Методика организации работы учащихся с учебником биологии.
Сущность и значение умений по работе с учебником биологии.
Умение- готовность личности к эффективному выполнению определенной деятельности
-> общеучебные –развиваются при изучении всех предметов
->предметные – характерно для определенного предмета: * ботанические(гербарии); *зоологические (уход, наблюдения;*генетические (решение задач); *экологические (выявление признаков приспособления)
Умение работать с учебником относится к обще учебным (умение конспектировать, работать со справочником)
Значение:
1.Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся
2.Учиться самостоятельно находить ответы на вопросы
3.уметь отобрать материал
4.способствует сознательному прочному усвоению знаний
5.способствует формированию умственных умений учащихся (анализировать, сравнивать и т.д.)
Формирование обще учебных умений и умений по работе с учебником в процессе обуч.биологии.
-сообщить цель
-выяснение последовательности выполнения деятельности
-цель и введение; - инструктивная карточка; -сделать записи последовательности выполнения;
2.закрепить умения
3.обучение переносу усвоенных учебных приемов в измененных или новых условиях.
Пример: составление плана параграфа: -прочитать; - понять о чем; - разбить текст на смысловые фрагменты;-выписать основные идеи каждого фрагмента; - назвать смысловые фрагменты.
Составление конспекта параграфа: - прочитать; - понять(задать вопросы); -разделить на несколько фрагментов; -написать основные идеи смысловых фрагментов; -описать основные идеи в определенной логике с указанием названия смысловых частей.
Составить схемы по содержанию параграфа: - прочитать; -понять; -схематизировать текст выделяя смысловые фрагменты их соподчинения и последовательность.
Приемы по работе с учебником
1.работа с текстом (составление плана прочитанного); 2.нахождение главного и второстепенного в параграфе; 3.выписывание из учебника новые понятия и определения; 4.составление тезисов; 5.конспектирование текста; 6.ответы на вопросы; 7.составление школьниками вопросов к тексту; 8.составление сравнительных таблиц по тексту; 9.составление схем; 10.использование предметного указателя для нахождения определения понятий; 11.составление рисунков по тексту; 12.формирование вывода по прочитанному
Умения с иллюстрациями
1.составление рассказа по иллюстр.
2.составление схематичного рисунка на основе иллюстр.
3.сост рисунка с учебника с моделями и натур объектами
4.сравнение рисунка с учебной таблицей
5.сравнение рисунков в учебнике
Применение учебника для проведения л/р
В учебника даны инструкции для проведения л/р. Использование текста для самостоятельного постановления опыта учащимися.
Использование учебника для самопроверки
Творческие задания (составление рассказа с дидактическими ошибками, синквейны, кроссвордов, ребусы, тесты)
Примеры заданий с учебником
1.задание (выявить различия строения желез внутренней и внешней секреции); -найти информацию в учебниках о железах, прочитать; - выписать названия желез и записать в таблицу; -составление конспекта на тему нарушение функций поджелудочной железы (на доске записывается план конспекта (название желез, болезней, чем вызывается, симптомы, профилактика); -систематизация знаний (схемы значение н.с. и ее строение); -записать в карточках с текстом пропущенные слова из учебника.
21.Методика подготовки и проведения экскурсий по биологии.
Школьная экскурсия- форма учебно воспитательной работы с классом или группой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде обитания или в искусственно созданных условиях.
Классификация экскурсий:
->по учебному содержанию: *тематические (1.природоведческие, 2.ботанические, 3.зоологические,4.экологические, 5.санитарно0гигиенические); *комплексные
->по месту проведения : *в естественной среде; * в искусственной среде
-> по месту положения в темах учебных разделов: *вводные; *текущие; *заключительные
Значение экскурсий
-расширяют и улучшают знания учащихся, которые видят растения в их естественной среде, на экскурсиях ранее полученных понятий об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.
-учащиеся испытывают эмоции эстетического характера, живое восприятие красоты.
-методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связь явлений, находить нужные объекты
- экскурсии сельхоз производство, на опытно селекционных станциях, питомниках и т.д.
-на экскурсии собира5ется материал с учетом охраны природы используемых в дальнейшем на уроках.
Подготовка к экскурсии
Экскурсия в программе 6 класса:
-мир грибов и растений вокруг нас; - сезонные явления в жизни растений; - растения в живых производственных помещениях; - растения защищенного грунта; -многообразие растений; - растительные сообщества
В программе 7 класса:
-животный мир; -внешний вид и особенности поведения животных; -взаимосвязи животных в природе; - многообразие животных и их роль в природном сообществе; - животные дикие, сельхоз и домашние
В программе 8-9 класса:
-реакция организма включая организм человека на факторы среды обитания; -относительный характер приспособленности организмов; -экосистемы и их обитатели; - антропогенные изменения природной среды
В программе 10-11 класса:
-биологическое –видовое экосистемное и генетическое разнообразие; - многообразие сортов растений и пород животных; - история развития жизни на Земле; - природные и антропогенные воздействия в природе.
Методика проведения экскурсий
1. Каждая экскурсия требует тчательной подготовки плана проведения, нельзя вести экскурсантов в неизвестную или мало изученную местность.
2. Особое значения имеет подготовка учащихся , необходимо просмотреть снаряжение, а так же подготовку учеников (что надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе)
3. В классе учитель делает выступление на тему экскурсии распределяет учащихся на группы и распределяет задания
Все требования к организации экскурсий указанные в отношении зоологической и ботанической соблюдаются и для старших классов, однако особое внимание обращается на самостоятельные работы учащихся в 6 -8 классах, методы проведения экскурсий включаются элементы самостоятельности, учащиеся дают короткие поручения найти и собрать объекты с обязательным последующим подведением итогов.
В 10-11 классах выдаются самостоятельные задания на протяжении всей экскурсии, которые охватывают ряд вопросов в целом исчерпывающих содержания тем экскурсий
Методика организации и проведения
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап подготовки Определяет тему, включает ее в календарь и тематическое планирование, формулирует задачи, на предшествующем уроке устанавливает связь с содержанием изучаемой темы, предварительно знакомится с местом проведения экскурсии, намечает объекты для объяснений, самостоятельных работ, сбора материалов, проведение обобщающей беседы, разрабатывает маршрут экскурсии, полный план ее проведения, продумывает содержание, методы и приемы усвоения, намечает виды экскурсионного снаряжения, разрабатывает индивидуальные и групповые задания, форму отчетности по теме | Актуализируют необходимый материал по учебнику или другому источнику, готовит индивидуальные или групповое снаряжение (блокноты,карандаши, коробки для сбора и т.д.) |
2 проведение экскурсии Проводит вводную беседу о задачах и проведении, организует продвижение к месту экскурсии, распределяет задания и обязанности, организует наблюдения за намеченными объектами, сообщает о них дополнительные сведения, формулирует положения о существенных признаках связях, закономерностях, организует работу учащихся интеллектуальных и практических заданий, оказывает помощь во время экскурсии | Участвуют в беседе о правилах дорожного движения и поведения во время экскурсий, наблюдают за объектами живой и неживой природы, выделяют их существенные признаки, ведут краткие записи, выполняют задания |
3 подведение итогов Проводит заключительную беседу по экскурсии, оказывает помощь в оформлении краткого отчета и организует обсуждения | Принимают участие в заключительной беседе, оформляют отчет под руководством, обсуждают отчеты при представлении наглядного материала для кабинета |