Тема : Углеводы. Классификация. Моносахариды

ГОУ ВПО УГМА РОСЗДРАВА

кафедра биохимии

Утверждаю

Зав. каф. проф., д.м.н.

Мещанинов В.Н.

_____‘’____________2008 г

Биоорганическая химия

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 3

Темы Углеводы- моносахариды, олиго-, полисахариды. Нуклеиновые кислоты . Лекарственные препараты.

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический .

1 курс. 1 семестр.

Для успешной подготовки к рубежному контролю № 3

Студентам надо знать

1.ответы на вопросы, которые входят в программу « Вопросы к экзамену» по

биоорганической химии ( см. раздел «Вопросы для подготовки»

2.тривиальные названия и структурные формулы всех нижеперечисленных

соединений, уметь соотнести пары: формула- название, название-формула:

А) формулы углеводов D- ряда : моносахаридов в 2 формах ( линейной и циклической),

олиго- и полисахаридов :

рибоза, дезоксирибоза, ксилоза, рибулоза, глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза,

лактоза, сахароза, мальтоза, целлобиоза, фрагменты крахмала( фракции амилоза и

амилопектин) , гликогена, целлюлозы, биозные фрагменты гиалуроновой кислоты,

гепарина, хондроитинсульфата.

Б) формулы азотистых оснований и их производных в таутомерных формах , аденин,

гуанин,

гипоксантин, ксантин, мочевая кислота, оротовая кислота, урацил, цитозин, тимин,

нуклеозидов и нуклеотидов, , содержащих рибозу и дезоксирибозу.

Студентам надо уметь

А) Записать формулы вышеперечисленных соединений, химические реакции с их

участием

Б) ответить на тестовые вопросы по темам рубежного контроля.

1. Вопросы для подготовки

Углеводы. Определение понятия. Классификация (моно- и полисахариды). Биологическое значение отдельных представителей. Содержание в организме.
Триозы, пентозы и гексозы: D-стереоряд, строение, стереоизомерия, циклооксотаутомерия. Реакции образования фосфорных эфиров (риб-5-Ф, гл-6-Ф, гл-1-Ф, фр-1-Ф, фр-6-Ф, фр-1,6-диФ, 3-Ф-глицериновый альдегид), гликозидов.
Реакции окисления гексоз. Образование глюконовых, гликаровых и глюкуроновых кислот. Биологическое значение уроновых кислот. Реакции восстановления моносахаридов (глюкозы, галактозы, фруктозы, ксилозы) Применение многоатомных спиртов-глицитов в медицинских целях.
D-глюкоза: строение, виды изомерии, химические свойства. Качественные реакции на глюкозу. Биологическая роль глюкозы в клетке.
Сахароза: строение, гидролиз. Качественные реакции для обнаружение продуктов гидролиза.
Лактоза: состав, строение. Гидролиз. Восстанавливающие свойства. Биологическая роль лактозы.
Крахмал: фракционный состав, типы химических связей в крахмале. Качественная реакция обнаружения крахмала Биологическое значение крахмала. Содержание в продуктах питания. Условия гидролиза ин витро и ин виво. Обнаружение продуктов гидролиза.
Гликоген: состав, строение, виды связей. Биологическое значение гликогена.
Целлюлоза. Строение. Характер связей. Биологическая роль.
Декстраны. Строение. Виды связей. Применение в медицине.
Гиалуроновая кислота. Строение биозного фрагмента. Виды связей. Биологическое значение гиалуроновой кислоты.
Хондроитинсульфаты. Состав, строение биозного фрагмента. Биологическая роль.
Гепарин. Строение биозного фрагмента. Биологическая роль. Применение в медицине.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Определение понятия. Классификация. Особенности строения (сходства и отличия). Биологическая роль нуклеиновых кислот в клетке. Современные методы исследования. Генная инженерия.
Азотистые основания ДНК. Строение. Образование водородных связей между функциональными группами комплементарных оснований (примеры А-Т, Г-Ц).
Азотистые основания нуклеиновых кислот – производные пурина и пиримидина. Строение. Таутомерия. Биологическое значение.
Нуклеозиды: состав, строение, номенклатура. Гидролиз в щелочной среде. Биологическая роль.
Мононуклеотиды – структурные единицы нуклеиновых кислот. Номенклатура. Строение. Типы связей.
Вторичная структура ДНК - двойная спираль. Механизм образования водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями. Биологическая роль ДНК в клетке.
Вторичная структура ДНК и стабилизирующие ее факторы. Строение комплементарных друг другу участков ДНК (например, составить последовательность нуклеотидов, комплементарных участку ГТА).
Виды РНК в клетке. Биологическая роль. Строение участка РНК с определенной последовательностью нуклеотидов (например, ЦАУ).
Уридинтрифосфорная кислота (УТФ). Строение. Виды связей. Биологическая роль.
Понятие о макроэргических соединениях. Строение, виды связей в молекуле АТФ. Гидролиз АТФ. Биологическое значение АТФ в клетке.
Мочевая кислота. Строение. Лактим-лактамная таутомерия. Соли – ураты (урат аммония, урат натрия). Образование мочевой кислоты в организме. Биологическое значение.
Витамин С – аскорбиновая кислота. Строение, свойства, распространение в природе, содержание в организме. Биологическое значение.
Ацетилсалициловая кислота: строение, получение. Применение в медицине. Доказательство доброкачественности аспирина.
Биологически активные вещества растительного происхождения – алкалоиды. Основные представители, их роль в образовании наркотической зависимости.
Сульфаниламидные препараты – производные сульфаниловой кислоты. Строение, применение в медицине.
4-аминобензойная кислота. Строение. Образование сложных эфиров – анестезирующих препаратов.
Барбитуровая кислота. Виды таутомерии. Лекарственные препараты – барбитураты. Применение в медицине.
Производные ксантина – лекарственные препараты. Биологическая роль.
Производные 4- аминофенола – лекарственные препараты.




ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания являются одним из объективных способов оценки знаний и

удобны для самоконтроля и самопроверки усвоения темы.

Обращаем внимание,

что эти тестовые задания были на практических занятиях, поэтому при подготовке к рубежному контролю ответы следует составить самостоятельно

ГОУ ВПО УГМА РОСЗДРАВА

кафедра биохимии

Утверждаю

Зав. каф. проф., д.м.н.

Мещанинов В.Н.

_____‘’____________2008 г

Биоорганическая химия

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 3

Темы Углеводы- моносахариды, олиго-, полисахариды. Нуклеиновые кислоты . Лекарственные препараты.

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический .

1 курс. 1 семестр.

Для успешной подготовки к рубежному контролю № 3

Студентам надо знать

1.ответы на вопросы, которые входят в программу « Вопросы к экзамену» по

биоорганической химии ( см. раздел «Вопросы для подготовки»

2.тривиальные названия и структурные формулы всех нижеперечисленных

соединений, уметь соотнести пары: формула- название, название-формула:

А) формулы углеводов D- ряда : моносахаридов в 2 формах ( линейной и циклической),

олиго- и полисахаридов :

рибоза, дезоксирибоза, ксилоза, рибулоза, глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза,

лактоза, сахароза, мальтоза, целлобиоза, фрагменты крахмала( фракции амилоза и

амилопектин) , гликогена, целлюлозы, биозные фрагменты гиалуроновой кислоты,

гепарина, хондроитинсульфата.

Б) формулы азотистых оснований и их производных в таутомерных формах , аденин,

гуанин,

гипоксантин, ксантин, мочевая кислота, оротовая кислота, урацил, цитозин, тимин,

нуклеозидов и нуклеотидов, , содержащих рибозу и дезоксирибозу.

Студентам надо уметь

А) Записать формулы вышеперечисленных соединений, химические реакции с их

участием

Б) ответить на тестовые вопросы по темам рубежного контроля.

