Политологические и политические предпосылки биополитики
Остановимся на теоретических (политологических) и практических (собственно политических) факторах, способствовавших возникновению биополитики. Что касается политологии, то она с начала 60-х годов стала ориентироваться на доктрину "натурализма", которая подчеркивает значение законов, управляющих природой человека, в политике. Важным событием в политологии было также возникновение системного подхода к политике. Сосредоточивая внимание на "политической системе" как целостном организме с ее кибернетическими "входами" и "выходами" материальных ресурсов и информации, это политологический подход облегчает сопоставление политических и биологических систем.
Подобно политическим, биологические системы также содержат механизмы саморегуляции, обратные связи, потоки информации и др. И в биологии, и в политологии постановка полностью контролируемого эксперимента часто вызывает принципиальные трудности. В политологии, как и в биологических науках, исследуются популяции живых организмов (Homo sapiens в случае политологии), которые развиваются во времени, т.е. обладают собственной историей.Оба типа сложных систем можно описать в рамках системного подхода, кибернетики и, в последние 30 лет, также синэргетики, благодаря усилиям Пригожина, Хакена, Янча, Корнинга и др.
В политологии в 60-70-е годы ХХ века наметился поворот от преимущественного исследования политических институтов(государственного аппарата, партий и др.) к преобладанию интереса к поведениюлюдей как политических акторов, т.е от статики и структуры к динамике политического процесса. В частности, исследование политического поведения в рамках доктриныбихевиорализма, которая концентрировала внимание на индивидуальных свойствах системы (отдельного человеческого индивида, группы), ее стадиях развития (определяющих восприимчивость или невосприимчивость к стимулам поведения), уже проводились на несколько лет раньше, чем родилась сама биополитика. Бихевиорализм в политологии опирался на фундамент всех наук, изучающих человеческое поведение, включая педагогику, этнографию, криминологию, психологию и др. Проводились комплексные исследования политического поведения, например, в ходе президентских выборов исследовали вопрос, на каких основаниях люди предпочитают одного кандидата другому. Однако подобные исследования страдали эмпиричностью в отсутствие адекватных теорий для интерпретации политического поведения. Вот почему с начала 70-х годов отмечался кризис бихевиорализма в политологии. В связи с необходимостью разработки теории политического поведения большие надежды возлагали на биологические науки, в первую очередь на этологию, социобиологию, посвященные поведению наших «эволюционных собратьев». Так подготовилась к рождению биополитики политология.
Биополитика оказалась, однако, «востребованной» не только с теоретической (политологической) точки зрения, но и в плане практической политики. Уже в 1960-е годы стало очевидно, что многие проблемы государственной политики имеют ярко выраженную «биологическую компоненту». Речь шла о «взрывном» росте населения планеты и относительном старении населения, проблемах генетической инженерии, биомедицинских проблемах, угрожающих последствиях испытаний ядерного оружия, и, конечно, о нарастающем загрязнении всех сред планеты. Поэтому в глобальном плане роль биополитики включает и борьбу (в том числе и политическими средствами) с назревающим экологическим кризисом, за сохранение биоразнообразия. В этом аспекте биополитика широко перекрывается по проблематике с разнообразными движениями «зелёных» и «экологов». Но у биополитики своя специфика – интерес к проблемам социальности, и потому её потенциал не исчерпывается только проблематикой взаимодействия человечества и биосферы как двух глобальных биосоциальных систем. Современный мир полон социальных и политических конфликтов (например, по этническим линиям), и здесь от биополитики также ожидается позитивный вклад, например, рекомендации по поводу эволюционно-древних механизмов распознавания «своих и чужих», которые обусловливают этноконфликты. Кроме этноконфликтов, биополитики занимались и проблематикой студенческих бунтов (например, во Франции в 1968 г.), бюрократии (как системы, чуждой по многим параметрам нашему биосоциальному наследию), президентских выборов, которые во всех странах находятся под сильным влиянием таких биосоциальных явлений как невербальная коммуникация и «обезьяний» стиль отношений доминирования-подчинения и др.
