Теоретические аспекты методики обучения биологии.

Курс 4 Семестр 7-8

Теоретические аспекты методики обучения биологии.

Модуль I.Методика обучения биологии как наука. Материальная база обучения биологии.

Вид контроля Вид учебной работы студента, форма отчетности или контроля Кол-во баллов Критерии оценки За семестр Тема для изучения Сроки выполнения (№ нед.)
Аудиторная работа
Текущий Не предусмотрено          
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы)
 
Текущий Написание конспекта «Кабинет биологии»   2-5 4 балла – конспект краткий, раскрыты не все виды аспекты организации кабинета или раскрыты не полностью 5 баллов – конспект полный, учтены все требования к содержанию вопроса Материальная база обучения биологии: кабинет биологии Рекомендуемая литература: 1) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. 2) Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с. 3) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.  
Написание конспекта «Школьный учебно-опытный участок» 2-5 2 балла – конспект краткий, раскрыты не все виды аспекты организации пришкольного участка или раскрыты не полностью 5 баллов – конспект полный, учтены все требования к содержанию вопроса Материальная база обучения биологии: кабинет биологии Рекомендуемая литература: 1) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. 2) Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с. 3) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.  
Текущий Написание конспекта по теме «Основные тенденции развития биологического образования в России» 2-5 2 балла – конспект краткий, раскрыты не все аспекты содержания 3.балла – аспекты содержания раскрыты не полностью 4 балла – аспекты содержания раскрыты полностью, но содержание конспекта кратко 5 баллов – конспект полный, учтены все требования к содержанию вопроса Рекомендуемые темы: 1. Зарождение отечественной методики естествознания (конец 18 в.) 2. Систематическое направление в школьном курсе естество-знания (первая половина 19 в.) 3. Методика естествознания во второй половине 19 века. Зарождение биологического направления. 4. Развитие биологического направления в методике естествознания (начало 20 века). 5. Естествознание в первый период развития советской школы (1917-1931 годы) 6. Развитие методики обучения биологии в период 1931-2000 годов. Рекомендуемая литература: 1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. 2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с. 3. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.  
Текущий Составление аннотации научно-популярной литературы по теме «Происхождение человека» (Не менее 5 источников, с указанием издательства, года выпуска, кол-ва страниц и с кратким содержанием) 2-4 2 балла – список литературы составлен с неточностями, содержание книг описано поверхностно 3 балла – список литературы составлен с неточностями, содержание книг описано достаточно 4 балла – список литературы составлен согласно требованиям, содержание книг описано достаточно Тема «Происхождение человека»  

Частные методики преподавания биологии

Требования к составлению конспекта на тему: «Кабинет биологии»

1. Организация помещения кабинета:

· Стол учителя.

· Рабочие места учащихся.

· Доска и стендовая наглядность.

· Технические средства обучения и их размещение.

· Оформление окон.

2. Организация лаборантской комнаты:

· Виды наглядности и способы их хранения.

· Самодельная наглядность и ее роль в образовательном процессе.

· Библиотека учителя биологии

3. Организация уголка живой природы:

· Значение для образовательного процесса.

· Растения уголка.

· Животные уголка.

4. Значение и функции кабинета:

· Учебно-воспитательная роль.

· Научно-методическая роль.

· Справочная функция.

· Функция учета и планирования кабинета.

Рекомендуемая литература:

4) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.

6) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.

Требования к составлению конспекта на тему: «Школьный учебно-опытный участок»

1. Значение учебно-опытного участка для осуществления учебно-воспитательной работы по биологии. (Указать воспитательное значение, реализацию различных форм обучения биологии, отметить значение как материальной базы преподавания биологии).

