Теоретические аспекты методики обучения биологии.
Курс 4 Семестр 7-8
Теоретические аспекты методики обучения биологии.
Модуль I.Методика обучения биологии как наука. Материальная база обучения биологии.
Вид контроля | Вид учебной работы студента, форма отчетности или контроля | Кол-во баллов | Критерии оценки | За семестр | Тема для изучения | Сроки выполнения (№ нед.) |
Аудиторная работа | ||||||
Текущий | Не предусмотрено | |||||
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) | ||||||
Текущий | Написание конспекта «Кабинет биологии» | 2-5 | 4 балла – конспект краткий, раскрыты не все виды аспекты организации кабинета или раскрыты не полностью 5 баллов – конспект полный, учтены все требования к содержанию вопроса | Материальная база обучения биологии: кабинет биологии Рекомендуемая литература: 1) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. 2) Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с. 3) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с. | ||
Написание конспекта «Школьный учебно-опытный участок» | 2-5 | 2 балла – конспект краткий, раскрыты не все виды аспекты организации пришкольного участка или раскрыты не полностью 5 баллов – конспект полный, учтены все требования к содержанию вопроса | Материальная база обучения биологии: кабинет биологии Рекомендуемая литература: 1) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. 2) Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с. 3) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с. | |||
Текущий | Написание конспекта по теме «Основные тенденции развития биологического образования в России» | 2-5 | 2 балла – конспект краткий, раскрыты не все аспекты содержания 3.балла – аспекты содержания раскрыты не полностью 4 балла – аспекты содержания раскрыты полностью, но содержание конспекта кратко 5 баллов – конспект полный, учтены все требования к содержанию вопроса | Рекомендуемые темы: 1. Зарождение отечественной методики естествознания (конец 18 в.) 2. Систематическое направление в школьном курсе естество-знания (первая половина 19 в.) 3. Методика естествознания во второй половине 19 века. Зарождение биологического направления. 4. Развитие биологического направления в методике естествознания (начало 20 века). 5. Естествознание в первый период развития советской школы (1917-1931 годы) 6. Развитие методики обучения биологии в период 1931-2000 годов. Рекомендуемая литература: 1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. 2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с. 3. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с. | ||
Текущий | Составление аннотации научно-популярной литературы по теме «Происхождение человека» (Не менее 5 источников, с указанием издательства, года выпуска, кол-ва страниц и с кратким содержанием) | 2-4 | 2 балла – список литературы составлен с неточностями, содержание книг описано поверхностно 3 балла – список литературы составлен с неточностями, содержание книг описано достаточно 4 балла – список литературы составлен согласно требованиям, содержание книг описано достаточно | Тема «Происхождение человека» |
Частные методики преподавания биологии
Требования к составлению конспекта на тему: «Кабинет биологии»
1. Организация помещения кабинета:
· Стол учителя.
· Рабочие места учащихся.
· Доска и стендовая наглядность.
· Технические средства обучения и их размещение.
· Оформление окон.
2. Организация лаборантской комнаты:
· Виды наглядности и способы их хранения.
· Самодельная наглядность и ее роль в образовательном процессе.
· Библиотека учителя биологии
3. Организация уголка живой природы:
· Значение для образовательного процесса.
· Растения уголка.
· Животные уголка.
4. Значение и функции кабинета:
· Учебно-воспитательная роль.
· Научно-методическая роль.
· Справочная функция.
· Функция учета и планирования кабинета.
Рекомендуемая литература:
4) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
5) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.
6) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.
Требования к составлению конспекта на тему: «Школьный учебно-опытный участок»
1. Значение учебно-опытного участка для осуществления учебно-воспитательной работы по биологии. (Указать воспитательное значение, реализацию различных форм обучения биологии, отметить значение как материальной базы преподавания биологии).
