Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Учебное пособие по микробиологии для самоподготовки студентов стоматологического факультета /О. Д.Печенин, Л. М. Закарян, П. В. Калуцкий. Курск : КГМУ, 2002.- 92 с. Имеется также электрон. ресурс.

2. Микробиология полости рта :учебно-метод. пособие для самоподготовки и самостоятельной работы студентов стомат. фак. /сост. : Л. М. Закарян, О. Д. Печенин ; .- Курск : КГМУ, 2000.- 19 с. Имеется также электрон. ресурс.

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedib.ru :

1. Микробиология и иммунология: учебник/под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ОАО "Издательство "Медицина", 2005. - 496 с: ил. - (Учеб. лит. Для студентов медицинских вузов)

2. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология : учебник для мед. вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. - СПб. : СпецЛит, 2010. - 5-е изд., испр. и доп. - 760 с. : ил.

3. Медицинская микробиология : учебное пособие / под ред. В.И. Покровского.- 4-е изд., стереот. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 768 с. : ил.

Занятие 1

Правила работы в микробиологической лаборатории.

Морфология бактерий. Микроскопический метод исследования.

Простые и сложные методы окраски.

Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения материала необходимо знать:

- предмет и задачи микробиологии;

- основные этапы исторического развития микробиологии;

- положение микроорганизмов среди других живых существ, принципы их классификации, основные группы микроорганизмов; основные формы бактерий,

- принцип и правила микроскопии с иммерсионным объективом.

Исходный уровень знаний.

Из курса физики повторите устройство оптического микроскопа, принцип его работы, разрешающую способность, ход лучей, оптически однородные и неоднородные среды, показатель преломления среды. Из курса биологии повторите понятие о систематике живых существ, об эукариотах и прокариотах.

Цель занятия.

1. Изучить принципы организации и оборудования бактериологической, вирусологической и серологической лабораторий.

2. Приобрести навыки соблюдения правил противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологической лаборатории.

3. Овладеть микроскопическим методом исследования с иммерсионной системой.

4. Изучить основные формы бактерий.

5. Получить чёткое представление о положении микробов среди живых организмов и принципах их классификации.

6. Научиться готовить микропрепараты бактерий и окрашивать их простым методом и сложными методами (по Граму в модификации Синёва и по Цилю-Нильсену).

7. Усвоить, что сложные методы окраски служат для дифференциации микробов между собой.

План изучения темы.

1. История развития микробиологии, основные этапы.

2. Микробиология: определение предмета, отрасли микробиологии, методы исследования, задачи медицинской микробиологии.

3. Значение микробиологии в работе врача-стоматолога.

4. Классификация микроорганизмов.

5. Бактерии, их место среди других микроорганизмов, размеры, основные формы.

6. Техника приготовления препарата-мазка.

7. Принцип и техника простых способов окраски.

8. Принцип и техника окраски по Граму в модификации Синёва.

9. Принцип и техника окраски по Цилю-Нильсену.

После изучения темы студент должен уметь.

1. Готовить фиксированный препарат.

2. Окрашивать фиксированный препарат простым и сложным методами.

3. Дифференцировать микроорганизмы по морфологическим, тинкториальным свойствам и интерпретировать полученные результаты.

Правила для студентов, работающих на кафедре микробиологии,

Вирусологии, иммунологии.

Работа на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии и в бактериологической лаборатории требует строгого соблюдения специальных правил, так как исследования проводятся с использованием культур патогенных микроорганизмов и заразного материала от больных и экспериментальных животных. Соблюдение этих правил необходимо для обеспечения как личной безопасности, так и безопасности окружающих.

Студенты должны приходить на кафедру в халатах, шапочках, иметь сменную обувь. Категорически запрещается работать в учебных лабораториях без халатов и шапочек, выпускать из-под спецодежды волосы, воротнички, курить, принимать напитки и пищу, пользоваться мобильной связью.

2. Каждый студент имеет постоянное рабочее место в лаборатории. Из личных вещей студента на рабочем месте допускается наличие только данного пособия и рабочей тетради, в которой делаются записи и зарисовки. Ничего лишнего (в том числе учебников и других книг) на рабочем столе не должно быть.

3. С собой нужно иметь: тетрадь для ведения дневника работы, тетрадь для тестовых заданий, цветные карандаши. Не разрешается вести записи красными чернилами или пастой.

4. До начала работы необходимо проверить рабочее место, состояние микроскопа, о недостатках сообщить дежурным студентам и преподавателю.

5. Работать аккуратно, экономно расходовать материалы и реактивы, по окончании работы гасить спиртовку. Необходимо проявлять максимальное внимание ко всем этапам работы с культурами и заражёнными микробами животными. Во время проведения посевов и приготовления мазков не разговаривать и не ходить по лаборатории. Все пробирки и чашки с посевами должны быть промаркированы. В случае загрязнения заразным материалом поверхности стола и других предметов, кожи рук и лица - обработать дезинфицирующим раствором и немедленно сообщить о случившемся преподавателю. Использованные пипетки, предметные и покровные стёкла, шпатели, ватные тампоны необходимо помещать в сосуды с дезинфицирующим раствором (пипетки – при полном погружении). Пинцеты, бактериальные петли, иглы после работы с исследуемым материалом необходимо прожигать в пламени горелки.

6. В конце занятия надо привести в порядок рабочее место. Все предметы на рабочем столе разместить в том порядке, в каком они были до работы. Отработанный материал (культуры, микробный материал и др.) поместить в бикс для обеззараживания путём автоклавирования. Микроскоп привести в порядок и поместить в шкаф. Вылить в специальную ёмкость воду из лотков, обработать при необходимости руки дезинфицирующим раствором и вымыть их с мылом.

Наши рекомендации