2. Структура учебно-опытного участка:

· Отдел полевых культур

· Отдел овощных культур

· Отдел плодово-ягодных культур

· Отдел биологии растений: раздел систематики, раздел экологии, дарвиновская площадка

· Отдел цветочно-декоративных культур

· Дендрологический отдел

При описании отделов участка указать структуру самого отдела, выращиваемые растения и их размещение, примерную занимаемую площадь, оптимальное расположение данного отдела на пришкольном участке. (Лучше всего использовать учебник Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской «Общая методика преподавания биологии»).

3. Виды деятельности учащихся в каждом из отделов. (Указать возможные опыты с растениями, возможные наблюдения, виды летних заданий, проведение экскурсий, коллекционирование).

Рекомендуемая литература:

7) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

8) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.

9) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.

Конспект урока.

Тема: Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Цель: рассказать о строении ротовой полости и желудка и процессах пищеварения, происходящих в них.

Задачи:

1.Образовательные: изучить, состав слюны, заболевания зубов; выявить условия пищеварения в ротовой полости; рассмотреть акт глотания; рассказать о составе желудочного сока, о нервно-гуморальной регуляции слюноотделения и желудочного сокоотделения.

2.Развивающие: развитие понятий «нервная регуляция», «гуморальная регуляция», «условный рефлекс», «безусловный рефлекс»; развитие умений проводить исследование, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, гигиеническое воспитание на примере объяснения гигиенических правил пищеварения.

Тип урока:комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), практические (эксперимент в форме лабораторной работы).

Оборудование: на каждый стол: чашка Петри, р-р йода, 2 спички, вата, 2 куска накрахмаленной марли; таблица «Строение пищеварительной системы».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

1.Работа по дидактическим карточкам.

2.Работа у доски:

А) Заполнить схему

Пищеварительная система

↓ ↓

Желудочно-кишечный Пищеварительные

тракт железы

Б) Зарисовать строение зуба и отметить его части. Назвать состав зуба и виды зубов с указанием их функций.

В) Рассказать о строении желудочно-кишечного тракта с помощью таблицы, указав последовательность расположения отделов.

3.Работа с классом – диктант.

На доске написаны ответы, из которых учащиеся выбирают правильные на каждый вопрос. Вопросы диктуются учителем устно.

Ответы:

1. Пищевод

2. Аппендикс

3. Желудок

4. Печень

5. Тонкий кишечник

6. Поджелудочная железа

7. Толстый кишечник

8. Двенадцатиперстная кишка

9. Ротовая полость

10. Слюнные железы

Вопросы:

I. Самая большая железа

II. Самый длинный орган ЖКТ

III. Отдел, следующий за желудком

IV. Проводит пищу в желудок

V. Образуют кишечник

VI. Отдел ЖКТ, стенки которого образованы 3-мя слоями гладкой мускулатуры.

VII. Железы, впадающие в 12-типерстную кишку.

VIII. Отдел, где происходит измельчение пищи.

III. Целеполагание.

Факты:

1. Французский король Людовик XV на завтрак съедал: тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, девять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом. Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается.

2. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.

3. От перенасыщения пищевого рациона мясными изделиями в кишечнике начинают развиваться гнилостные микроорганизмы. Они вырабатывают ядовитые вещества, которые через стенки кишечника поступают в кровь и отравляют организм. Предотвращают такое самоотравление кисломолочные продукты: кефир, простокваша.

Итак, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении, о том, что происходит с пищей в пищеварительной системе.

V. Закрепление.

В каждом списке найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

1.Желудок, пепсин, амилаза, белки.

2.Околоушные, подъязычные, поджелудочная, подчелюстные.

3.Лизоцим, муцин, амилаза, пепсин.

4.Запах пищи, наличие несъедобного предмета в пище, испуг, чтение.

5.Избыток углеводов, резкая смена температуры, жирная пища, твердая пища.

VI. Домашнее задание:§…

ПРИМЕРЫ ЛЕТНИХ ЗАДАНИЙ

Наблюдение за дубом.

1.Найдите взрослое дерево дуба. Измерьте толщину ствола (на уровне груди), а также площадь проекции кроны на землю. Установите количество засыхающих и вегетирующих ветвей.

