Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Социально и духовно развитый человек.
Личность - это индивид, который занимается какой-либо деятельностью, что-либо познает, изменяет мир и самого себя, при этом оценивает свои действия – обладает САМООЦЕНКОЙ. Самооценка может меняться в зависимости от проявлений и от общественных условий (ПР.: у человека живущего под гнетом, всегда самооценка ниже чем у человека свободного).
Личность - это индивид и имеющий социальный статус (врожденный, приобретенный, предписанный), социальную роль, и соц. направленность (желание, ценности, идеал, мировоззрение).
При рассмотрении личности через ее роль и соц. направленность, большое значение играют общественные отношения. Т.е. то какую роль человек играет и как он это делает напрямую связанно с общественным устройством. ПР.: возьмем в пример Индию, где существует кастовая система (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые), и человек, родившийся в определенной касте, выполняет предписанные ему роли, строго следуя правилам. За нарушение правил человек подвергается наказанию. Например, по индуистской традиции, жених приезжает на свадьбу на лошади, но когда молодые люди из касты неприкасаемых пытаются поступать так же, то их подвергают жестоким преследованиям. А если взять наше общество, то вне зависимости от того, что человек бедный, он может заказать такую же пышную свадьбу, как и богатый. Просто окружающие оценят это как глупость.)
Для становления личности важными являютсясамосознание и самореализация.
Самосознание (в психологиисознание) – это определение человеком себя как личности (понимание своих желаний, мотивов, чувств, действий), способной принимать самостоятельно решения, взаимодействовать с обществом и природой, и нести ответственность за свои поступки.
1. Уровень – элементарное осознание своего тела о определенние его места в мире окружающих вещей и людей.
2. Второй уровень – это осознание себя в качестве принадлежности с той или иной соц. группе
3. Третий уровень – осознание своего «Я» как похожего на других, но в чем-то уникального и неповторимого, «Я» которое может совершать свободные поступки и нести за них ответственность.
Самосознание включает в себя: самопознание, самооценку, самоконтроль.
Факторы, влияющие на самооценку:
· сопоставление реального «Я» с идеалом,
· оценка других людей и сравнение себя с ними,
· отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Но одного самосознания мало, личность не может ограничиться только пониманием себя, ей необходимо самореализоваться.
Самореализация – это осуществление личностью своих возможностей, достижение поставленных целей, дающих возможность раскрыть внутренний потенциал.
Самореализация (в психологии активность) – реализация потенциала личности.
???Приведите по 1 примеру проявления личности???
Задания на понимание:
По типу№2
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Индивид, индивидуальность, человек, личность, талант
2. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана — 180 см.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
5) Иван — добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
Ответ: 3456
3. Верны ли следующие суждения о личности?
| ||||||||||||
|
Человек родившийся - индивид, а в процессе социализации он становится личностью.
Потребности
С самого рождения человек зависит от своих потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма, и для развития его личности.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.