Биологические основы жизнедеятельности человека.

Порядок проведения экзамена

На кафедре биологии.

По завершении изучения предмета «Биология» студент должен овладеть практическими навыками в объеме, предусмотренном программой (приложение 2). Степень овладения оценивается преподавателем, ведущим практические занятия в группе. Оценка выставляется по результатам учебного года в конце второго семестра обучения в журнал – средний балл.

В день экзамена оценивается:

· умение решать ситуационные задачи по общей и медицинской генетике (пример экзаменационной задачи смотрите в приложении 3);

· умение пользоваться микроскопом и другими оптическими приборами и дифференцировать ткани, органы и системы у животных разного филогенетического уровня;

· умение пользоваться навыками систематизации животных организмов (смотрите приложение 4).

В день экзамена проводится также оценка усвоения теоретического курса в ходе собеседования с экзаменатором по вопросам билета (пример экзаменационного билета смотрите в приложении 5). Билет включает три вопроса, один из них – по общей и медицинской генетике, второй - по паразитологии, третий - по оставшимся разделам программы (смотрите приложение 6).

Итоговая экзаменационная оценка выводится как среднее арифметическое из оценок, полученных за все этапы экзамена.

Приложение 2.

Студенты должны овладеть следующими практическими навыками:

1. Пользоваться микроскопом и другими оптическими приборами;

2. Приготовлять временные и постоянные микропрепараты;

3. Пользоваться методами цитологического и цитогенетического анализа (авторадиографии, кариотипирования, методы изучения кинетики клеток, анализ нарушений в митозе и мейозе, дифференцировка фаз митоза и мейоза);

4. Пользоваться навыками систематизации животных организмов (см. приложение 7);

5. Анатомировать лабораторных животных;

6. Проводить сравнительно-анатомический анализ;

7. Определять стадии жизненного цикла паразитических организмов;

8. Применять на практике принципы борьбы с паразитическими организмами;

9. Приготовлять препараты соскоб эпителия щеки и изучать половой хроматин;

10. Определять хромосомы человека и животных;

11. Решать ситуационные задачи по генетике и паразитологии

12. Дифференцировать ткани, органы и системы у животных разного филогенетического уровня;

13. Адекватно использовать животные организмы разного уровня сложности для соответствующего биологического эксперимента;

14. Оценивать влияние факторов внешней среды на организм;

15. Проводить анализ динамики популяций организмов;

16. Определять местоположение организма в трофической цепи;

17. Дифференцировать действие на человека биологических и социальных факторов среды;

18. Определять стадии эмбрионального развития животных и человека;

19. Определять типы эмбрионального и постэмбрионального развития животных;

20. Определять стадии гаметогенеза у животных и человека;

21. Определять типы яйцеклеток животных организмов;

22. Реконструировать зародыши позвоночных животных на разных стадиях эмбрионального развития;

23. Дифференцировать производные зародышевых листков;

24. Определять основные нарушения эмбрионального развития животных и человека;

25. Определять путь эволюционного развития данного вида;

26. Определять формы естественного отбора в эволюции данного вида;

27. Строить филогенетическое древо растений, животных и человека;

28. Использовать данные эволюционной теории, как методологическую основу практической деятельности;

29. Определять форму изменчивости организмов;

30. Владеть методами хронобиологического анализа;

31. Проводить биометрический анализ экспериментальных данных;

32. Владеть основными принципами постановки эксперимента и проведения научно-исследовательской работы;

33. Владеть основными методами биотестирования чистоты окружающей среды;

34. Реферировать научную литературу;

35. Читать лекции среди населения на актуальные биологические темы.

Приложение 3.

Экзаменационная задача № 1 .

Гены, контролирующие у человека серповидно-клеточную анемию и

В-талассемию, близко сцеплены в хромосоме. Муж и жена, дигетерозиготные и наследовали оба мутантных аллеля от разных родителей. Расстояние между генами 3 морганиды. Определите относительную вероятность для их будущих детей иметь эти наследственные заболевания.

Зав. кафедрой

Приложение 4.

