Организационный этап (1 мин.)

Организационный этап (1 мин.)

До начала урока на доске записать дату, тему и домашнее задание.

- Здравствуйте, ребята! (Проверка состояния класса, доски и готовности детей к уроку). Кто сегодня дежурный? Назовите, пожалуйста, отсутствующих.

2. Этап проверки домашнего задания (10 мин.)

Проверка домашнего задания в виде теста по вариантам (два варианта).

Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала (2 мин.)

- Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с особенностями строения, многообразием и значением типа Круглые черви. Сегодня мы будем изучать новую главу – «Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Дождевой червь».

Этап усвоения новых знаний (20 мин) - Рассказ с элементами беседы

- Ребята, из названия видно каких червей мы с вами будем изучать (дети смотрят и говорят – дождевых червей). Тип Кольчатые черви объединяет около 14 тыс. видов, обитающих в морях, пресных водоёмах и почве, среди них есть и паразиты.

По сравнению с плоскими и круглыми червями кольчатые черви (кольчецы) являются более высокоорганизованными животными.

- Ребята, а как вы думаете, почему они имеют такое название? (потому, что их тело состоит из сегментов (колец). Число сегментов у организмов разных видов кольчатых червей составляет от 5 до 300. Сегментация проявляется не только во внешней, но и во внутренней организации. Полость тела разделена перегородками на отдельные камеры. У кольчатых червей тело имеет 3 отдела: головной, туловищный и анальную лопасть. Есть развитая кровеносная система (вспомнить плоских и круглых червей), более совершенная нервная система и органы чувств. У некоторых групп впервые развились органы дыхания (жабры) (спросить у каких червей они могли развиться, в связи с образом жизни где?).

Тип включает 3 класса: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви и Пиявки.

Познакомимся со строением кольчатых червей на примере известного вам всем дождевого червя.

Образ жизни и внешнее строение червя

- Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Они лишь изредка появляются на поверхности почвы в ночное время или после дождя. В сухой песчаной почве дождевые черви не встречаются.

Дождевой червь имеет сильно вытянутое (длинной до 10-15 см), округлое в поперечном сечении тело, способное сокращаться и удлиняться. Тело дождевого червя, как и всех кольчатых червей, сегментировано. Число сегментов превышает 100.

На брюшных и боковых сторонах тела червя имеются упругие короткие щетинки, движениями которых управляют специальные мышцы (рис. 30). Как вы думаете, какова функция этих щетинок? (они помогают червю двигаться, орган осязания). Наличие небольшого числа щетинок – характерная особенность всего класса малощетинковых кольчатых червей (отсюда и название). Д.ч. имеет красновато-коричневую окраску, брюшная сторона светлее спинной.

Кожно-мускульный мешок

-Хорошо развит кожно-мускульный мешок, состоящий из однослойного эпителия, выделяющий наружу кутикулу (её функция? – защита). Эпителий часто содержит железы, выделяющие слизь (функция слизи? – облегчает движение червя в почве и обеспечивает возможность кожного дыхания). Под наружным покровным слоем располагаются два слоя мышц: кольцевые, а глубже – продольные мышц (функция мышц?- при их сокращении изменяется длина и толщина тела и способствуют движению червей, которое и называется червеобразным).

Полость тела

-Полость тела — вторичная (целом). Она выстлана эпителием и заполнена полостной жидкостью (функция полостной жидкости? – упругость телу, учувствует в обмене веществ). В ней расположены внутренние органы. Полость тела разделяется перегородками соответственно кольцевым сегментам тела. Такое строение препятствует гибели животного при повреждении отдельных участков тела. (прочитать интересный факт на стр. 35). Д.ч. также свойственна регенерация (что это такое?)

Пищеварительная система

-Дождевой червь питается перегнившими растительными остатками, которые он заглатывает вместе с землёй. Пищеварительная трубка имеет три отдела: передний (Рот дождевого червя располагается на брюшной стороне первого сегмента (рис. 31). Рот переходит в ротовую полость и далее в мускулистую глотку. Из глотки пища продвигается в пищевод, задняя часть которого расширена и образует зоб, где пища накапливается. Затем пища поступает в желудок. Его мускулистые стенки помогают измельчать и смешивать пищу с пищеварительными соками, что улучшает её переваривание. Завершение переваривания и всасывания растворённых питательных веществ происходит в среднем отделе кишечника. Непереваренные остатки обезвоживаются в заднем отделе кишечника и удаляются через анальное отверстие.

