Правила оформления титульного листа контрольной работы
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Концепции – это особый способ организации и построения знания, который позволяет воспроизвести, проверить и передать научное знание, выразив его в конкретных формах: фактах, законах, теориях, моделях, методах, гипотезах. Естествознание – раздел науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии. Предмет естествознания– виды материи и формы их движения. К современному естествознаниюотносятся концепции, возникшие в XX веке, плюс все, которые входят в толщу современной науки, образуя ее каркас и ценности.
Курс знакомит с основными формами организации научного знания, закономерностями научного познания, принципами его организации в научные картины мира, анализирует научные революции — аристотелевскую, ньютоновскую и эйнштейновскую – а также современные направления естествознания, предполагая органическое соединение принципов системности, эволюционизма и самоорганизации, составляющих ядро современной научной картины мира. Кроме того, в курсе рассматриваются последние идеи и гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного естествознания, способствуя расширению представлений о едином процессе развития, охватывающем все уровни организации материи. Логическим завершением курса служит тема, посвященная рассмотрению человека с точки зрения естественнонаучного знания, и рассмотрение роли человека в современной научной картине мира. Предмет КСЕ входит в стандарты международного образования, учит глобальности, системности, самоорганизации и считается необходимым для понимания целостности современной панорамы естествознания, формируя компетентность в смежных дисциплинах, противостоит попыткам уравнять науку с религией, магией, паранауками.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество занятий | Само стоятельная работа | При мечания | ||||
Всего часов | из них | |||||||
лекции | семинары | К/р | и др | |||||
1. | Предмет и значение КСЕ в пространстве естественнонаучной и гуманитарной культуры | |||||||
2. | Понятие естественнонаучной картины мира и ее связь с философией. | |||||||
3. | Концепция относительности пространства-времени. | |||||||
4. | Основные принципы современной картины мира. | |||||||
5. | Химический уровень организации материи. | |||||||
6. | Концепции современной биологии. | |||||||
7. | Генетика и эволюция, биоэтика, биосфера и космические циклы. | |||||||
8. | Самоорганизация в живой и неживой природе. | |||||||
9. | Человек как предмет естественнонаучного познания. | |||||||
ЗАЧЕТ | ||||||||
Итого по курсу |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1. | Предмет и значение КСЕ в пространстве естественнонаучной и гуманитарной культуры | Наука ее происхождение и сущность. История естествознания. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. |
2. | Понятие естественнонаучной картины мира и ее связь с философией. | Структурная организация научного знания. Многообразие форм и методов научного знания, их отличие от донаучных и ложных форм знания. Научные революции и их роль в системной организации мира. |
3. | Концепция относительности пространства-времени. | Механическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Термодинамика и концепция необратимости. Концепция дискретности и квантовая механика. Концепция атомизма и элементарные частицы. |
4. | Основные принципы современной картины мира. | Основные принципы современной картины мира: принцип относительности, симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности и их роль в современной научной картине мира. Динамические и статистические закономерности в природе. |
5. | Химический уровень организации материи. | Концептуальные уровни в познании химических ситем. Химические процессы, реакционная способность веществ. |
6. | Концепции современной биологии. | Особенности биологического уровня организации материи. Структура организации живых систем. Принципы глобального эволюционизма. Концепции воспроизводства и развития живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. |
7. | Генетика и эволюция, биоэтика, биосфера и космические циклы. | Генетика и эволюция, биоэтика, биосфера и космические циклы. Ноосфера. |
8. | Самоорганизация в живой и неживой природе. | Самоорганизация в живой и неживой природе. Синергетика как новое миропонимание. |
9. | Человек как предмет естественнонаучного познания. | Человек как предмет естественнонаучного познания: физиология, здоровье, работоспособность, эмоции, творчество. Происхождение и эволюция человека. Будущее человечества 2030–2050. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По курсу «Концепции современного естествознания» слушатели факультета заочного обучения обязаны выполнить самостоятельно по месту жительства (службы) одну контрольную работу.
Задание на контрольную работу состоит из 72 вариантов. Две последние цифры номера зачетной книжки слушателя заочника определяют вариант задания. Например, номер зачетной книжки 2436, вариант задания 36. По таблице 1 определяется номер вопроса - 5.