2.Подсчитайте количество сеянцев дуба под деревом, в том числе уже покрытых корой. Приблизительно оцените освещенность по пятибалльной шкале под кроной дерева.

3.Проведите осенние наблюдения. Отыщите опавшие желуди и приблизительно оцените урожайность дуба по пятибалльной шкале (желательно сравнить урожайность вашего дерева с соседним дубом). Найдите поврежденные желуди и отметьте характер повреждений: дырки, погрызы, разломы.

4.Найдите под дубом следы жизнедеятельности животных. Какие птицы, насекомые обитают на дереве. Осмотрите листья дуба и найдите галлы орехотворки дуболистной, разломите их и посмотрите, что находится внутри.

5.Сделайте вывод о значении дуба в жизни других организмов.

Агротехника.

Посев фасоли производить обычным способом: расстояние между рядками 30-40 см, в рядке расстояние между семенами 10-15 см. Глубина заделки 3 см. При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.

Схема наблюдений.

Содержание наблюдений Контроль Опыт 1 Опыт 2
1.Посев 2.Всходы: · единичные · массовые 3.Ветвление 4.Образование бутонов: · единичное · массовое 5.Цветение: · начало · конец 6.Образование плодов: · единичное · массовое 7.Созревание плодов      

Агротехника.

При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.

Схема наблюдений.

Содержание наблюдений Контроль Опыт 1 Опыт 2
1.Посев 2.Всходы: · единичные · массовые 3.Ветвление 4.Образование бутонов: · единичное · массовое 5.Цветение: · начало · конец 6.Образование плодов: · единичное · массовое 7.Созревание плодов      

Структура экскурсии.

«Шапка»: цель, задачи, оборудование, методы, место и время

1.Подготовка к экскурсии:

А) учителя (указать выбор места, составление маршрута, 3-4 источника информации по данной тематике)

Б) учащихся (знакомство с правилами поведения в природе – написать 5-6 пунктов, указать 2-3 источника информации для учащихся).

2.Проведение экскурсии.

· Вступительная беседа (5-6 вопросов по предстоящей теме или кратка информация учителя)

· Самостоятельная работа звеньев по заданиям ( привести примеры инструктивных карточек для 3-4 вариантов)

· Отчет звеньевых по заданиям.

· Заключительная беседа учителя.

3.Оформление результатов экскурсии.

Пример конспекта экскурсии

I Подготовительный этап.

Подготовка учителя:

1. Посещение музея и составление маршрутов и маршрутных листов для работы 5 групп учащихся.

2. Разделение класса на рабочие группы по 5 человек.

3. Подбор дополнительной литературы.

4. Подготовка к рассказу «Разнообразие экосистем»

5. Проведение инструктажа (правила поведения в музее)

Правила поведения в музее.

Правила поведения в музее:

1. Приходить за 10-15 минут до начала экскурсии, раздеться, приготовиться к встрече с экскурсоводом;

2. Соблюдать тишину, порядок, правила санитарии и гигиены в демонстрационном зале;

3. Во время проведения экскурсии перемещаться по залу только в порядке, указанном экскурсоводом, внимательно слушать речь экскурсовода, не разговаривать, не жевать пищу;

4. Экспонаты и витрины не трогать руками;

5. Задавать вопросы только по окончании рассказа по теме.

Подготовка учеников:

1. Проинформировать учеников о теме, времени и месте проведения экскурсии.

2. Ознакомление с правилами поведения в музее.

II Проведение экскурсии

Вступительная беседа.

Итак, наша с вами экскурсия посвящена экосистемам. Давайте же вспомним что же это такое? (ответ учащихся: экосистема или экологическая система - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии.)

Как уже была сказано, экосистема состоит из двух основных компонентов – биотического и абиотического. Что можно отнести к абиотическим факторам? (ответ учащихся – температурный режим, кол-во осадков, почва, влажность, давление, рельеф и др.)

