Основные направления биополитики
Были предложены различные классификации современной биополитики. Нами будет использована классификация, которая опирается на публикации Сомита, Мастерса, Зуба, Олескина. Она включает в себя следующие пункты:
1) Природа человека (в связи с политической теорией);
2) Эволюционные корни человеческого общества и государства;
3) Этологические грани политического поведения людей;
4) Физиологические параметры политического поведения;
5) Вклад биологии в решение конкретных политических проблем. По этим направлениям мы и будем изучать биополитику, а сейчас кратко по каждому из них.
1.4.1. Природа человека: биополитический подход. В СССР была поставлена программная цель «создать нового человека». При этом исходили из марксистского представления о том, что «родовая сущность человека является социальной». Стало быть, стоит изменить социальные отношения, политический строй, как изменится и человек. Марксизм можно рассматривать как яркий пример доктрины исторического релятивизмав понимании человека. С этой точки зрения бессмысленно спрашивать, добр или зол человек по своей природе, пластичен он или консервативен и др. Все подобные вопросы имеют смысл лишь применительно к конкретной эпохе и конкретному социальному слою, классу. В противоположность доктрине релятивизма (которую исповедует и многие другие социологические и философские течения), имеется доктрина абсолютизма,согласно которой природа человека вечна, неизменна и определена Богом или иным Абсолютом (например, идеей в философии Гегеля). При своих различиях, релятивизм и абсолютизм смыкаются в фактическом отрицании телесной, биологической грани природы человека (так, христианский абсолютизм считает греховной саму мысль о возможности сопоставления носителя бессмертной души — Человека и прочих «тварей»).
В отличие от абсолютизма и релятивизма, современная биология способствует пониманию человека как существа, укорененного в живой природе, связанного с нею тысячами нитей, сотворённого как продукт многих миллионов лет эволюции жизни. Такая трактовка природы человека представляет доктрину натурализма (от лат. natura — природа). В связи с биополитическим подходом к природе человека находится и весь философски-методологический фундамент биополитики и который связан с концепциями коэволюции (согласованного развития различных форм бытия и в особенности человека и всех других форм живого), биоцентризма (постулирующего абсолютную ценность всех форм живого и выступающего против верховенства человека как вида на планете), уровневой структуры живого и эмпатии (способности понимать живой организм, проецируя в него себя).
1.4.2. Эволюционно-биологические корни политических систем.Это направление биополитических исследований тесно смыкается с антропологией, социологией малых групп, социальной психологией, теорией менеджмента и призвано ответить на следующие вопросы: Как возникли в ходе биологической эволюции человекообразных обезьян и далее первобытных людей политические системы (вначале орды и племена, далее государства)? Что может эволюционно-биологическое прошлое политики рассказать нам об ее настоящем и будущем (память генов и др.)? Какие конкретные организационные разработки, например, проекты творческих коллективов, возможны на биополитической базе?
1.4.3. Этологические грани политического поведения людей.Если рассмотренное в предшествующем пункте направление биополитики акцентирует внимание на происхождении и эволюции целых политических систем, то данное направление посвящено детальному анализу политического поведения индивидов и их групп на основе подходов и методов этологии и социобиологии. Предпринимается попытка ответить на следующие вопросы: в каких отношениях люди уподобляются животным в своем социальном (политическом) поведении; какие эволюционно-консервативные формы агрессии, конкуренции, изоляции, кооперации, афилиации, доминирования и подчинения влияют на политическую деятельность (например, в ситуации президентских выборов, в ходе межэтнических конфликтов, во взаимоотношениях между лидерами и подчинёнными) и на формируемые ими политические структуры. Эти исследования прямо связаны с наследием классических этологов (К.Лоренца, Н. Тинбергена, К. Фриша и др.) Сторонники этого направления пытаются определить само понятие «политика» в этологических терминах.
1.4.4. Физиологические параметры политического поведения.Основной вопрос данного направления – как влияет физиологическое (соматическое, «телесное») состояние людей на политику? Был рассмотрен целый ряд параметров, включая рост и вес человека, время полового созревания, психофизиологическое возбуждение, интеллектуальный уровень, телесная конституция, структура и функционирование головного мозга, биоритмы и др. Фокальными точками данного направления являются исследования роли наследственных факторов («генетического груза») и функционирования нервной системы (в первую очередь мозга) в ходе политической деятельности.
Однако изучение зависимости между физиологическим состоянием и политической активностью наталкивается на серьёзные методические и технические трудности, связанные с необходимостью проведения многофакторного анализа. Хорошим примером преодоления этих трудностей служат исследования Мастерса (1996) по взаимосвязи между загрязнением окружающей cреды тяжелыми металлами (марганец, свинец), физиологическим состоянием людей и уровнем преступности.