2. Структура учебно-опытного участка:
· Отдел полевых культур
· Отдел овощных культур
· Отдел плодово-ягодных культур
· Отдел биологии растений: раздел систематики, раздел экологии, дарвиновская площадка
· Отдел цветочно-декоративных культур
· Дендрологический отдел
При описании отделов участка указать структуру самого отдела, выращиваемые растения и их размещение, примерную занимаемую площадь, оптимальное расположение данного отдела на пришкольном участке. (Лучше всего использовать учебник Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской «Общая методика преподавания биологии»).
3. Виды деятельности учащихся в каждом из отделов. (Указать возможные опыты с растениями, возможные наблюдения, виды летних заданий, проведение экскурсий, коллекционирование).
Рекомендуемая литература:
7) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
8) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.
9) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.
Конспект урока.
Тема: Пищеварение в ротовой полости и желудке.
Цель: рассказать о строении ротовой полости и желудка и процессах пищеварения, происходящих в них.
Задачи:
1.Образовательные: изучить, состав слюны, заболевания зубов; выявить условия пищеварения в ротовой полости; рассмотреть акт глотания; рассказать о составе желудочного сока, о нервно-гуморальной регуляции слюноотделения и желудочного сокоотделения.
2.Развивающие: развитие понятий «нервная регуляция», «гуморальная регуляция», «условный рефлекс», «безусловный рефлекс»; развитие умений проводить исследование, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, гигиеническое воспитание на примере объяснения гигиенических правил пищеварения.
Тип урока:комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), практические (эксперимент в форме лабораторной работы).
Оборудование: на каждый стол: чашка Петри, р-р йода, 2 спички, вата, 2 куска накрахмаленной марли; таблица «Строение пищеварительной системы».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
1.Работа по дидактическим карточкам.
2.Работа у доски:
А) Заполнить схему
Пищеварительная система
↓ ↓
Желудочно-кишечный Пищеварительные
тракт железы
Б) Зарисовать строение зуба и отметить его части. Назвать состав зуба и виды зубов с указанием их функций.
В) Рассказать о строении желудочно-кишечного тракта с помощью таблицы, указав последовательность расположения отделов.
3.Работа с классом – диктант.
На доске написаны ответы, из которых учащиеся выбирают правильные на каждый вопрос. Вопросы диктуются учителем устно.
Ответы:
1. Пищевод
2. Аппендикс
3. Желудок
4. Печень
5. Тонкий кишечник
6. Поджелудочная железа
7. Толстый кишечник
8. Двенадцатиперстная кишка
9. Ротовая полость
10. Слюнные железы
Вопросы:
I. Самая большая железа
II. Самый длинный орган ЖКТ
III. Отдел, следующий за желудком
IV. Проводит пищу в желудок
V. Образуют кишечник
VI. Отдел ЖКТ, стенки которого образованы 3-мя слоями гладкой мускулатуры.
VII. Железы, впадающие в 12-типерстную кишку.
VIII. Отдел, где происходит измельчение пищи.
III. Целеполагание.
Факты:
1. Французский король Людовик XV на завтрак съедал: тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, девять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом. Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается.
2. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.
3. От перенасыщения пищевого рациона мясными изделиями в кишечнике начинают развиваться гнилостные микроорганизмы. Они вырабатывают ядовитые вещества, которые через стенки кишечника поступают в кровь и отравляют организм. Предотвращают такое самоотравление кисломолочные продукты: кефир, простокваша.
Итак, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении, о том, что происходит с пищей в пищеварительной системе.
V. Закрепление.
В каждом списке найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
1.Желудок, пепсин, амилаза, белки.
2.Околоушные, подъязычные, поджелудочная, подчелюстные.
3.Лизоцим, муцин, амилаза, пепсин.
4.Запах пищи, наличие несъедобного предмета в пище, испуг, чтение.
5.Избыток углеводов, резкая смена температуры, жирная пища, твердая пища.
VI. Домашнее задание:§…
ПРИМЕРЫ ЛЕТНИХ ЗАДАНИЙ
Наблюдение за дубом.
1.Найдите взрослое дерево дуба. Измерьте толщину ствола (на уровне груди), а также площадь проекции кроны на землю. Установите количество засыхающих и вегетирующих ветвей.