Биотический компонент носит так же название «биоценоза». Кто сможет дать определение этому термину? (ответ учащихся: биоценоз - исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой, так и с абиотическими факторами окружающей среды.)

Более простыми словами, биоценоз – это совокупность всех живых организмов. Всех живых организмов можно разделить на функциональные группы. Зеленые растения – автотрофы. Что это значит? (ответ – они способны синтезировать органическое вещество). Автотрофы, или продуценты являются производителями органического вещества. Это первая функциональная группа организмов.

Любое сообщество включает в себя гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом. На какие группы, в свою очередь, делятся гетеротрофы? (ответ – на консументов и редуцентов). Консументы – это организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые продуцентами. Кто относится к этой группе? (ответ – растительноядные и хищные животные.)А редуценты – это «разрушители» органического вещества. Они разрушают отмершие остатки живых существ, превращают их в неорганические и простейшие органические соединения. Кого можно отнести в эту функциональную группу? (ответ – микроорганизмы, бактерии, грибы, дождевой червь).

Пищевые и энергетические потоки идут в направлении продуценты – консументы – редуценты. Все три перечисленные группы присутствуют в любой экосистеме. Только совместная работа этих групп обеспечивает нормальное функционирование сообщества.

Перенос энергии от источника через ряд организмов называют «пищевая цепь». Все живые организмы так или иначе связаны в различные пищевые цепи. Травоядные животные поедают растения, первичные хищники поедают травоядных, вторичные хищники поедают хищников помельче. Таким образом формируются пищевые цепи. В данном примере продуцент – это растение, консумент 1-го порядка – травоядное животное, консумент 2-го порядка – первичный хищник, консумент 3-го порядка – крупный хищник.

Масштабы экосистем различны: микросистемы (например, болотная кочка,

дерево, покрытый мхом камень или пень, горшок с цветком и т.п.), мезоэкосистемы

(озеро, болото, песчаная дюна, лес, луг и т.п.), макроэкосистемы (континент,

океан и т.п.). Следовательно, существует своеобразная иерархия макро-, мезо- и

микросистем разных порядков. Биосфера — экосистема высшего ранга, включающая,

как уже было отмечено, тропосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы в

пределах "поля" существования жизни. Она имеет громаднейшее разнообразие

сообществ, в структуре которых обнаруживаются сложные сочетания растений,

животных и микроорганизмов с разными способами жизни.

Все многообразие экосистем биосферы, особенно

планетарных (суша и океан), а также провинциальных и зональных, необходимо

изучать, сопоставляя их продуктивность.

Изучением экологических систем нашей страны мы с вами сейчас и займемся.

III Самостоятельная работа учащихся(по инструктивным карточкам)

Карточка №2 – смешанный лес

1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.

2. Определите компоненты экосистемы:

Компоненты Примеры
Продуценты  
Консументы  
Редуценты  

3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).

4. Почему данная зона носит название «смешанные» леса? Какими факторами это обусловлено?

Карточка №3 – хвойный лес (тайга)

1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.

2. Определите компоненты экосистемы:

Компоненты Примеры
Продуценты  
Консументы  
Редуценты  

3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).

4. Почему хвойный лес называется «хвойным»? почему растения именно этой группы произрастают тут?

Карточка №4 – степь

1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.

2. Определите компоненты экосистемы:

Компоненты Примеры
Продуценты  
Консументы  
Редуценты  

3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).

4. Чем обусловлено произрастание здесь травянистой растительности? Какое воздействие оказала на степь деятельность человека?

Карточка №5 – пустыня

1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.

2. Определите компоненты экосистемы:

Компоненты Примеры
Продуценты  
Консументы  
Редуценты  

3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).

4. Чем вызвано увеличение площади пустынь? Укажите черты приспособленности животных и растений к данным природным условиям

Курс 4 Семестр 7-8

Теоретические аспекты методики обучения биологии.

Наши рекомендации