Специфика методики обучения разделу «Животные».
Часов. 2 урока в неделю
Обучающиезадачи: 1) сформировать знания о внешнем и внутреннем строении жив, в связи со средой обитания, 2) выявить сущность процесса жизнедеят, протекающих в организме жив, 3) доказать взаимосвязь жив раст и организмов неживой природы, 4) познакомить с осн. Этапами эволюции жив мира, 5) раскрыть значение жив в природе и жизни чел, 6) развивать предметные зоологич умения (определять систематич принадлежность жив, распознавать систему органов, выявить черты приспособленности организмов к среде обитания, проводить наблюдения за жив, и ухаживать за ними); 7) способствовать развитию общеучебных умений, испольщовать для решений познавательных задач различные источники
Развивающие:1) развивать интеллектуальн умения, 2) развивать коммуникативные умения,3) способствовать развитию познавательного интереса к био, творческому развитию на основе изучения раздела
Воспитательные:1) формировать научное мировоззрение на учебном содержании раздела,2)реализовывать этическое, эстетическое, экологическое, санитарно-гигиеническое воспитание на соответственном учебном материале
Вопросами занимался: Беляев, Рыков, Шалаеве
Содержание и структура раздела: систематические характер, все темы имеют основные био идеи и закономерности: - эволюция орг мира, - уровневая организация жив природы, - ценность жизни, - связь строение со средой обитания
Типичныепредставителисистематических групп: Саркожгутиконосцы (Корненожки – амеба, Жгутиконосцы - эвглена); Инфузории – инфузория-туфелька; Споровики – малярийный плазмодий; Кишечнополостные (Гидроиздные – гидра обыкн); Плоские Черви (Ресничные – молочно-белая планария, Сосальщики – печеночный сосальщик, Ленточные – бычий цепень); Круглые черви – человеческая аскарида; Кольчатые черви (Малощетинковые – дождевой червь, Многощетинковые - нереида); Моллюски (Брюхоногие – прудовик обыкн, Двустворчатые – беззубка, Головоногие - кальмар); Членистоногие (Ракообразн – речной рак, Паукообр – паук-крестовик, Насекомобраз – медоносная пчела); Хордовые (Ланцетники – ленцетник европейский, Рыбы – окунь речной, Земноводные – обыкн лягушка, Пресмыкающие – прыткая ящерица.Птицы – сизый голубь, Млекопитающие – дом. собака)
Понятия: специальные – для зоологии, общебиологические
В содержание раздела включены: - морфологические (форма и отделы тела); - анатомические (органы и система органов); - физиологич (питание, дых); систематич (вид, род); - экологические (формы среды)
Продолжается развитие предметных умений: - пользоваться увел.приборами; - готовить микропрепараты; - определять систематическую принадлежность, - ухаживать за животными; - провдить био опыты и наблюдения
Структура содержания (Трайтак и Андреева): Введение – однокл.жив – многокл жив – черви – моллюски – членистоногие – насекмоые – хордовые – рыбы – земноводные – пресмыкающие птицы – млекопит.
Порядок изучения: внешнее строение, внутрен строение, многообразие, значение в природе в жизни человека
Формы организацииобучения: Урок, Зооэкскурсии, Внеклассная работа (кружки натуралистов)
Ведущие методы обучения и метод.Приемы: преимущественно наглядные и словесные методы (демонстрация жив животнызх и чучел, таблицы, рассказ, объяснение и беседа)
Применяется сравнительный подход: происхождение сравнение и сопоставление строения и ж/д животных из темы в тему.