Список экзаменационных микропрепаратов по биологии для студентов первого курса.

1. Кожица лука.

2. Кровь человека.

3. Кровь лягушки.

4. Яичник кошки.

5. Семенник крысы.

6. Головной мозг собаки.

7. Спинной мозг собаки.

8. Трипаносома.

9. Тотальный препарат печеночного сосальщика.

10. Выделительная система печеночного сосальщика.

11. Пищеварительная система печеночного сосальщика.

12. Яйца печеночного сосальщика.

13. Зрелая проглотила бычьего цепня.

14. Яйца тениид.

15. Кошачий или сибирский сосальщик.

16. Ланцетовидный сосальщик.

17. Яйца кошачьего и ланцетовидного сосальщиков.

18. Карликовый цепень.

19. Проглотила широкого лентеца.

20. Яйца широкого лентеца.

21. Анкилостома.

22. Острица.

23. Яйца аскариды.

24. Личинки трихинеллы.

25. Власоглав.

26. Яйца власоглава.

27. Самка иксодового клеща.

28. Самец иксодового клеща.

29. Вошь головная.

30. Вошь платяная.

31. Блоха человеческая.

32. Блоха собачья.

33. Личинка комара рода CULEX.

34. Личинка комара рода ANOPHELES.

35. Головка самки комара рода CULEX.

36. Головка самца комара рода CULEX.

37. Куколка комара рода CULEX.

38. Куколка комара рода ANOPHELES.

39. Головка самки комара рода ANOPHELES.

40. Головка самца комара рода ANOPHELES.

41. Ротовой аппарат комнатной мухи.

42. Ланцетник тотальный препарат.

43. Поперечный срез ланцетника в области жаберного отдела.

44. Поперечный срез ланцетника в области кишечника.

Приложение 5.

Экзаменационный билет № 1.

1. Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК и белка.

2. Понятие о расах и видовое единство человечества. Современная классификация распространения человеческих рас. Роль факторов географической среды.

3. Шистосомы. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, профилактика.

Зав. кафедрой

Приложение 6.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ.

Для Российских студентов стоматологического факультета

РАЗДЕЛ 1

Биология клетки.

4.Доклеточный уровень организации живой материи. Вирусы.

5.Прокариоты. Характерные черты организации.

6.Клетка - элементарная, генетическая и структурно-функциональная биологическая единица. Прокариотические и эукариотические клетки.

7.Клеточная теория. История и современное состояние. Значение ее для биологии и медицины.

8.Гипотезы происхождения эукариотических клеток: симбиотическая, инвагинационная, клонирования.

9.Клетка как открытая система. Организация потоков вещества, энергии в клетке. Специализация и интеграция клеток многоклеточного организма.

10.Клеточный цикл, его периодизация. Митотический цикл и его механизмы. Проблемы клеточной пролиферации в медицине.

11.Особенности морфологического и функционального строения хромосом. Гетеро - и эухроматин.

12.Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК и белка.

Размножение

13.Размножение - универсальное свойство живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Эволюция размножения, формы размножения.

14.Гаметогенез. Мейоз: цитологическая и цитогенетическая характеристика.

15.Оплодотворение. Партеногенез (формы, распространенность в природе). Половой диморфизм.

16.Биологический аспект репродукции человека.

Биология развития.

50. Биология развития. Жизненные циклы организмов как отражение их эволюции. Онтогенез и его периодизация. Прямое и непрямое развитие.

51. Общая характеристика эмбрионального развития: предзиготный период, оплодотворение, зигота, дробление, гаструляция, гисто - и органогенез. Зародышевые оболочки. Взаимоотношение материнского организма и плода.

52. Общие закономерности онтогенеза многоклеточных. Реализация наследственной информации в становлении фенотипа.

53.Эмбриональная индукция. Дифференциация и интеграция в развитии.

54. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды развития. Тератогенные факторы среды.

55. Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез (щитовидной, гипофиза, половых) в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном периоде. Взаимодействие социального и биологического в периоды детства, молодости, зрелости и старости.

