментального и теоретического исследовательского поиска; они все чаще подчеркивают, что такая наука «отжила свой век». Это определенный вызов науке, который она принимает с достоинством и ответственностью, хотя, к сожалению, не всегда достаточно активно.

Научно-рациональный анализ квазинаучного мифотворчества показывает, что его возникновение обусловлено рядом определенных социокультурных корней. Укажем на два из них.

Во-первых, любая культура множественна и целостна одновременно. В любой культуре, в том числе современной, существуют разные качественно своеобразные уровни, слои, пласты. Разумеется, исторические типы культуры различаются содержанием, структурой и др. Но в любую эпоху все индивиды, вовлеченные в систему воспроизводства и развития культурных ценностей, в своем сознании содержат компоненты всех имеющихся в данной культуре уровней, слоев и пластов. В полной мере это относится и к фольклору, народным верованиям, мифопоэтическим образам, предрассудкам и др. Пласты мифопоэтического сознания не чужды и образованным слоям общества, в частности ученым, прошедшим выучку, тренинг в системе научно-рационального, познавательного освоения мира. Такие вненаучные факторы накладывают свой отпечаток на толкование отдельными учеными некоторых проблем современной науки.

Во-вторых, наука обязана сделать все, что в ее силах, для проверки и рациональной интерпретации паранормальных явлений и внести таким образом свой вклад в информированность и образованность широких кругов населения, в «окультуривание» массового сознания. Конечно, ученые не могут «выдворять» из сферы научного познания те или иные аномальные объекты. В истории науки множество примеров радикальных качественных сдвигов в способах познания при попытках осмысления и объяснения именно аномальных явлений. Ученый всегда должен быть открыт новым нетрадиционным, нестандартным поворотам мысли и объектам познания. Но он обязан оставаться при этом на платформе рационально-доказательного, обоснованного знания, научного (эмпирического и теоретического) исследования аномалий. Научный конструктивный скептицизм не должен перерастать в свою противоположность — в мифотворчество, облаченное в одежды науки.

В мире еще много непознанного. Многие явления природы и самого человека, его биологической и духовный составляющих пока не получили убедительного научного объяснения и потому носят загадочный, таинственный характер. Так, не исследованы в достаточной мере физические и оптические явления в атмосфере, законы макроэволюции, общественного развития, энергетика человеческого организма, возможности и пороги ощущений и восприятий, сфера эмоциональных переживаний личности, формы общения, коммуникации, глубинные архетипическис структуры духовности и многое другое. Но наука не может сразу и немедленно решить все проблемы познания, немедленно объяснить все непонятное и загадочное. Наука — это не волшебный ключик, которым в одно мгновение можно раскрыть все тайны и загадки природы. Научное познание - это историческая деятельность, которая развивается по мере совершенствования не только целей, но и средств познания. Многие явления научно не объяснены и остаются загадочными не потому, что они в принципы непознаваемы, а потому, что пока не сформировались средства и методы, способы их познания.

Однако можно быть уверенным в одном — все, что не познано сегодня, рано или поздно будет исследовано и объяснено в будущем, когда для этого сложатся соответствующие средства, способы познания. Основания этой уверенности — в истории естествознания, истории цивилизации, которые убедительно демонстрируют мощь и торжество человеческого мышления, научно-рационалистического (а не мистико-иррационалистического) отношения к миру.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Наука в системе культуры. Классификация наук.

2. Естествознание как отрасль научного познания. Уровни естественно-научного познания.

3. Проблема двух культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.

4. Методы естественно-научного познания.

5. Эволюционные и революционные периоды развития естествознания.

6. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания.

7. Наука в цивилизациях древности.

8. Развитие естествознания в эпоху классической античности.

9. Естествознание эллинистически-римского периода.

10. Геоцентрическая система мира К. Птолемея.

11. Познание природы в эпоху Средневековья.

12. Мировоззренческая революция эпохи Ренессанса.

13. Коперниканская революция, ее мировоззренческое и методологическое значение.

14. Создание классической механики — первой естественно-научной фундаментальной теории.

15. Развитие естествознания в XVIII в.

16. Важнейшие открытия в естествознании первой половины XIX в.

17. Методологические установки классической физики.

18. Методологические установки классической астрономии.

19. Методологические установки классической биологии.

20. Теория электромагнитного поля. Вещество и поле.

21. Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв.

22. Основные идеи, понятия и принципы специальной теории относительности.

23. Основные идеи, понятия и принципы общей теории относительности.

24. Основные идеи, понятия и принципы квантовой механики.

25. Фундаментальные физические взаимодействия.

26. Мир элементарных частиц. Классификация элементарных частиц.

27. Теории элементарных частиц (квантовая электродинамика, теория кварков, теория электрослабого взаимодействия, квантовая хромодинамика).

28. Проблема единства физики. На пути к Великому объединению.