У д.ч. развиты известковые железы, секрет которых нейтрализует кислоты гумуса почвы (повторить ещё раз с учениками пищеварительную систему, выявить отличительные особенности)

Кровообращение и дыхание

- Кровеносная система также впервые появляется у кольчатых червей (рис. 30, 31). Она состоит из крупных спинного и брюшного сосудов, которые соединяются в каждом сегменте кольцевыми сосудами. От основных сосудов отходят более мелкие кровеносные капилляры, переходящие в густую сеть (функция капилляров? – перенос питательных веществ и обеспечивает возможность кожного дыхания). Через поверхностные капилляры кожи поглощается кислород и удаляется углекислый газ (как вы думаете, что ещё способствует газообмену, мы уже про это говорили? – слизь, увлажняющая покровы тела).

Движение крови обеспечивается сокращением стенок спинного и кольцевых сосудов, которые называются «сердцами». Кровь у червей красная, в ней есть пигменты (что такое пигменты?), активно связывающие кислород и способствующие газообмену.

Кровь кольчатых червей течёт только по сосудам, не смешиваясь с полостной жидкостью. Такая кровеносная система – замкнутая.

Выделительная система

-Выделительная система состоит из метанефридиев (рис. 30, 31). Метанефридии – это выделительные трубочки. На внутреннем конце, обращённом в полость тела, они имеют воронку, окружённую венчиком ресничек, а на внешнем конце – выделительную пору. Таких трубочек в каждом сегменте две: левая и правая. Обычно воронка трубочки находится в целоме одного сегмента, короткий каналец проходит через перегородку между сегментами, а пора открывается в соседнем сегменте.

Нервная система

-Нервная система состоит из парного надглоточного и парного подглоточного нервных узлов и соединяющего их окологлоточного кольца. От него отходит брюшная нервная цепочка — два ствола, имеющие вид парных нервных узлов в каждом сегменте соединённых перемычками. Такой тип нервной системы называется лестничным. Органы чувств разнообразны: осязания, вкуса

Размножение и развитие

- Дождевые черви – гермафродиты. В период размножения пара

червей соединяется передними частями тела и обменивается сперматозоидами (рис. 33). Сперматозоиды поступают в кожные выпячивания – семяприёмники (см. рис. 31), после чего черви расходятся. В передней части тела расположено особое утолщение покровов – поясок, образованное железистыми клетками. Поясок выделяет слизь, которая в виде «муфточки» окружает участок тела червя. Движениями кожно-мускульного мешка муфточка продвигается к переднему концу тела червя. Сначала в неё из яичников попадают яйца, а затем из семяприёмников – сперматозоиды другого червя. Так происходит оплодотворение яиц. Муфта с оплодотворенными яйцами движением мышц червя сбрасывается с переднего конца тела, уплотняется и превращается в яйцевой кокон, где и развиваются молодые черви. Д.ч. обычно откладывают 30-40 коконов в год, содержащих по несколько яиц в каждом. Завершив развитие, молодые черви покидают кокон.

Урок

на тему:

План-конспект по биологии 8 класс

Разработали

студентки 5 курса Полещук Анастасия Сергеевна

Андрущенко Кристина Васильевна

Проверил

учитель по биологии Гончарова Надежда Петровна

Гомель 2012

Организационный этап (1 мин.)

До начала урока на доске записать дату, тему и домашнее задание.

- Здравствуйте, ребята! (Проверка состояния класса, доски и готовности детей к уроку). Кто сегодня дежурный? Назовите, пожалуйста, отсутствующих.

2. Этап проверки домашнего задания (10 мин.)

Проверка домашнего задания в виде теста по вариантам (два варианта).

Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала (2 мин.)

- Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с особенностями строения, многообразием и значением типа Круглые черви. Сегодня мы будем изучать новую главу – «Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Дождевой червь».

Наши рекомендации