Советский период в развитии методики обучения биологии.
В нач 60х годов в журнале «Биология в школе» проходила дискуссия по проблемам обучения био.
1962 год – министерство просвещения РФСР объявило конкурс на создание новых программ
1964 г – представляются 3 программы: 1) от коллектива ученых и учителей Москвы; 2) от коллектива ученых из Ленинграда; 3) от коллектива ученых Новосибирской академии наук
Первенство заняла программа из Ленинграда, под руководством Полянского
1965 в соответствии с данной программой в школе начинает действовать учебник Коргачиной
1966 учебник зоологии Рыкова и учебник общей биологии для 10 кл авторы: Верзилини, Корсунская, Полянский, Суханова, Данилевский – все учебники были написаны на основании теории развития понятий
Верзилин – развитие био понятий в шк предмете и методов обучения
Зверев – пробелмы систематизации учебно-воспитательного процесса
Брунович – проблема развития мышления у школьников и деятельностный подход в обучении
Корсунская – активизация МОБ и методика уроков по общей биологии
Трайтак – развитие интереса у школьников и особенности преподавания био в сельской школе
Рыков – возрождение курса «Неживая природа» в модернизированном виде
Пономарева – определение системы экологических понятий и ее развитие в школьном курсе био
Реброва – проблемное обучение биологии
Гольнева – программированное обучение биологии
Кейран – пробема взаимосвязи МОБ и дидактики
Комиссаров – методологические аспекты в обучении биологии
Суравелина и Захлебный – развитие ответственного отношения к природе
Пасечник – организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения био
Методика обучения разделу «Естествознание» (в 5 классе).
Природоведение 70 часов, - 2 урока в неделю.
Природоведение подготовка учащихся к изучению основ естественных наук. Оно включает в себя сведения по биологии, географии, физике, химии, астрономии.
Материал из курса природоведение в дальнейшем рассматривает подробно в рамках отдельных школьных предметов. В результате изучения природоведения у школьников формируется целостное представление о природе.
Темы природоведения по сонину: вселенная 18 ч, земля – 18 ч, жизнь на земле – 16ч, человек на земле – 16 ч,
Учащиеся должны знать: как развилась жизнь на земле, строение живой клетки, царства живой природы, беспозвоночных и позвоночных, среды обитания, как человек появился на земле, естественные науки, открытие наук, экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: выполнять наблюдения, фиксировать результаты, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными материалами, пользоваться микроскопом, показывать на карте основные природные зоны, составлять рассказы, сообщения, доклады.
В этом курсе, много демонстраций, л\р и творческих заданий.
Особенности методики обучения разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
Часов – 1 урок в неделю
Обучающие задачи: 1) познакомить учащихся с особенностями клеточного строения раст и основными тканями, 2) сформировать знания о строении органов раст в связи с функциями, 3) раскрыть основные этапы эволюции раст мира, познакомить с основами классификации с систематики; 4) доказать взаимосвязь раст с факторами неживой природы, 5) выявить значение раст в природе и жизни чел, 6) выявить особенности строения и жизнедеятельности бакт, грибов, лишайников, 7) развивать предметные био умения, 8) способствовать развитию общеучебных умений у школьников
Развивающие: 1) развивать интеллектуальные умения, 2) развивать коммуникативные умения способствующие социализации учащихся, 3) развивать познавательный интерес и мотивации к изучению био, 4) содействовать раскрытию индивидуально-психол качеств личности, их творческие способности
Воспитательные: 1) формировать научное мировоззрение на содержание раздела, 2) реализовать эстетическое, этическое, экологическое, патриотическое воспитание
Методикой преподавания занимались: Половцов, Верзилин, Боровицкий, Трайтак, Пасечник
Раздел включ систему морфологических, анатомических, физиологических, систематических, экологических понятий, а также сведения по агрономии, филогении и эволюции растений
Представлены: специальные понятия – лист, корень, цветок и др; общебиологические понятия – клетка, обмен веществ
Формируются важнейшие биологические умения: 1) распознавать и определять раст, 2) пользоваться лупой и микроскопом, 3) проводить наблюдения, 4) ставить опыты,5) выращивать культурные растения
Особенности содержания раздела принцип сезонности – согласно кот в структуре учитываются сезонные изменения раст
Формы организации обучения разделу «Растения»: 1. Урок, 2.Экскурсии 3. Внеурочная работа (наблюдения, эксперименты, закладка опытов)
Ведущие методы обучения и методическиеприемы: ведущее значение практические методы (практич и лабор работы). Лаб работы в 6 кл проводятся фронтально
Наглядные методы (демонстрация опытов)
Средства обучения: - натуральные объекты, - постоянные и временные микропрепараты, - изобразиельные пособия (плоскостопие, рельефные, модели и муляжи)