56. Биологические и социальные аспекты старения и смерти. Генетические, молекулярные, клеточные и системные механизмы старения. Проблема долголетия. Понятие о геронтологии и гериатрии.

57. Регенерация как свойство живого к самообновлению и восстановлению. Физиологическая регенерация, её биологическое значение.

58. Репаративная регенерация и способы её осуществления. Проявление регенерационной способности в филогенезе. Соматический эмбриогенез. Аутотомия.

59. Биологическое и медицинское значение проблем регенерации. Проявление регенерационной способности у человека. Регенерация патологически изменённых органов и обратимость патологических изменений. Регенерационная терапия.

60. Понятие о гомеостазе. Общие закономерности гомеостаза живых

систем. Генетические, клеточные и системные основы гомеостатических реакций организма. Роль эндокринной, нервной и иммунной систем в обеспечении гомеостаза и адаптивных изменений.

61. Проблема трансплантации органов и тканей. Ауто-, алло - и гетеротрансплантация. Трансплантация жизненно важных органов. Тканевая несовместимость и пути её преодоления. Искусственные органы.

62. Биологические ритмы. Медицинское значение хронобиологии.

63. Жизнь тканей и органов вне организма. Значение метода культуры тканей в биологии и медицине.

64. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация.

Вопросы эволюции

65.Элементарные эволюционные факторы. Мутационный процесс и генетическая комбинаторика. Популяционные волны, изоляция, дрейф генов, естественный отбор. Взаимодействие элементарных эволюционных факторов.

66.Естественный отбор. Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора в эволюции.

67.Понятие о биологическом виде. Реальность биологического вида. Структура вида.

68.Популяционная структура вида. Генетическая структура популяции. Правило Харди-Вайнберга: содержание и математическое выражение.

69.Популяционная структура человечества. Демы. Изоляты. Люди как объект действия эволюционных факторов.

70.Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции и дрейфа генов на генетическую конституцию людей. Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях.

71.Генетический полиморфизм человечества: масштабы, факторы формирования. Медико-биологические и социальные аспекты генетического многообразия человечества.

72. Микро - и макроэволюция. Характеристика механизмов и основных результатов.

73. Филогенез нервной системы хордовых.

74. Филогенез кровеносной системы хордовых.

75. Филогенез мочевыделительной и половой систем хордовых.

76. Филогенез пищеварительной системы.

77. Филогенез дыхательной системы.

78.Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития органов и систем человека. Виды и значение корреляций в эволюционном становлении конкретного типа морфофизиологической организации.

79.Индивидуальное и историческое развитие. Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенезов. Ценогенезы и филэмбриогенезы.

80.Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы.

Антропогенез.

81.Положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Качественное своеобразие человека.

82.Морфофизиологические предпосылки выхода Homo sapiens в социальную среду. Биологическое наследие человека как один из факторов, обеспечивающих возможность социального развития.

83.Понятие о расах и видовое единство человечества. Современная классификация и распространение человеческих рас. Роль факторов географической среды.

РАЗДЕЛ II

ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

84.Биосфера как естественноисторическая система. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеоценологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая, социально-экологическая.

85.Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержания в ней динамических равновесий.

86.Живое вещество биосферы. Количественная и качественная характеристика. Роль в природе планеты.

87.Человек и биосфера. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Биотехносфера. Медико-биологические аспекты ноосферы.

РАЗДЕЛ III

Приложение 7.