В более локальном плане – для России – справедливо всё то, что сказано выше: есть и экологический кризис, и этноконфликты, но всё это усугубляется наличием в «постсоветском пространстве» идеологического вакуума на месте ранее доминировавшей системы коммунистических ценностных ориентиров. Многие биополитики склоняются к убеждению, что именно после крушения ранее регламентировавшей жизнь идеологии, всякого рода эволюционно-древние, «животные» тенденции социального (и политического) поведения лишаются существующих в норме культурных тормозов и проявляются в большей степени, чем обычно. К этим тенденциям в России мы еще вернемся в конце курса.
В силу указанных фактов в современной России объективно возрастает значение биополитики. В частности, в её орбиту входит изучение социальной агрессивности, распространённость которой на разных уровнях российского социума (от скандалов в Государственной думе до действий боевиков) осложняет позитивное развитие России. Президентские выборы в России – еще более благодатная почва для биополитиков, чем аналогичное явление на Западе, поскольку в России биополитические закономерности выступают в менее прикрытой форме.
История биополитики
Первая статья Колдуэлла по биополитике вышла в свет в 1964 г. Колдуэлл писал: "Биополитика - это полезное клише, обозначающее политические усилия, направленные на приведение социальных, особенно этических, ценностей в соответствие с фактами биологии». Эта статья сразу стала программной, т. е. она задала весь спектр дальнейших изысканий биополитиков.
Этот спектр был еще более четко дан в работах Сомита, одна из статей которого так и называлась «Biopolitics». Первые доклады по биополитике прозвучали на Конгрессе Южной Ассоциации политических наук (США) в 1967 г. В 1968 году Сомит опубликовал статью под названием "Прогресс в направлении более биологически-ориентированной политической науки". Через два года Торсон (1970) дал название "Биополитика" книге, в которой он утверждал, что эволюционная биология должна послужить основой для политической теории.
В том же году (1970) было опубликовано несколько статей, посвященных политическим исследованиям на базе биополитики. Они были представлены на заседании Международной Политологической Ассоциации в Мюнхене. Из этих статей следовало, что этология, нейрохимия и другие биологические науки могут быть использованы в политических исследованиях. В 1970 г. биополитика была также признана Международной Политологической Ассоциацией в качестве специальной области исследований, а с 1975 г. биополитика получила статус постоянной исследовательской области в программе конгрессов этой ассоциации. В 1975 г. состоялась конференция в Париже по вопросам биополитики; ее результаты вышли в свет в 1976 г. в виде сборника «Биология и политика». В конце 70-х годов сформирован интернациональный Исполнительный комитет по биологии и политике, а с 1981 г. в США функционирует Ассоциация биологии и политических наук. С 1981 г. в США (с дополнительным бюро в Германии) существует Грутеровский Институт права и поведенческих исследований, посвятивший себя юридическим и криминалистическим сторонам биополитики.
С исторической точки зрения, первая крупная биополитическая школа сложилась в США. В её состав вошёл целый ряд выдающихся учёных: Колдуэлл, Сомит, Петерсон, Мастерс, Корнинг и многие другие. Важная биополитическая школа и биосоциологическая школа сформировалась в Германии (Флор, Тённесманн, Майер и др.). Биосоциологию отличает от биополитики отсутствие обязательной привязки проводимых исследований к политической проблематике, хотя фактически разница между биополитикой и биосоциологией нечеткая. Биополитический центр, посвятивший себя в первую очередь проблематике охраны живого (биоса), а также биоэтике и биокультуре функционирует в Греции с 1985 г. Он включает в себя Биополитическую Интернациональную Организацию, или Б.И.О. и созданный под ее эгидой Интернациональный Университет по Биоокружению.