Процессы жизнедеятельности клетки
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
1. Какой процесс показан на рисунке? ………………………………………………………………………… 2. В молодой или в старой клетке вакуоли крупнее по размерам? ………………………………………………………………………… 3. Чем это можно объяснить? | |
1. Какой процесс показан на рисунке? ………………………………………………………………………… 2. С помощью какого органического вещества передается наследственная информация от клетки к клетке? ………………………………………………………………………… 3. В молодом или в старом организме активнее происходит этот процесс? Ответ поясните. |
Ученые-естествоиспытатели
? Кто такие естествоиспытатели? Естествоиспытатель = натуралист?
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
? Запишите под портретами имена и фамилии ученых, годы жизни и их самый важный вклад в историю биологии(не более пяти слов о каждом).
? Подумайте!
? Какими качествами должны обладать ученые, изучающие живую природу?
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Царства живой природы
Классификация– ……………………………………………………………………………………..
Систематика– …………………………………………………………………………………………
· Основная единица классификации – ……………………………………………………………………
· Самая крупная систематическая группа – ………………………………, самая мелкая – …………..
Организмы, относящиеся к одному виду:
1. Имеют сходные ………………………………………………………………………………………….
2. Могут ……………………………………………………………………………………………………
Живые организмы………………видов
_______________________ __________________________
…….…………………………..
________________________ ________________________
……….………………………….
____________________________________ __________________
Вирусы– …………………………………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………..
· …………………………………….………………………………………………………………………..
· …………………………………….………………………………………………………………………..
· …………………………………….………………………………………………………………………..
Вирусные заболевания:….………………………………………………………………………...
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
Польза вирусов:….……………………………………………………………………………………
…………………………………….………………………………………………………………………….
? Подпишите под рисунками названия вирусов.
Царство_____________________________________
Среда обитания: ………………………………………………………………………………………
Форма бактериальной клетки:
1.____________________ 4.___________________________
2. ____________________ 5.___________________________
3. ____________________ 6.___________________________
Главное отличие от клеток растений и животных:
…..……………………………………………………………………………………………………………
…..………………………………………………………………………………………………………........
Жизнедеятельность:
Бактерии
(по способу питания)
_____________________________ _____________________________
…….…………………………………..….. …….……………………………………….
…….…………………………………..….. …….……………………………………….
…….…………………………………..….. …….……………………………………….
…….…………………………………..….. …….……………………………………….
…….…………………………………..….. …….……………………………………….
…….…………………………………..….. …….……………………………………….
Бактерии
(по отношению к кислороду)
_____________________________ _____________________________
…….…………………………………..….. …….……………………………………….
Размножаются ………………………………………………………………………………………...
При неблагоприятных условиях………………………………………………………………..
…..……………………………………………………………………………………………………………
Причины уникальной живучести бактерий:
…..……………………………………………………………………………………………………………
…..……………………………………………………………………………………………………………
…..……………………………………………………………………………………………………………
Значение бактерий
Группы бактерий | Значение | +/– |
Бактерии гниения | ||
Клубеньковые | ||
Цианобактерии | ||
Молочнокислые | ||
Болезнетворные |
Способы защиты от бактерий:
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
Царство_________________________________
Количество видов – ………………………… Изучает наука…………………………………….
Совокупность всех видов растений, обитающих на планете, – это ………………………
Отличительные особенности растений:
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
____________________ ___________________
……………………………
____________________ _____________________
…………………………… ……………………………….
…………………………… ………………………………..
ТКАНИ | слоевище | ризоиды | корни | листья | стебли | споры | цветки | плоды | семена | Примеры растений | |
Водоросли | |||||||||||
Мхи | |||||||||||
Папоротники, хвощи, плауны | |||||||||||
Голосеменные | |||||||||||
Цветковые |
? Каково значение растений в природе и в жизни человека?
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
Знакомство с внешним строением растения
LЛабораторная работа
Часть первая: изучаем побеги цветковых растений
§ Вспомните, что такое побег (учебник, стр. 47).
§ Рассмотрите летние и зимние побеги знакомых вам деревьев и кустарников. Найдите на побегах их составные части: стебли, листья, почки.
§ Обратите внимание на расположение листьев и почек. У некоторых побегов они располагаются друг за другом, по очереди (такое расположение называется очередным). У других побегов листья и почки имеют супротивное расположение (располагаются попарно, друг напротив друга).
§ Зарисуйте по одному побегу с очередным и с супротивным расположением листьев и почек.
§ Обозначьте на каждом рисунке стрелками с цифрами части побега. Запишите обозначения.
§ Подпишите рисунки, указав тип расположения листьев и почек и названия растений.
| |||
| |||
Части побега
1. …………………
2. …………………
3. …………………