Средство обучения: таксидермические пособия (чучела, тушки, шкурки), влажные и остеологические препараты, коллекция беспозвоночных. Изобразительные пособия – плоскостные и рельефные таблицы, модели и муляжи
11. Методика обучения разделу "Человек и его здоровье"
Учебно-воспитательные задачи
Обучающие
1)Сформировать знания об особенностях строения и формирования тканей органов и физиолог. систем органов, выявить особенность нервной и гуморальной регуляции
2)Установить черты сходства и различия в строении и функциях с организмом млек животых. Раскрыть основные этапы эвол. чел-ка
3)Познакомить с ф-ми влияющими на сохранение здоровья , с приемами оказаия первой мед. помощи , правилами гигиены
4)Развивать практ. умения распознавать органы и системы органов, устан. связь между их строением и функциями, пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения,оказывать 1-ю мед. помощь
5)развивать общеучебные умения на материала раздела (планирование конспекта, поиск информации)
Развивающие
1)способствовать развитию мышления, на основе развития интелектуальных умений , сравнивать объекты и явления , анализировать и классифицировать, обобщать ,устанавливать причнно-следственные связи
2) развивать коммуникативные умения путем формирования у школьников способов межличностного взаимодействия, учебного взаимодействия при изучении раздела " Человек и его здоровье"
Воспитательные
1)Формировать научное мировоззрение на основе материала раздела
2)Реализовать этическое,гигиеническое, эстетическое, половое ,экологическое воспитание на основе содерж. своебразии отдела.
1.Зуев первый включил
2. 50 годы 19 века введено в 7 класс ( 1 ч в неделю)
3. название предложил Герд
Содержание и структура раздела
Содержание раздела имеет интегрированный характер т.к. в нем объеденины знания из родственных наук
Понятия:
а) Специальные(отделы скелета,работа сердца)
б)Общебиологические (клетка,обмен веществ)
В разделе вводятся ряд генетических понятий применительно к организму человека: о хромосомах и генах чловека, обуславливающих развитие наследственных признаков,, о роли ДНК и РНК-рибосом ,особенности деления клетки и созревание гамет
Общебиологические идеи раздела: об целостности организма человека, единстве организма и условий среды, взаимосвязь строения и функции органов и систем органов, ведущие роли нервной системы в жизнедеятельности организма,историческое развитие чловека
В содержание раздела включены гистологическия понятия и сведения из истории науки (знания об исследованиях Мечникова, Павлова и т.д. помогают понять ход научной мысли, осознать значение научных открытий для развития человечества
В разделе Человек и его здоровоье, продолжается формирование многих умений :
предметных(умение пользоваться увеличительными приборами ,проводить биологическе опыты,эксперименты,
общеучебные
интеллектуальные (устанавливать причинно-следственных связей, осуществляется при выявлении факторов влияющих на возникновение заболеваний различных систем органов, а формир-е умения сравнивать биологические объекты, происходит при изучении материала сходстве и различии орг. человека и животных.
изучение раздела создает возможность для развития физико-химических основ процесса жизнедеятельности орг. на основе межпредметных связей
с курсом химии: растворы, ионы, хим. элементы, атомы и молекулы, хим. реакции, хим. загрязнения окр. среды
с курсом физики: масса,сила, вес тела, работа, давление, атм. давление, диффузия,температура, закон сохр. энергии, глаз как оптическая система
Структура содержания раздела Человек и его здоровье на примере авторской линии Тройтака(только не говорите Пасечника, а то хреново все закончится)
Введение
Общий обзор организма
Нервная и эндокринная система
опорно-двигательная
кровеносная и лимфатическая
гигиена органов дыхания
орг. пищеварения, питание
гигиена органов выделения
покровы тела
обмен веществ и энергии в организме
система органов размножения и развития
система органов чувств и анализаторов
высшая нервная деятельость
структура содерж. отдельных тем раскрывающих анатомо-физ. особенности систем органов и их гигиену изуч. по след. плану: 1. общее знач. в организме 2. морфологичски сведения 3. анатомические 4. функции 5.нервная и гумор. регуляция 6. гигиена
спецификой содер. современных программ по данному разделу расш. материалом по происхождение человека(связь с разделом животные), психология человека,поведение,здоровье,образ жизни,правила поведения в окр. среде.