Методические рекомендации для студентов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СО ЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на базе основного общего образования
на базе среднего (полного) общего образования
Специальность Фармация
Квалификация фармацевт
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1
Тема: «МОЛЕКУЛЯРНЫЕ И ЦИТОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»
Согласовано на заседании ЦМК
№ протокола …………….
«___»____________ 2011 г.
Председатель ЦМК «Общепрофессиональных дисциплин»
(подпись) ……………… Донгузова Е. Е
Составитель …………….. (Плетюх Е.А.)
Красноярск 2011
Методические рекомендации для студентов
Тема «Молекулярные и цитохимические основы наследственности»
Значение изучения темы:
С момента открытия клетки Гуком в 1665 году, формирования теории клеточного строения всего живого Шванном и Шлейденом, проблема строения и организации клетки – элементарной единицы биологической системы, лежит в основе изучения всего живого на всех уровнях его организации.
По химическому составу клетки различных организмов различны, что зависит от выполняемых ими функций и ее морфологических особенностей. Однако, элементы, входящие в ее состав, одинаковы. Все химические элементы участвуют в образовании химических соединений. Наличие воды – обязательное условие жизненной активности клетки. Все физиологические процессы происходят только в водной среде. Чем выше содержание воды, тем интенсивнее жизнедеятельность клетки. Углеводы служат основным источником энергии в клетке. Нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение, реализацию и передачу наследственной информации. Реализуется наследственная информация в виде белковых молекул.
На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен
Знать:
· Строение и химический состав клетки
· ДНК – носитель наследственной информации
· Строение и функции РНК
· Генетический код и его свойства
· Синтез белка
Уметь:
· Пользоваться кодовыми таблицами по составу аминокислот
· Решать задачи по молекулярной биологии
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
План изучения темы:
1. Контроль исходного уровня знаний:
1. Какие химические элементы входят в состав клетки?
2. Какие неорганические вещества входят в состав клетки?
3. Каково значение воды для жизнедеятельности клетки?
4. В чем разница между органическими и неорганическими веществами?
5. Какие органические вещества входят в состав клетки?
6. Что такое мономеры и полимеры?
7. Почему белковую молекулу называют полимером?
8. Чем характеризуется первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка?
9. Что такое денатурация белка?
10. Какие функции белка вам известны?
11. Сколько аминокислот входит в состав белка?
12. Чем обусловлено многообразие белков?
13. Каковы функции жиров в клетке и организме?
14. Где в клетке расщепляются жиры?
15. Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке?
16. Какие запасные углеводы имеются в растительных и животных клетках?
17. Какие функции выполняют углеводы в клетке и в организме?
18. Чем отличается строение молекул ДНК и РНК?
19. Какие виды РНК имеются в клетке?
20. Из чего состоит мембрана живой клетки и какими свойствами она обладает?
21. Какие функции выполняет мембрана живой клетки?
22. Какие клеточные органеллы имеют мембранное строение?
23. У каких органелл двойные мембраны?
24. Какие органеллы не имеют мембранного строения?
25. Каковы основные функции ядра?
26. Какова роль ДНК в процессе биосинтеза белка?
27. Каким образом происходит передача (транскрипция) информации с ДНК на РНК?
28. Какова роль иРНК в процессе биосинтеза белка?
29. Каково строение рибосом, где они образуются и размещаются?
30. Какой процесс при биосинтезе называют трансляцией?
2. Краткое содержание темы:
Существует два основных морфологических типа клеток, различающиеся по организации генетического аппарата: эукариотический и прокариотический. Эукариотическая клетка состоит из трех основных компонентов: ядра, плазмалеммы и цитоплазмы. Органоиды клетки делятся на немембранные, одномембранные и двумембранные.
В живых организмах содержится большое количество химических элементов. Они образуют два класса соединений – неорганические и органические.
В клетках разных организмов обнаружено около 70 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, но лишь 24 из них имеют значение и встречаются во всех типах клеток – это макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
К неорганическим соединениям относятся вода, минеральные соли, кислоты; к органическим – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Ген – функциональная единица наследственности, представляющая собой участок молекулы ДНК. Гены прокариот и эукариот имеют различное строение. Выделяют виды генов: регуляторные, структурные, функциональные. Эти гены обладают общими свойствами: репликация, транскрипция, мутация, рекомбинация, репарация.
Биосинтез белка представляет собой начальный этап реализации генетической информации. В биосинтезе белков принимают участие разнообразные вещества и структуры. Различают несколько этапов: транскрипция, процессинг, активация и транспорт аминокислот, трансляция.
3. Самостоятельная работа:
Адание №1.
Зарисуйте модель темы «Химический состав клетки»
Задание № 2.
Заполнить таблицу «Классификация углеводов и их характеристика»
Углеводы Сп(Н2О)п | |||
Тип углеводов | Пример, формула | Характеристика | Функции |
Моносахариды | Глюкоза | ||
Дисахариды | Мальтоза | ||
Полисахариды | Амилопектин |
Задание №3.
Заполнить таблицу «Нуклеиновые кислоты».
Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные биополимеры, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. | ||||
Признаки | ДНК | РНК | ||
Нахождение в клетке | ||||
Нахождение в ядре | ||||
Строение макромолекулы | ||||
Состав нуклеотида | ||||
Свойства | ||||
Функции |
Задание № 4.
Решить задачи.
Задача 1.
Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение:
1. Г-Т-А-А-Ц-Г-Т-Г
2. А-Т-Т-А-А-Ц-Г-Ц
3. Т-Г-Г-Ц-А-Г-Т-А
4. Т-Т-А-А-Т-Ц-Г-Г
Укажите строение противоположной цепи ДНК .
Задача 2.
Первые 10 аминокислот в цепи В инсулина: фенилаланин – валин – аспарагиновая кислота – глутамин – гистидин – лейцин – цистеин – глицин – серин – гистидин.Определите структуру участка ДНК, кодирующего эту часть цепи инсулина.
Задача 3.
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полепептида, имеет следующее строение: АЦЦАТТГАЦЦАТГАА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.
Необходимые пояснения:
· средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка принимается за 120
· вычисление молекулярной массы белков:
а
Мmin = ----- · 100%
в
где Мmin - минимальная молекулярная масса белка,
а – атомная или молекулярная масса компонента,
в - процентное содержание компонента
Задача №4.Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?
Задачи по теме «Нуклеиновые кислоты»
Необходимые пояснения:
· относительная молекулярная масса одного нуклеотида принимается за 345
· расстояние между нуклеотидами в цепи молекулы ДНК (=длина одного нуклеотида)- 0, 34 нм
· Правила Чаргаффа:
1. ∑(А) = ∑(Т)
2. ∑(Г) = ∑(Ц)
3. ∑(А+Г) = ∑(Т+Ц)
Задача №5.На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:
А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.
Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину.
Задача №5. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
Задание № 5.
Зарисовать схему синтеза белка.
Задание №6.
Заполнить таблицу «Строение эукариотической и прокариотической клетки»
Части и органоиды клетки | Рисунок | Функции | Эукариотическая клетка | Прокариотическая клетка |
Клеточная мембрана | ||||
ЭПС | ||||
Рибосомы | ||||
Митохондрии | ||||
Аппарат Гольджи | ||||
Лизосомы | ||||
Органоиды движения | ||||
Клеточная стенка | ||||
Ядро | ||||
Вакуоли | ||||
Пластиды |