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с методическими указаниями, вопросами контрольной работы, подобрать литературу и изучить ее в соответствии с рекомендациями, полученными на установочных лекциях.
Работа должна быть написана разборчивым почерком, чернилами одного цвета или отпечатана на компьютере в формате Word, 14 шрифтом с полуторным пробелом, грамотно и аккуратно оформлена; объем – не более 12 страниц ученической тетради или А 4. В конце контрольной работы необходимо указать список использованной литературы и источников. При цитировании указывать источник в конце страницы.
Слушатель-заочник может обращаться за консультацией к работникам пожарной охраны или преподавателям института.
Работа оценивается с учетом глубины изложения материала, самостоятельности выполнения.
Работа не может быть зачтена, если слушатель выполнил не свой вариант, не полностью раскрыл вопрос или механически переписал текст учебника или другого пособия. Такая работа должна быть выполнена повторно, с учетом замечаний преподавателя.
Слушатель-заочник обязан строго соблюдать срок выполнения контрольной работы. Зачтенная контрольная работа и конспект по предмету предъявляется преподавателю в период сдачи зачетов.
При отправке в институт контрольной работы слушатель обязан указать ее номер, точное наименование предмета, должность, звание, фамилию, имя, отчество, № варианта, учебную группу и курс обучения, домашний адрес.
В контрольной работе слушатель должен ответить на один теоретический вопрос. Список литературы должен содержать не менее трех источников.
При оценке работы учитывается умение подобрать необходимый для ответа материал, его новизна и актуальность.
Правила оформления титульного листа контрольной работы
|
Правила выбора варианта контрольной работы
Таблица 1.
Последняя цифра шифра | |||||||||||
Предпоследняя цифра шифра | |||||||||||
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Культура и ее виды (естественнонаучная, гуманитарная).
2. Наука в системе культуры и ее структура, характерные черты науки.
3. Характерные черты естествознания как фундаментальной науки.
4. Структура научного познания.
5. Методы научного исследования.
6. Динамика развития науки.
7. Принцип соответствия в науке.
8. Система мира античных философов.
9. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира.
10. Механистическая и электромагнитная картины мира .
11. Современная естественнонаучная картина мира.
12. Понятие пространства и времени. Измерение времени.
13. Пространство и время в специальной теории относительности.
14. Общая теория относительности о пространстве.
15. Структурное строение материального мира.
16. Характеристика микромира, макромира, мегамира.
17. Четыре вида взаимодействий и их характеристика.
18. Концепции близкодействия и дальнодействия.
19. Вещество, поле, вакуум. Принцип суперпозиции.
20. Фундаментальные постоянные мироздания.
21. Антропный космологический принцип.
22. Характер движения структур мира.
23. Теория элементарных частицы.
24. Корпускулярно-волновая природа микрообъектов.
25. Концепция дополнительности.
26. Вероятностный характер законов микромира. Концепции неопределенности и причинности.
27. Строение атома.
28. Многообразие форм материи.
29. Вещество и его состояния.
30. Энергия и ее проявления в природе . Законы сохранения энергии, и принципы симметрии.
31. Концептуальные уровни в познании веществ. Состав вещества. Структура вещества и его свойства .
32. Химические системы и химические процессы. Эволюция химических систем и перспективы химии .
33. Расстояния и размеры в мегамире.
34. Земля как планета и природное тело.
35. Состав и строение Солнечной системы.
36. Солнце, звезды и межзвездная среда.
37. Галактики, их скопления, доменная модель вселенной.
38. Детерминизм процессов природы.
39. Термодинамика и концепция необратимости.
40. Т еория «Большого взрыва» и расширяющейся Вселенной. Начальная стадия образования Вселенной, проблема «тепловой смерти Вселенной».
41. Космологические модели Вселенной. Происхождение и эволюция галактик и звезд. Происхождение планет Солнечной системы.
42. Происхождение и эволюция Земли, космос и Земля .
43. Концепции происхождения жизни на Земле.
44. Классификация уровней биологических структур и организация живых систем.
45. Генная инженерия и биотехнология.
46. Проблемы происхождения жизни во Вселенной.
47. Доказательства эволюции живого, пути и причины эволюции живого. Эволюционная теория Дарвина.
48. Теории эволюции.