1.4.5. Вклад биологии в решение конкретных политических проблем.В английском языке это направление обозначается термином biopolicy, в то время перечисленные выше направления соответствуют термину biopolitics. Данное направление преследует цель практического внедрения результатов всех рассмотренных выше биополитических исследований, чтобы составить политические прогнозы, экспертные оценки и рекомендации для политических деятелей и широких масс людей. Из широкого спектра конкретных приложений в политической сфере современных наук о живом выделим ряд особенно важных направлений:
1). Охрана живого покрова планеты. В отличие от экологического движения (основная задача которого - выживание человеческой цивилизации), биополитика исходит из абсолютной ценности всякой формы жизни, независимо от ее практического значения в связи с судьбой цивилизации и технологическим прогрессом.
2). Юридические и криминалистические проблемы (задача Грутеровского института права и поведенческих исследований). Так, криминальное поведение может быть рассмотрено как результат "неуместных" эволюционных стратегий поведения, которые в некоторых случаях не соответствуют этическим принципам современного общества.
3). Биомедицинские проблемы — аборт, эвтаназия, трансплантация органов и тканей и др.; все эти проблемы представляют также предмет биоэтики, важная составляющая которой – гуманное обращение с животными и вообще с живым покровом планеты («этика окружающей среды», «экологическая этика»);
4). Проблемы бюрократии и неэффективной работы правительственных учреждений и вообще организованных политических систем;
5). Обуздание человеческой агрессивности, враждебности к «чужакам» и других негативных тенденций поведения; стимулирование дружеских, кооперативных связей между человеческими индивидами, группами и организованными политическими системами;
6). Педагогические проблемы – необходимость преодоления современной «бионеграмотности» путём создания системы биологического образования для всех. Велика потребность в биологических (и более специфических биополитических) знаниях у политиков, юристов, врачей и многих других людей, сталкивающихся с биополитическими проблемами в повседневной практике;
7). Генетическая инженерия, клонирование животных и в перспективе человека, генная терапия и другие результаты прогресса современной генетики.
8). Городское планирование, составная часть биоархитектуры, которая стремится творчески использовать эстетически привлекательные и архитектурно целесообразные образцы биологических структур (пчелиных сот, ткани паука, биомембраны), а также учитывать эволюционно-древние («первобытные») поведенческие тенденции людей в строительстве зданий, застройке целых микрорайонов.
1.4.6. Политический потенциал биологии за пределами биополитики как организационно оформленного научного течения. Различные биополитические школы, группы, центры сосредоточивают внимание на разных направлениях биополитики и разнятся по конкретной интерпретации этого понятия. Мы будем придерживаться максимально широкого истолкования «биополитики» как всего комплекса социально-политических приложений наук о живом. Поэтому мы рассматриваем и те разработки, которые выполнены вне рамок биополитического сообщества (и авторы которых, возможно, никогда не слышали о биополитике), но на деле вносят свой вклад в политический потенциал современной биологии.
Особый резонанс во всём мире вызывают вопросы охраны биоразнообразия планеты. Научные усилия по преодолению экологического кризиса и спасению биоразнообразия предпринимались задолго до организационного оформления биополитики. В 1948 г. создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН наметила общие принципы международного сотрудничества в области охраны природы; В 1979 г. МСОП выработал "Всемирную стратегию охраны природы". В 1992 году проведен форум в Рио-де-Жанейро, где сформулированы основные принципы устойчивого развития человечества. Определенное значение имеет Римский клуб с его экологическими прогнозами. Биополитическая Интернациональная Организация работает в контакте с Римским клубом.
Помимо охраны живой природы, есть не-биополитические школы, тем не менее посвятившие себя биомедицинским граням политического потенциала биологии. Такова Европейская Сетевая Организация по Биомедицинской Этике, созданная в 1996 г. на базе университета г. Тюбинген (Германия).
Существующая с конца 70-х г под эгидой ЮНЕСКО международная Комиссия по биологическому образованию (СВЕ) обращает основное внимание на преодоление неграмотности населения в области биологии и преподавание основ биологии для небиологов, меры по охране живой природы, вопросы биотехнологии, биомедицинской этики и ряд других аспектов «biopolicy».
Философские аспекты взаимоотношения биологии и наук о человеке и обществе находились в центре внимания многих мыслителей, учёных. В частности, целая крупная школа посвящает себя проблемам коэволюции природного и социокультурного.
Итак, современная биология представляет собой новую и достаточно важную политическую силу, потенциал которой отчасти уже проявил себя в конкретных разработках, отчасти пока остается нереализованным. Особое значение придается биосоциальным системам, так что сама биополитика рассматривается в основном как область знания о человеческих вариантах биосоциальных систем. Таким вариантом является и политическая система человеческого общества. Поэтому каждое из направлений современной биополитики будет рассматриваться в сочетании с соответствующими материалами биологических наук, связанными с исследованиями социального поведения и биосоциальных систем у различных форм живого.