Тип ПРОСТЕЙШИЕ PROTOZOA

Класс Жгутиковые FLAGELLATA

отряд Первичномонадные Protomonadina

род, вид TRYPANOSOMA BRUCEI GAMBIENSE

- " - BRUCEI RHODESIENSE

- " - CRUZI

- отряд Многожгутиковые Polymastigina

род, вид LEISHMANIA DONOVANI

- " - TROPICA MINOR

- " - TROPICA MAJOR TRICHOMONAS VAGINALIS

TRICHOMONAS HOMINIS

LAMBLIA INTESTINALIS

Класс Саркодовые SARCODINA

отряд Амебы Amoebina

род, вид ENTAMOEBA HISTOLYTICA

ЕNТАМОЕВА GINGIVALIS

ENTAMOEBA COLI

Класс Споровики SPOROZOA

отряд Кокцидии Coccidia

род,вид TOXOPLAZMA GONDII

отряд Кровяные споровики Haemosporidia

род вид PLASMODIUM MALARIAE

- " - FALCIPARUM

- " - OVALE

- " - VIVAX

Класс Инфузории INFUZORIA

род,вид BALANTIDIUM COLI

Семейство Ixodidae

род,вид Ixodes ricinus

- " - persulcatus

Dermacentor pictus.

Семейство Argasidae

род,вид Ornithodorus papillipes

Подтип Трахейнодышащие Tracheata

Класс Насекомые Insecta

Отряд Вши Anoplura

род,вид Pediculus humanus capitis

- " - - " - humanus

- Phtirus pubis

Отряд Блохи Aphaniptera

род,вид Pulex irritans

Xenopsylla cheopis

Ctenocephalus canis

Отряд Двукрылые Diptera

Семейство Комариные Culicidae

род,вид Anopheles maculipennis

Culex papien

Семейство Бабочницы Psychodidae

род,вид Phlebotomus pappatasii

Семейство Настоящие мухи Muscidae

род,вид Musca domestica

Stomoxys calcitrans

Wohlfartia magnifica

ТИП Хордовые Chordata

Подтип Бесчерепные Acrania

Класс Головохордовые Cephalohordata

род,вид Branchiostoma lanceolatum

Подтип Позвоночные Vertebrata

Класс Cyclostomata

Pisces

Amphibia

Reptilia

Aves

Класс Млекопитающие Mammalia

Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы PRIMATES

Подотряд Человекоподобные

Семейство Люди Hominidae

род,вид ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

H O M O S A P I E N S .

Порядок проведения экзамена

На кафедре биологии.

По завершении изучения предмета «Биология» студент должен овладеть практическими навыками в объеме, предусмотренном программой (приложение 2). Степень овладения оценивается преподавателем, ведущим практические занятия в группе. Оценка выставляется по результатам учебного года в конце второго семестра обучения в журнал – средний балл.

В день экзамена оценивается:

· умение решать ситуационные задачи по общей и медицинской генетике (пример экзаменационной задачи смотрите в приложении 3);

· умение пользоваться микроскопом и другими оптическими приборами и дифференцировать ткани, органы и системы у животных разного филогенетического уровня;

· умение пользоваться навыками систематизации животных организмов (смотрите приложение 4).

В день экзамена проводится также оценка усвоения теоретического курса в ходе собеседования с экзаменатором по вопросам билета (пример экзаменационного билета смотрите в приложении 5). Билет включает три вопроса, один из них – по общей и медицинской генетике, второй - по паразитологии, третий - по оставшимся разделам программы (смотрите приложение 6).

Итоговая экзаменационная оценка выводится как среднее арифметическое из оценок, полученных за все этапы экзамена.

Приложение 2.

Студенты должны овладеть следующими практическими навыками:

1. Пользоваться микроскопом и другими оптическими приборами;

2. Приготовлять временные и постоянные микропрепараты;

3. Пользоваться методами цитологического и цитогенетического анализа (авторадиографии, кариотипирования, методы изучения кинетики клеток, анализ нарушений в митозе и мейозе, дифференцировка фаз митоза и мейоза);

4. Пользоваться навыками систематизации животных организмов (см. приложение 7);

5. Анатомировать лабораторных животных;

6. Проводить сравнительно-анатомический анализ;

7. Определять стадии жизненного цикла паразитических организмов;

8. Применять на практике принципы борьбы с паразитическими организмами;

9. Приготовлять препараты соскоб эпителия щеки и изучать половой хроматин;

10. Определять хромосомы человека и животных;

11. Решать ситуационные задачи по генетике и паразитологии

12. Дифференцировать ткани, органы и системы у животных разного филогенетического уровня;