49. Человек как предмет естественнонаучного познания. Сходства и отличия человека от животных.
50. Концепции появления человека на Земле. Антропология.
51. Эволюция культуры человека. Социобиология.
52. Наличие связи между появлением человека на Земле и внеземными цивилизациями. Проблемы поиска внеземных цивилизаций.
53. Физиология, эмоции и творчество человека.
54. Здоровье и работоспособность человека. Вопросы биомедицинской этики.
55. Характеристика биосферы, проблемы глобальной экологии.
56. Характеристика ноосферы.
57. Демографические проблемы современного человечества.
58. Системный метод исследования.
59. Кибернетика — наука о сложных системах.
60. Методы математического моделирования, математическое моделирование в экологии.
61. Парадигма самоорганизации.
62. Характеристика синергетики.
63. Особенности эволюции неравновесных систем .
64. Самоорганизация — источник и основа эволюции.
65. Самоорганизация в различных видах эволюции.
66. Особенности современного этапа развития науки.
67. Естествознание и мировоззрение.
68. Естествознание и философия.
69. Естествознание и научно-техническая революция.
70. Общие закономерности современного естествознания.
71. Современная естественнонаучная картина мира и место в ней человека.
72. Особенности в развитии современной науки.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
4. Браун Т. Лемей Т. Химия – в центре наук. Т. 1 – 2. М., 1989.
5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
6. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М. 1988.
8. Воронцов Н.Н., Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969.
9. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М., 1980
10. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь // Соч. Т. III. М.-Л., 1939.
11. Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985
12. Заренков Н.А. Теоретическая биология. М., 1988.
13. Зубков И.Ф. Проблема геологической формы движения материи. М., 1979.
14. Казютинский В.В. Антропный принцип // Философский словарь. М., 2001.
15. Карнап Р. Философские основания физике. М., 2003. С. 362 – 370.
16. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип космологии // Космология: теория и наблюдения. М., 1978.
17. Кемп П., Армс К. Введение в биологию М., 1986.
18. Коккедэ Я. Теория кварков Пер. с англ. М., 1971.
19.Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.Н. -Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2009. – 271 с.
20. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1999.
21. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденция развития. М., 1989.
22. Кун. Т. Структура научных революций М., 1975.
23. Лайель Ч. Основные начала геологии. СПб., 1966.
24. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
25. Малашенко Ю.Н. Концепции современного естествознания / Ю.Н. Малашенко – Воронеж, ВГУ, 1998. – 271 с.
26. Марков М.А. О природе материи М., 1976.
27. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М., 1990.
28. Мякишев Г. Динамические и статистические закономерности в физике. М., 1973.
29. Николис. Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
30. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной М., 1990.
31. Окунь Л.Б. Лептоны и кварки. М., 1981.
32. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
33. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
34. Полинг Л. Общая химия М., 1964.
35. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
36. Пригожин. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 153 – 200.
37. Рузавин Г. Методология научного познания. М., 2005. С. 73 – 81.
38. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания Учебник для вузов / Г.И. Рузавин – М.: Проспект, 2010 – 280 с.
39. Ситенко А.Г., Тартоковский В. Лекции по теории ядра. М., 1972.
40. Сноу П. Две культуры. М., 1973.
41. Фейнберг. Е.Л. Две культуры. М., 1991.
42. Фейнман Р. Фейнмановские лекции по физике. Т. 1, 2. М., 1978. С. 363 – 369.
43. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968.
44. Фейнман Р., Лейтон Р. Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Электричество и магнетизм. М., 1966. Вып. 5. Гл. 1.
45. Фейнман. Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Излечение. Волны. Кванты. 1966. Вып. 3. Гл. 28.
46. Фейнмановские лекции по физике. Вып. 4. Кинетика. Теплота. Звук. М., 1967. С. 99 – 123.
47. Физический энциклопедический словарь. М., 1983.
48. Философские вопросы естествознания М., 1985. С. 233.
49. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
50. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
51. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
52. Шама Д. Современная космология. Пер. с англ. М., 1973.
53. Шарден Тейяр де. Феномен человека. М., 1973.
54. Шкловский И.С. Бесконечность и Вселенная М., 1969.
55. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1988.
56. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика? М., 1972.