2.Подсчитайте количество сеянцев дуба под деревом, в том числе уже покрытых корой. Приблизительно оцените освещенность по пятибалльной шкале под кроной дерева.
3.Проведите осенние наблюдения. Отыщите опавшие желуди и приблизительно оцените урожайность дуба по пятибалльной шкале (желательно сравнить урожайность вашего дерева с соседним дубом). Найдите поврежденные желуди и отметьте характер повреждений: дырки, погрызы, разломы.
4.Найдите под дубом следы жизнедеятельности животных. Какие птицы, насекомые обитают на дереве. Осмотрите листья дуба и найдите галлы орехотворки дуболистной, разломите их и посмотрите, что находится внутри.
5.Сделайте вывод о значении дуба в жизни других организмов.
Агротехника.
Посев фасоли производить обычным способом: расстояние между рядками 30-40 см, в рядке расстояние между семенами 10-15 см. Глубина заделки 3 см. При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.
Схема наблюдений.
Содержание наблюдений | Контроль | Опыт 1 | Опыт 2 |
1.Посев 2.Всходы: · единичные · массовые 3.Ветвление 4.Образование бутонов: · единичное · массовое 5.Цветение: · начало · конец 6.Образование плодов: · единичное · массовое 7.Созревание плодов |
Агротехника.
При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.
Схема наблюдений.
Содержание наблюдений | Контроль | Опыт 1 | Опыт 2 |
1.Посев 2.Всходы: · единичные · массовые 3.Ветвление 4.Образование бутонов: · единичное · массовое 5.Цветение: · начало · конец 6.Образование плодов: · единичное · массовое 7.Созревание плодов |
Структура экскурсии.
«Шапка»: цель, задачи, оборудование, методы, место и время
1.Подготовка к экскурсии:
А) учителя (указать выбор места, составление маршрута, 3-4 источника информации по данной тематике)
Б) учащихся (знакомство с правилами поведения в природе – написать 5-6 пунктов, указать 2-3 источника информации для учащихся).
2.Проведение экскурсии.
· Вступительная беседа (5-6 вопросов по предстоящей теме или кратка информация учителя)
· Самостоятельная работа звеньев по заданиям ( привести примеры инструктивных карточек для 3-4 вариантов)
· Отчет звеньевых по заданиям.
· Заключительная беседа учителя.
3.Оформление результатов экскурсии.
Пример конспекта экскурсии
I Подготовительный этап.
Подготовка учителя:
1. Посещение музея и составление маршрутов и маршрутных листов для работы 5 групп учащихся.
2. Разделение класса на рабочие группы по 5 человек.
3. Подбор дополнительной литературы.
4. Подготовка к рассказу «Разнообразие экосистем»
5. Проведение инструктажа (правила поведения в музее)
Правила поведения в музее.
Правила поведения в музее:
1. Приходить за 10-15 минут до начала экскурсии, раздеться, приготовиться к встрече с экскурсоводом;
2. Соблюдать тишину, порядок, правила санитарии и гигиены в демонстрационном зале;
3. Во время проведения экскурсии перемещаться по залу только в порядке, указанном экскурсоводом, внимательно слушать речь экскурсовода, не разговаривать, не жевать пищу;
4. Экспонаты и витрины не трогать руками;
5. Задавать вопросы только по окончании рассказа по теме.
Подготовка учеников:
1. Проинформировать учеников о теме, времени и месте проведения экскурсии.
2. Ознакомление с правилами поведения в музее.
II Проведение экскурсии
Вступительная беседа.
Итак, наша с вами экскурсия посвящена экосистемам. Давайте же вспомним что же это такое? (ответ учащихся: экосистема или экологическая система - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии.)
Как уже была сказано, экосистема состоит из двух основных компонентов – биотического и абиотического. Что можно отнести к абиотическим факторам? (ответ учащихся – температурный режим, кол-во осадков, почва, влажность, давление, рельеф и др.)
Биотический компонент носит так же название «биоценоза». Кто сможет дать определение этому термину? (ответ учащихся: биоценоз - исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой, так и с абиотическими факторами окружающей среды.)