13. Адекватно использовать животные организмы разного уровня сложности для соответствующего биологического эксперимента;

14. Оценивать влияние факторов внешней среды на организм;

15. Проводить анализ динамики популяций организмов;

16. Определять местоположение организма в трофической цепи;

17. Дифференцировать действие на человека биологических и социальных факторов среды;

18. Определять стадии эмбрионального развития животных и человека;

19. Определять типы эмбрионального и постэмбрионального развития животных;

20. Определять стадии гаметогенеза у животных и человека;

21. Определять типы яйцеклеток животных организмов;

22. Реконструировать зародыши позвоночных животных на разных стадиях эмбрионального развития;

23. Дифференцировать производные зародышевых листков;

24. Определять основные нарушения эмбрионального развития животных и человека;

25. Определять путь эволюционного развития данного вида;

26. Определять формы естественного отбора в эволюции данного вида;

27. Строить филогенетическое древо растений, животных и человека;

28. Использовать данные эволюционной теории, как методологическую основу практической деятельности;

29. Определять форму изменчивости организмов;

30. Владеть методами хронобиологического анализа;

31. Проводить биометрический анализ экспериментальных данных;

32. Владеть основными принципами постановки эксперимента и проведения научно-исследовательской работы;

33. Владеть основными методами биотестирования чистоты окружающей среды;

34. Реферировать научную литературу;

35. Читать лекции среди населения на актуальные биологические темы.

Приложение 3.

Экзаменационная задача № 1 .

Гены, контролирующие у человека серповидно-клеточную анемию и

В-талассемию, близко сцеплены в хромосоме. Муж и жена, дигетерозиготные и наследовали оба мутантных аллеля от разных родителей. Расстояние между генами 3 морганиды. Определите относительную вероятность для их будущих детей иметь эти наследственные заболевания.

Зав. кафедрой

Приложение 4.

Список экзаменационных микропрепаратов по биологии для студентов первого курса.

1. Кожица лука.

2. Кровь человека.

3. Кровь лягушки.

4. Яичник кошки.

5. Семенник крысы.

6. Головной мозг собаки.

7. Спинной мозг собаки.

8. Трипаносома.

9. Тотальный препарат печеночного сосальщика.

10. Выделительная система печеночного сосальщика.

11. Пищеварительная система печеночного сосальщика.

12. Яйца печеночного сосальщика.

13. Зрелая проглотила бычьего цепня.

14. Яйца тениид.

15. Кошачий или сибирский сосальщик.

16. Ланцетовидный сосальщик.

17. Яйца кошачьего и ланцетовидного сосальщиков.

18. Карликовый цепень.

19. Проглотила широкого лентеца.

20. Яйца широкого лентеца.

21. Анкилостома.

22. Острица.

23. Яйца аскариды.

24. Личинки трихинеллы.

25. Власоглав.

26. Яйца власоглава.

27. Самка иксодового клеща.

28. Самец иксодового клеща.

29. Вошь головная.

30. Вошь платяная.

31. Блоха человеческая.

32. Блоха собачья.

33. Личинка комара рода CULEX.

34. Личинка комара рода ANOPHELES.

35. Головка самки комара рода CULEX.

36. Головка самца комара рода CULEX.

37. Куколка комара рода CULEX.

38. Куколка комара рода ANOPHELES.

39. Головка самки комара рода ANOPHELES.

40. Головка самца комара рода ANOPHELES.

41. Ротовой аппарат комнатной мухи.

42. Ланцетник тотальный препарат.

43. Поперечный срез ланцетника в области жаберного отдела.

44. Поперечный срез ланцетника в области кишечника.

Приложение 5.

Экзаменационный билет № 1.

1. Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК и белка.

2. Понятие о расах и видовое единство человечества. Современная классификация распространения человеческих рас. Роль факторов географической среды.

3. Шистосомы. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, профилактика.

Зав. кафедрой

Приложение 6.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ.

Для Российских студентов стоматологического факультета

РАЗДЕЛ 1

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Наши рекомендации