Ограниченность запасов гликогена в печени плода. Низкая активность глюконеогенеза. Истощение запасов гликогена в процессе родов.
25. Особенностью обмена гликогена в раннем неонатальном периоде является
Запасы гликогена в печени резко уменьшаются. Увеличивается содержание гликогена. Не меняется содержание гликогена.
30. Содержание лактата в крови в крови у новорожденных по сравнению с взрослыми:
Выше, чем у взрослых. Ниже, чем у взрослых. Не имеет различий.
31. Особенностями процесса глюконегенеза у плода и новорожденных являются:
У плода активен. У новорожденного более активен, чем у взрослых. У плода отсутствует.
32. Динамика уровня глюкозы в крови новорожденных проявляется следующим образом:
Повышен в первые дни после рождения. Понижен в первые дни после рождения. Не отличается от уровня у взрослых.
33. Активность амилазы поджелудочной железы у детей первых лет жизни по сравнению с взрослыми:
Снижена. Повышена. Её активность не отличается от активности у взрослых.
Ситуационные задачи
1. Для ускорения обезвреживания токсичных веществ широко используется внутривенное введение глюкозы. Объясните её лечебное действие, исходя из представлений о путях превращения глюкозы в организме.
2. Животному в эксперименте произведена перевязка протока поджелудочной железы. Как это отразится на процессе переваривания углеводов?
3. Через 20 минут после приёма углеводной пищи человек выполнил тяжёлую кратковременную физическую работу. Какой процесс обеспечивает образование энергии в скелетных мышцах?
3. Через 20 минут после приёма углеводной пищи человек выполнил тяжёлую кратковременную физическую работу. Какой гормон стимулирует образование энергии в скелетных мышцах?
4. У больного обнаружен наследственный дефект фермента глюкозо-6-фосфатазы. Будет ли происходить отложение гликогена в печени после приёма углеводной пищи?
5. У больного обнаружен наследственный дефект фермента глюкозо-6-фосфатазы. Будет ли происходить мобилизация гликогена в печени в постабсорбтивный период?
6. Через 30 минут после приёма 100 граммов сахара содержание глюкозы в крови выросло в 1,3 раза, а после приёма 150 граммов хлеба не изменилось. Объясните почему?
7. Употребление кондитерских изделий вызывало у ребёнка рвоту, понос. Он плохо переносил сладкий чай, тогда как молоко не вызывало отрицательных симптомов. Какой дефект обмена возможен в данном случае? Как можно уменьшить его проявления?
8. Мать ребёнка жалуется на то, что после приёма молока у него появляется вздутие живота, диарея. О каком заболевании должен подумать врач? Какой совет необходимо дать пациенту для предупреждения неприятных симптомов?
7. Основная и дополнительная литература к теме
Основная
Биохимия. Под ред. Е.С. Северина. 2003. С. 298- 343
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. 2001. С. 131-150
А.Я. Николаев Биологическая химия. 2004. С. 248-254, 405-408
О.Д. Кушманова. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. 1983. С. 132-134.
Лекционный материал
Дополнительная
Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. Биологическая химия. 1990. С. 226-244
Марри Р. Биохимия человека. М. «Мир». 1993. С. 140-151, 189-195 (1)
Ю.Е. Вельтищев, М.В. Ермолаев, А.А. Ананенко, Ю.А. Князев. «Обмен веществ у детей». М.: Медицина. 1983. 462 с.
Р.М. Кон, К.С. Рот. Ранняя диагностика болезней обмена веществ. М. «Медицина».- 1986.
Т.Г. Макаренко, Н.М. Стунжас Учебно-методические пособия «Биохимические особенности детского организма». Смоленск. 2001. 2007.
Макаренко Т.Г., Стунжас Н.М. Учебно-методическое пособие «Особенности обмена веществ у новорожденных и грудных детей» (Рекомендовано УМО). Смоленск. 2012.
Тема занятия № 14
РЕГУЛЯЦИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА. ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ
ИНСУЛИНА И АДРЕНАЛИНА НА СОДЕРЖАНИЕ ГЛЮКОЗЫ
В КРОВИ
2. Цели самостоятельной работы: закрепить знания о механизмах нейро - гуморальной регуляции углеводного обмена
3. Задачи самостоятельной работы:
-уточнить биохимические механизмы влияния различных гормонов на углеводный обмен и их возможные нарушения;
- ознакомится с особенностями углеводного обмена в детском возрасте;
- сформировать навык работы с новой информацией, её анализа, логичного изложения;
- сформировать навык использования полученных знаний в учебной и профессиональной деятельности.
