Перестройка работы школы в 30-х годах XX века и дальнейшее совершенствование методики преподавания биологии
Разработка вопросов, связанных с совершенствованием содержания преподавания биологии. Создание первых стабильных программ и учебников предметного типа, общей и частных методик. Роль в развитии методики преподавания биологии М.М. Беляева, П.И. Боровицкого, Б.В. Всесвятского, М.И. Мельникова, В.Ф. Натали, И.И. Полянского, Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского, А.А. Яхонтова, М.Я. Цузмера, С.А. Павловича и др.
Пересмотр программы по биологии средней школы (1939 г.) Введение в заключительный раздел курса биологии материала по теории Т.Д. Лысенко о стадийном развитии растений.
Развитие методики преподавания биологии в 50-е годы.
Повышение теоретического уровня методических трудов. Разработка теории развития биологических понятий, укрепление межпредметных связей и преемственности в обучении биологии. Углубление проблемы познавательной деятельности учащихся в обучении.
Проблемы содержания преподавания биологии в 60-80-е годы.
Совершенствование содержания преподавания биологии в свете новых достижений цитологии, биохимии, генетики, экологии и задач охраны природы. Теоретические труды и пособия для учителей по частным методикам Н.М. Верзилина, Н.А. Рыбакова, В.М. Корсунской, Е.П. Бруновт, А.А. Яхонтова, И.Д. Зверева и др. Введение в школу нового курса общей биологии в 60-70-х годах. Переход школы на новые учебники по ботанике, зоологии. Анатомии, физиологии и гигиены человека и их дальнейшее совершенствование. Основные современные тенденции развития методики преподавания биологии.
Содержание учебного предмета биологии, принципы отбора
Содержание учебного предмета биологии– это отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры.
Учебный предмет – одно из главных средств реализации содержания образования.
Отбор учебного материала – одна из наиболее важных задач методики обучения биологии, она решается при активном участии учителей и ученых.
Основные принципы отбора содержания учебного материала:
1.Главный принцип– это соответствие всех элементов содержания общим целям современного образования (это ожидаемые результаты, которые стремится достичь общество, государство).
2. Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки. Главное внимание сосредоточено на фундаментальных основах науки, установившихся фактах, теориях и закономерностях живой природы.
3. Содержание школьной биологии включает понятия, термины, закономерности, законы живой материи, области их применения, которые должен знать каждый независимо от специальности.
4. Все эти знания в учебном предмете средней школы выстраиваются в стройную систему знаний. На этих основах школьный предмет должен формировать научное миропонимание, эмоционально-ценностные отношения к живому миру, развивать экологическую культуру личности.
5. Школьный предмет по биологии включает также материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание и пр.) и разными способами учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять и пр.). Это система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть усвоены в процессе изучения биологии.
Развитие биологического образования школьниковпроисходит в соответствии с общенациональными задачами развития образования:
1) внедрения личностно-ориентированных и информационных педагогических технологий; 2) создания здоровьесберегающей среды; 3) использования развивающего потенциала предмета.
4. Содержание школьного курса биологии: анализ программ, учебных планов, учебников и методических пособий
В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в общеобразовательных учреждениях осуществляется на II ступени общего среднего образования (6–9 классы), III ступени общего среднего образования (10–11 классы) в 11-летней общеобразовательной школе, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.
Цели учебного предмета «Биология» определяют содержаниеи структурушкольного биологического образования, которое осуществляетсяпри изучении систематических курсов: Биология (Введение в биологию) – 6 класс; Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – 7 класс; Биология (Животные) – 8 класс; Биология (Человек и его здоровье) – 9 класс; Биология (Общая биология) – 10, 11 классы.
Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются: живой организм; многообразие и эволюция живой природы; биологические знания в жизни человека.
Содержание каждой учебной дисциплиныконкретизируется вобразовательных программах, учебниках и учебных пособиях.
Основными нормативными документамидля учебного процесса являются учебная программа, образовательный стандарт.
В структуре Учебной программы выделяют 3 элемента:
1) Пояснительную записку. Ее основное назначение состоит в том, чтобы раскрыть цель и задачи учебного предмета, обосновать отбор содержания учебного материала и логику последовательности его расположения.
2) Содержательную часть. Она включает перечень тем изучаемого материала и вопросов в рамках каждой темы, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.
3) Методический аппарат программы. Он предусматривает перечень обязательных демонстраций, лабораторных работ, практических работ, экскурсий, основные требования к результатам обучения (к знаниям и умениям учащихся). Сюда же относят указания на использование межпредметных связей, критерии оценки знаний и умений учащихся, списки рекомендуемой литературы и оборудования.
Таким образом, программа реализует две основные функции:
1) фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета;
2) служит определенным нормативом для деятельности учителя.
Программа конкретизируется в учебниках. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Все остальные средства обучения должны быть связаны с учебником, разъяснять и развивать идеи учебника.
Структура учебника включает в себя: 1) текст (как главный компонент); 2) нетекстовые вспомогательные компоненты (иллюстрации, задания и другие компоненты).
Полный перечень структурных компонентов может включать только глава учебника, но не параграф. Поэтому именно она должна рассматриваться и анализироваться как единое целое.
В учебниках в той или иной мере отражается методика преподавания учебных предметов. В них приводятся материалы и инструкции для самостоятельных работ, наблюдений и опытов, задания и вопросы для проверки знаний, упражнения для закрепления знаний и умений.
Значительным дополнением к учебникам являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники задач и упражнений, тетради с печатной основой, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и т.д.
На основе анализа существующих нормативных требований Министерства образования, программ, учебных и дидактических пособий, и опыта педагогической деятельности, учителя разрабатывают перспективные (годовые, тематические) и поурочные планы.