1. Вопросы для подготовки

Углеводы. Определение понятия. Классификация (моно- и полисахариды). Биологическое значение отдельных представителей. Содержание в организме.
Триозы, пентозы и гексозы: D-стереоряд, строение, стереоизомерия, циклооксотаутомерия. Реакции образования фосфорных эфиров (риб-5-Ф, гл-6-Ф, гл-1-Ф, фр-1-Ф, фр-6-Ф, фр-1,6-диФ, 3-Ф-глицериновый альдегид), гликозидов.
Реакции окисления гексоз. Образование глюконовых, гликаровых и глюкуроновых кислот. Биологическое значение уроновых кислот. Реакции восстановления моносахаридов (глюкозы, галактозы, фруктозы, ксилозы) Применение многоатомных спиртов-глицитов в медицинских целях.
D-глюкоза: строение, виды изомерии, химические свойства. Качественные реакции на глюкозу. Биологическая роль глюкозы в клетке.
Сахароза: строение, гидролиз. Качественные реакции для обнаружение продуктов гидролиза.
Лактоза: состав, строение. Гидролиз. Восстанавливающие свойства. Биологическая роль лактозы.
Крахмал: фракционный состав, типы химических связей в крахмале. Качественная реакция обнаружения крахмала Биологическое значение крахмала. Содержание в продуктах питания. Условия гидролиза ин витро и ин виво. Обнаружение продуктов гидролиза.
Гликоген: состав, строение, виды связей. Биологическое значение гликогена.
Целлюлоза. Строение. Характер связей. Биологическая роль.
Декстраны. Строение. Виды связей. Применение в медицине.
Гиалуроновая кислота. Строение биозного фрагмента. Виды связей. Биологическое значение гиалуроновой кислоты.
Хондроитинсульфаты. Состав, строение биозного фрагмента. Биологическая роль.
Гепарин. Строение биозного фрагмента. Биологическая роль. Применение в медицине.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Определение понятия. Классификация. Особенности строения (сходства и отличия). Биологическая роль нуклеиновых кислот в клетке. Современные методы исследования. Генная инженерия.
Азотистые основания ДНК. Строение. Образование водородных связей между функциональными группами комплементарных оснований (примеры А-Т, Г-Ц).
Азотистые основания нуклеиновых кислот – производные пурина и пиримидина. Строение. Таутомерия. Биологическое значение.
Нуклеозиды: состав, строение, номенклатура. Гидролиз в щелочной среде. Биологическая роль.
Мононуклеотиды – структурные единицы нуклеиновых кислот. Номенклатура. Строение. Типы связей.
Вторичная структура ДНК - двойная спираль. Механизм образования водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями. Биологическая роль ДНК в клетке.
Вторичная структура ДНК и стабилизирующие ее факторы. Строение комплементарных друг другу участков ДНК (например, составить последовательность нуклеотидов, комплементарных участку ГТА).
Виды РНК в клетке. Биологическая роль. Строение участка РНК с определенной последовательностью нуклеотидов (например, ЦАУ).
Уридинтрифосфорная кислота (УТФ). Строение. Виды связей. Биологическая роль.
Понятие о макроэргических соединениях. Строение, виды связей в молекуле АТФ. Гидролиз АТФ. Биологическое значение АТФ в клетке.
Мочевая кислота. Строение. Лактим-лактамная таутомерия. Соли – ураты (урат аммония, урат натрия). Образование мочевой кислоты в организме. Биологическое значение.
Витамин С – аскорбиновая кислота. Строение, свойства, распространение в природе, содержание в организме. Биологическое значение.
Ацетилсалициловая кислота: строение, получение. Применение в медицине. Доказательство доброкачественности аспирина.
Биологически активные вещества растительного происхождения – алкалоиды. Основные представители, их роль в образовании наркотической зависимости.
Сульфаниламидные препараты – производные сульфаниловой кислоты. Строение, применение в медицине.
4-аминобензойная кислота. Строение. Образование сложных эфиров – анестезирующих препаратов.
Барбитуровая кислота. Виды таутомерии. Лекарственные препараты – барбитураты. Применение в медицине.
Производные ксантина – лекарственные препараты. Биологическая роль.
Производные 4- аминофенола – лекарственные препараты.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания являются одним из объективных способов оценки знаний и

удобны для самоконтроля и самопроверки усвоения темы.

Обращаем внимание,

что эти тестовые задания были на практических занятиях, поэтому при подготовке к рубежному контролю ответы следует составить самостоятельно

Тема : Углеводы. Классификация. Моносахариды

1. Если альдоза имеет 32 стереоизомера, она относится к:

а). тетрозам

б). пентозам

в). гексозам

г). гептозам

д). иным представителям

2. Как расположены центры хиральности у D-фруктозы?

a). lddl

б). dll

в). ddl

г). ddld

д). dld

3. Присутствие фруктозы в растворе можно обнаружить с помощью качественной реакции:

а). с йодом

б). с реактивом Фелинга

в). реактивом Троммера

г). с реактивом Селиванова

д). нужный реактив не указан

4. Дополните схему реакции, так чтобы получились указанные вещества:

Тема : Углеводы. Классификация. Моносахариды - student2.ru

5. Выберите верное название для изображенного соединения:

Тема : Углеводы. Классификация. Моносахариды - student2.ru

а) метил-β-D-глюкопиранозид б) метил-β-D-галактопиранозид

в) метил-α-D-глюкопиранозид г) метил-β-D-фруктопиранозид

д) метил- α-D-маннопиранозид

6. Для получения глюкаровой кислоты из глюкозы использовали:

а). реактив Фелинга

б). бромноватистую кислоту

в). азотную кислоту

г). аммиачный раствор оксида серебра

д). реактив Селиванова


Наши рекомендации