Проблема личности в психологии: основные проблемы и научные стратегии в исследовании личности. Типология теорий личности.
План:
1) Проблема личности в психологии, проблематика
2) Основные стратегии в изучении личности. Типология
1) Психология личности связывает общую психологию с прикладными областями психологии,составляя единую систему знаний. Существующие подходы в психологии к изучению личности имеют свою теорию,свои представления о свойствах и структуре личности,свои методы их измерения. Поэтому В.Дружинин предлагает следующее схематическое определение личности: Личность — это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Личность – более узкое понятие, чем понятие «человек». Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной стороны. Личность – понятие социальное. Оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического, т. е. создает человека природа, а формирует общество. Личность, по мнению Б.Г. Ананьева, – не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство. В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признаками личности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д.). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1.Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?
2)Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.
Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один из них. Названия элементов и блоков личности при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки — компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.
Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.
направление | представители | суть |
психодинамическое | Фрейд | Источник развития-врожденные факторы (инстинкты,точнее-либидо),в структуре личности доминирует бессозн-е,никакой свободной воли у личности нет,формируется в первые 6 лет жизни |
аналитическое | Юнг | Источник развития - врожденные факторы (архетипы), в структуре личности доминирует бессознательное (основная часть - коллективное бессознательное), свобода воли ограничена, личность формируется в течение всей жизни |
гуманистическое | Роджерс, Маслоу | Источник развития - врожденные тенденции к самоактуализации, личностная структура - идеальное Я и реальное Я, полная свобода воли, личность формир-ся в течение всей жизни |
когнитивное | Келли | Источник развития - среда,социальное окружение, в личности доминирует сознательное, воля немного ограничена конструктами, личность формируется в течение всей жизни |
поведенческое | Уотсон, Скиннер, Торндайк, Бандура | Источник развития - среда в самом широком смысле, личность - продукт научения, структура личности-рефлексы и социальные навыки, практически нет свободы воли, личность формируется в течение всей жизни |
деятельностное | Рубинштейн, Леонтьев, Абульханова-Славская | Источник развития - деятельность, в личности доминирует сознательное, свобода воли есть, но детерминирована, личность формируется в течение всей жизни |
диспозициональное от англ. disposition — предрасположенность | Айзенк,Олпорт, Теплов, Небылицын | Источник развития - факторы генно-средового взаимодействия, в структуре личности есть и сознательное и бессознательное, есть надличностная структура проприум (высшие цели, смыслы, моралные установки), ограничеснная свобода воли, личность формируется в течение всей жизни |