4. Перечень вопросов для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Регуляция углеводного обмена Витамин «Н» Активность гликолиза, аэробного окисления глюкозы, глюконеогенеза, пентозо - фосфатного пути в перинатальном периоде и у грудных детей | Конспектирование учебного материала Подготовка презентаций Написание рефератов Работа с тестами Решение ситуационных задач |
Регуляция углеводного обмена
Возможны различные уровни регуляции углеводного обмена.
Авторегуляция осуществляется на клеточном уровне путём либо аллостерических механизмов изменения активности ферментов либо путём фосфолирирования - дефосфолирирования. Например, АТФ и АДФ являются аллострическими регуляторами ключевых ферментов гликолиза и глюконеогенеза: высокая концентрация АТФ активирует ферменты глюконеогенеза, а высокая концентрация АДФ активируют ключевые ферменты гликолиза. Высокая концентрация сукцинил - КоА является аллостерическим активатором фермента пируваткарбоксилазы (при высокой концентрации янтарной кислоты активен ЦТК, поэтому активируется глюконеогенез, требующий затрат АТФ из ЦТК)
Подтверждением нервной регуляции является «сахарный укол» - раздражение дна четвёртого желудочка приводит к повышению уровня глюкозы в крови.
Эндокринная регуляция при участии гормонов гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы и надпочечников. Механизм действия гормонов в конечном итоге сводится к изменению активности ферментов углеводного обмена либо аллострическим путём, либо путём фосфолирирования - дефосфолирирования ферментов. Свой эффект некоторые гормоны реализуют с участием посредников. Очень часто посредником является цикло-АМФ и ионы Са. Например:
|
|
|
Инсулин - гормон белковой природы, вырабатывается β - клетками островков поджелудочной железы. В целом оказывает гипогликемическое действие (снижается содержание глюкозы в крови). Механизм действия инсулина сложен и разнообразен. Инсулин увеличивает проницаемость тканей для глюкозы, активирует синтез активного изомера фермента гексокиназы. В результате усиливается использование глюкозы в тканях для синтеза гликогена, синтеза жиров, синтеза некоторых аминокислот. Одновременно тормозится процесс распада гликогена, глюконеогенез. Инсулин образно называют «гормоном сытости».
Глюкагон - гормон пептидной природы, образуется в α - клетках поджелудочной железы. Он оказывает гипергликемическое действие. Этот эффект реализуется в основном за счёт усиления распада гликогена в печени (фосфоролиз). В меньшей степени глюкагон активирует глюконеогенез. Рецепторы для глюкагона имеются в печени и жировой ткани Глюкагон образно называют «гормоном голода».
Адреналин - гормон мозгового слоя надпочечников, является производным аминокислоты тирозина. Рецепторы к адреналину содержатся в печени, жировой ткани и в мышцах. Этот гормон называют «гормоном тревоги». Он обладает гипергликемическим эффектом путём активации распада гликогена в печени.
Тироксин, трийодтиронин – гормоны щитовидной железы, являются производными аминокислоты тирозина. В физиологических концентрациях тиреоидные гормоны увеличивают потребление кислорода, активирует энергетический обмен и использование АТФ на синтез многочисленных ферментов углеводного обмена. Тиреоидные гормоны оказывают гипергликемическое действие.
Кортизон, кортизол, дезоксикортикостерон (глюкокортикоиды) – гормоны коры надпочечников, являются производными спирта холестерина. Рецепторы к ним имеются в мышечной, соединительной ткани, в печени. Глюкокортикоиды обладают гипергликемическим действием за счёт усиления распада аминокислот в периферических тканях и усиления синтеза глюкозы в печени (активируют глюконеогенез).
Кортикотропин, соматотропин – гормоны задней долигипофиза, повышают уровень глюкозы в крови.
Витамин Н, биотин, антисеборейный витамин.
По химической природе витамин Н представляет собой серосодержащий гетероцикл, соединённый с остатками валериановой кислоты. Он широко распространён в животных и растительных продуктах (печень, желток). Суточная потребность в нём составляет 0,2 мг. Биологическая роль:
- участвует в реакциях карбоксилирования,
- участвует в реакциях транскарбоксилирования,
- участвует в обмене пуриновых оснований, некоторых аминокислот.
Авитаминоз биотина проявляется дерматитом, поражением ногтей, возникает жирная или сухая себоррея.