Более простыми словами, биоценоз – это совокупность всех живых организмов. Всех живых организмов можно разделить на функциональные группы. Зеленые растения – автотрофы. Что это значит? (ответ – они способны синтезировать органическое вещество). Автотрофы, или продуценты являются производителями органического вещества. Это первая функциональная группа организмов.
Любое сообщество включает в себя гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом. На какие группы, в свою очередь, делятся гетеротрофы? (ответ – на консументов и редуцентов). Консументы – это организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые продуцентами. Кто относится к этой группе? (ответ – растительноядные и хищные животные.)А редуценты – это «разрушители» органического вещества. Они разрушают отмершие остатки живых существ, превращают их в неорганические и простейшие органические соединения. Кого можно отнести в эту функциональную группу? (ответ – микроорганизмы, бактерии, грибы, дождевой червь).
Пищевые и энергетические потоки идут в направлении продуценты – консументы – редуценты. Все три перечисленные группы присутствуют в любой экосистеме. Только совместная работа этих групп обеспечивает нормальное функционирование сообщества.
Перенос энергии от источника через ряд организмов называют «пищевая цепь». Все живые организмы так или иначе связаны в различные пищевые цепи. Травоядные животные поедают растения, первичные хищники поедают травоядных, вторичные хищники поедают хищников помельче. Таким образом формируются пищевые цепи. В данном примере продуцент – это растение, консумент 1-го порядка – травоядное животное, консумент 2-го порядка – первичный хищник, консумент 3-го порядка – крупный хищник.
Масштабы экосистем различны: микросистемы (например, болотная кочка,
дерево, покрытый мхом камень или пень, горшок с цветком и т.п.), мезоэкосистемы
(озеро, болото, песчаная дюна, лес, луг и т.п.), макроэкосистемы (континент,
океан и т.п.). Следовательно, существует своеобразная иерархия макро-, мезо- и
микросистем разных порядков. Биосфера — экосистема высшего ранга, включающая,
как уже было отмечено, тропосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы в
пределах "поля" существования жизни. Она имеет громаднейшее разнообразие
сообществ, в структуре которых обнаруживаются сложные сочетания растений,
животных и микроорганизмов с разными способами жизни.
Все многообразие экосистем биосферы, особенно
планетарных (суша и океан), а также провинциальных и зональных, необходимо
изучать, сопоставляя их продуктивность.
Изучением экологических систем нашей страны мы с вами сейчас и займемся.
III Самостоятельная работа учащихся(по инструктивным карточкам)
Карточка №2 – смешанный лес
1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.
2. Определите компоненты экосистемы:
Компоненты | Примеры |
Продуценты | |
Консументы | |
Редуценты |
3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).
4. Почему данная зона носит название «смешанные» леса? Какими факторами это обусловлено?
Карточка №3 – хвойный лес (тайга)
1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.
2. Определите компоненты экосистемы:
Компоненты | Примеры |
Продуценты | |
Консументы | |
Редуценты |
3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).
4. Почему хвойный лес называется «хвойным»? почему растения именно этой группы произрастают тут?
Карточка №4 – степь
1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.
2. Определите компоненты экосистемы:
Компоненты | Примеры |
Продуценты | |
Консументы | |
Редуценты |
3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).
4. Чем обусловлено произрастание здесь травянистой растительности? Какое воздействие оказала на степь деятельность человека?
Карточка №5 – пустыня
1. Определить по диораме и учебнику географии России за 8 класс (под. ред. Бариновой И.И.) представителей фауны и флоры данной экосистемы.
2. Определите компоненты экосистемы:
Компоненты | Примеры |
Продуценты | |
Консументы | |
Редуценты |
3. Составьте возможные цепи питания в данном сообществе (не менее 3-х).
4. Чем вызвано увеличение площади пустынь? Укажите черты приспособленности животных и растений к данным природным условиям
Курс 4 Семестр 7-8
Теоретические аспекты методики обучения биологии.