57. Эйнштейн А. Инфельд Л. Эволюция физики // Собр. науч. трудов. Т. IV С. 401 – 452.
58. Эйнштейн А. О специальной и общей теории относительности (общедоступное изложение) // Собр. науч. трудов. Т.1. М., 1965. С. 530 – 601.
59. Эйнштейн А. Фейнмановские лекции по физике. Вып. 1 – 2. М., 1976. С. 264 – 271, 283 – 290.
60. Эйнштейн А. Физика, философия и научный прогресс // Собр. науч. трудов. Т. IV. М., 1967
61. Эйнштейн А. Философские проблемы естествознания. М., 1985. С. 208 – 233.
62. Юнг. К. Архетип и символ. М., 1991.
63. Яблоков А.В. Актуальные проблемы эволюционной теории. М., 1966
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Наука в системе культуры и ее структура, характерные черты.
2. Характерные черты естествознания как фундаментальной науки.
3. Структура научного познания.
4. Методы научного исследования.
5. Принцип соответствия в науке.
6. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы строения мира.
7. Механистическая и электромагнитная картины мира .
8. Современная естественнонаучная картина мира.
9. Понятие пространства и времени. Измерение времени.
10. Пространство и время в специальной теории относительности.
11. Общая теория относительности о пространстве.
12. Характеристика микромира, макромира, мегамира.
13. Четыре вида взаимодействий и их характеристика.
14. Теория элементарных частицы.
15. Корпускулярно-волновая природа микрообъектов.
16. Концепция дополнительности.
17. Вероятностный характер законов микромира. Концепции неопределенности и причинности.
18. Многообразие форм материи.
19. Вещество и его состояния.
20. Энергия и ее проявления в природе . Законы сохранения энергии, и принципы симметрии.
21. Концептуальные уровни в познании веществ. Состав вещества. Структура вещества и его свойства .
22. Химические системы и химические процессы. Эволюция химических систем и перспективы химии .
23. Земля как планета и природное тело.
24. Состав и строение Солнечной системы.
25. Галактики, их скопления, доменная модель вселенной.
26. Детерминизм процессов природы.
27. Термодинамика и концепция необратимости.
28. Т еория «Большого взрыва» и расширяющейся Вселенной. Начальная стадия образования Вселенной, проблема «тепловой смерти Вселенной».
29. Космологические модели Вселенной. Происхождение и эволюция галактик и звезд. Происхождение планет Солнечной системы.
30. Происхождение и эволюция Земли, космос и Земля .
31. Концепции происхождения жизни на Земле.
32. Классификация уровней биологических структур и организация живых систем.
33. Генная инженерия и биотехнология.
34. Проблемы происхождения жизни во Вселенной.
35. Доказательства эволюции живого, пути и причины эволюции живого. Эволюционная теория Дарвина.
36. Теории эволюции.
37. Человек как предмет естественнонаучного познания. Сходства и отличия человека от животных.
38. Концепции появления человека на Земле. Антропология.
39. Эволюция культуры человека. Социобиология.
40. Здоровье и работоспособность человека. Вопросы биомедицинской этики.
41. Характеристика биосферы, проблемы глобальной экологии.
42. Характеристика ноосферы.
43. Демографические проблемы современного человечества.
44. Системный метод исследования.
45. Кибернетика — наука о сложных системах.
46. Методы математического моделирования, математическое моделирование в экологии.
47. Парадигма самоорганизации.
48. Характеристика синергетики.
49. Самоорганизация — источник и основа эволюции.
50. Самоорганизация в различных видах эволюции.
51. Особенности современного этапа развития науки.
52. Естествознание и философия.
53. Естествознание и научно-техническая революция.
54. Современная естественнонаучная картина мира и место в ней человека.
55. Особенности в развитии современной науки.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие указания………………………………………………………….. .3
2. Тематический план ……………………………………………….. ……. 4
3. Содержание дисциплины ………………………………………... . ……. 5
4. Методические указания по выполнению контрольной работы .. ……...6
5. Правила выбора варианта контрольной работы (Таблица 1) ….. ……...8
6. Вопросы контрольной работы …………………………………... ……...8
7. Источники и литература……………………………………………..….. 10
8. Контрольные вопросы к зачету ……………………….………. …….... 12
9. Оглавление ……………………………………………………………....14