Методика профильного обучения биологии в старших классах
План
1) Сущность проф.обуч.
2) Цели проф. Обуч.
3) Организация проф. Обуч.
Основная идея обновления старшей ступени общего образ. состав. в том, что образ. должно здесь стать более индивидуально функциональным и эффективным.
Согласно конц. модернизации российского образов. На период до конца 2010 от 2001 ода на старшей ступени общеобразоват. школы предусматрив. проф. обучение став. задачу создания « системы спец. подготовки старших классах общеобразовательной школы , ориент. на индивидуальное обучение, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе
Профиль
1.Вид предмета
2.Совокупность основных черт характеризующих проф. специальность хоз-ва
3. Совок. спец. деятельности , а также характер производ. или учебной уклона
4. Уклон – направленность к чему-нибудь , какой-нибудь специализации
5.Проф обучение ( согл. концепции проф. обучения 2002 г.) это средства дифференциации и индивидуализации обучения ,позволяющему за счет изменения в структуре ,содержании и орг. образ, создающ. условия для обучения старшеклассников в соответствии с их проф. интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Дифференциация направлена на то, чтобы в наиб. степени обеспечить индивид. обучение, создать оптимальные условия для выявления и развития способностей каждого школьника.
Цель дифференциации: обеспечить каждому ученику условия для развития склонностей и удовлетвор. в процессе усвоения сод. общего образования
Аспекты дифференциации:
1. Учет индивидуальных особенностей
2. группирование учеников на основании этих способностей
3. вариативность учебного процесса в группах
Система проф. обучения включает
1. базовые общеобразовательные предметы
2. профильное (предметы повышенного уровня)
3. элективные курсы (обязат. для посещения курсы по выбору учащихся входящие состав проф. обучения.
Элективные курсы- альтернативные курсы предназначенные для преодоления проф. однонаправленности обучения и нацелены на разв. у учащихся проф. ориентации и выработки специальных навыков необходимых для самообразования и продолжения образования в проф. учебных заведениях
Группы элективных курсов
1. элективные курсы неспециального назначения (способствуют расширению кругозора ,развитию способностей и познавательных интересов учащихся могут быть связаны не только с выбранным профилем
2. элективные спец. курсы и элективные спец.практикумы направленные на внутрипрофильную специализацию обучения
3. Элективные спец. курсы – курсы углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов в усвоенных знаниях
4. Элективные спец. практикумы – призваны выработ. у уч-ся умения и навыки необх. для работы в области элем. биологических исследований
овладевать навыками общенаучной и биологических методов, выполнения научных методов
Модели организации проф. обучения
1. Внутришкольной (связан с объединением в один образ. уче-нии нескольких.
.обучение учащихся конкретной школы идет с привлечением образовательных ресурсов иных образ. учреждений:
а)связан с объедин. нескольких общеобразовательных уч-й вокруг наиболее сильного выпольняющего роль ресурсного центра
б) основан на кооперации обяз. уч-я с уч-ми высшего,среднео и начального образования
Обучающие:
1. формирование у учащихся знаний об основах современной биологии
2. обеспеч. понимания учащимися сущности в развитии и проявлении жизни на разных уровнях организации
3. ознакомление учащихся с историей разв. биолог. исследований и биологическими методами
4. формирование професс. знач. биолог. знаний и умений определять роль человека в природе на основе понимания законов её развития
Воспитательные:
1. воспитание у учащихся научного мировоззрения
2. воспитание ответственного к природе, уважение к личному и проф. труду
Развивающие
развитие интеллектуальных умений необх. для продолжения образования и самообразования
Принципы проф. обучения :
принципы ф-я содержания проф. курса: гуманизация, фундаментальных биол. знаний
культуросообразность ,единство и взаимообусловленность
научноистор; проф. направл. и политехнизм
проф. дифференциция
принципы организации процесса обучения
- индивидуализация
- единство учебной и поисковой познавательной деятельности
- интерес
- пробное обучение
- диалоговое обучение
- единство коллективной и индивидуальной деятельности
- творческой активности
- самостоятельности
- удовлетв. потребностей и мотивов
Ведущая идея структуры проф. курса биологии – биология как система наук:
а) инвариантная часть содержательного компонента –идеи целостности и единства природы , единство природы и человека
б)вариативная часть содержательного компонента- методологич., естественнонаучные и биологические знания, виды деятельности , ценности в рамках содерж. элемента курсов специального и неспециального назначения.