29. Методологические установки неклассической физики.

30. Солнечная система и ее происхождение.

31. Звезды и их эволюция.

32. Общее представление о галактиках и их изучении. Понятие Метагалактики.

33. Формирование релятивистской космологии; ее основные понятия и принципы.

34. Эволюция Вселенной. Модель «горячей Вселенной».

35. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций.

36. Антропный принцип в космологии.

37. Методологические установки неклассической астрономии XX в.

38. Основные особенности биологии XX в.

39. Основные понятия и представления генетики.

40. Создание синтетической теории эволюции. Основные идеи, понятия и принципы синтетической теории эволюции.

41. Революция в молекулярной биологии. Достижения молекулярной биологии и генетики в XX в.

42. Методологические установки неклассической биологии.

43. Особенности живых систем.

44. Основные уровни организации живого (общая характеристика).

45. Молекулярно-генетический уровень организации живого.

46. Онтогенетический уровень организации живого.

47. Популяционно-видовой уровень организации живого.

48. Биоценотический уровень организации живого.

49. Возникновение жизни на Земле. Мировоззренческое значение проблемы происхождения жизни.

50. Развитие органического мира (начальные этапы эволюции жизни).

51. Развитие органического мира (основные пути эволюции растений и животных).

52. Современный экологический кризис и пути его преодоления.

53. Проблема происхождения человека и общества, ее мировоззренческое значение.

54. Предпосылки (биотические и абиотические) возникновения человека и общества.

55. Возникновение труда и социальных отношений.

56. Генезис сознания и языка.

57. Проблема самоорганизации систем живой и неживой природы.

58. Понятия и принципы синергетики.

59. Характеристики самоорганизующихся систем (открытость, нелинейность, диссипативносгь).

60. Синергетика о закономерностях системной самоорганизации.

61. Принцип глобального эволюционизма.

62. Формирование постнеклассической науки XXI в.

63. Наука и квазинаучные формы духовной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М.,1983.

Астрономия. Методология. Мировоззрение. М., 1979.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М., 1978.

Барашенков В. С. Существуют ли границы науки. М., 1982.

Биология и современное научное познание. Ч. 1, 2. М., 1975.

Биология в познании человека. М., 1989.

Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М., 1964.

Браун М.А; Яппа Ю.А., Козырев А.Н. и др. Физика на пороге новых открытий. М.,1990.

Вайнберг С. Первые три минуты. М., 1981.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.

Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М., 1976.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Гинзбург В.Л. О теории относительности. М., 1979.

Глобальный эволюционизм. М., 1994.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Данин Д.С. Вероятностный мир. М., 1981.

Джуа М. История химии. М., 1966.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX века до середины XX века. М., 1979.

Зельдович Я.Б., Новиков И.Д. Строение и эволюция Вселенной. М., 1975.

История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М.. 1972.

История биологии. С начала XX века до наших дней. М., 1976.

Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

Карпинская Р.С. Человек и его жизнедеятельность. (Философско-публицистические очерки). М., 1988.

Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1, 2. М., 1989.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 1986.

Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М., 1972.

Клейн М. В поисках истины. М., 1987.

Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.,1994.

Лауэ фон М. История физики. М., 1956.

Либберт Э. Общая биология. М., 1978.

Лъоцци М. История физики. М., 1972.

Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.,1988.

Мандельштам Л.И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. М.,1972.

Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1986.

Методологический анализ теоретических и экспериментальных оснований физики гравитации. Киев, 1973.

Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М., 1990.

Мэрион Дж.Б. Физика и физический мир. М., 1975.

Наумов А.И. Физика атомного ядра и элементарных частиц. М., 1984.

Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М., 1987.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., 1993.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.

Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М., 1979.

О специфике биологического познания. М., 1987.

Поведение приматов и проблемы антропогенеза. М., 1991.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М., 1994.

Пригожин И. От существующего к возникающему. М.; 1985.

Проблема поиска жизни во Вселенной. М., 1986.

Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 1984.

Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.

Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992.

Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. М., 1984.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1975.

Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления. М., 1994.

Силк Дж. Большой Взрыв. М., 1982.

Соловьев Ю.И. История химии. М., 1983.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1977.

Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.

Фейнберг Дж. Из чего сделан мир? М., 1981.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М., 1965.

Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987.

Философские проблемы астрономии XX века. М., 1976.

Философские аспекты глобальной экологии. М., 1989.

Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., 1965.

Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1983.

Фундаментальная структура материи. М., 1984.

Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

Хокинг С. От Большого Взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., 1990.

Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992.

Человек, космос, эволюция. М., 1992.

Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1974.

Шмутцер Э. Теория относительности - современное представление. Путь к единству физики. М., 1981.

Штрубе В. Пути развития химии. Т. 1, 2. М., 1984.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.

Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

Энгелъгардт В.А. Познание явлений жизни. М., 1984.

Эстетика природы. М., 1994.

Наши рекомендации