Функциональное назначение эмоций и чувств

Характеристики эмоциональной сферы личности

Воля как характеристика сознания

Характеристики эмоциональной сферы личности

Виды эмоциональных процессов и состояний.Эмоции и чувства — психические процессы, тесно связанные с познавательными (интеллектуальными) процессами.

В работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова установлена физиологи­ческая основа протекания эмоций и чувств. К. Д. Ушинский и А. С Макаренко обосновали психолого-педагогические аспекты этих процессов.

) Эмоции(от лат. еmovere, фр. emotion — потрясаю, волную) — переживания индивида, связанные с реакциями на внешние и внутренние раздражители и целенаправленной деятельностью.

Возникли эмоции в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя. Различают низшие эмоции ивысшие эмоции — чувства. С одной стороны, эмоции и чувства как целостный психический процесс представляют собой неделимое единство физиологического и психического: во-первых, наблюдаются внешние физиологические реакции (изменения мимики, цвета кожных покровов лица, дыхания, работы сердца, желудочно-кишечного тракта, интонаций голоса, артикуляции), а во-вторых, формируются внутренние состояния психики, называемые субъективными переживаниями. Телесными проявлениями переживаний являются:

Pмимика — изменение положения губ, бровей;

Pпантомимика— жесты и поза;

Pвокальная мимика — тон голоса;

Pвегетативные реакции — изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснение, побледнение, дрожь, потоотделение.

С другой стороны, понятия «эмоции» и «чувства» отчетливо разграничиваются. Во-первых, эмоции и чувства, с точки зрения теории отражения и гносеологии, являются различными ступенями развития эмоциональной формы отражения действительности (эмоции свойственны человеку и животным, а чувства — приобретение человека). Во-вторых, деление понятий «эмоции» и «чувства» имеет большие методологические значения для науки и психолого-педагогических целей по формированию личности. В-третьих, эмоции (страх, ярость, жажда, голод) сближаются с инстинктами, И. П. Павлов связывал их с деятельностью подкорковых центров. Чувства же, особенно такие, как патриотизм, любовь, ненависть, товарищество, дружба, доблесть, честность, совесть, считал чисто человеческими эмоциями и связывал их с функцией коры больших полушарий головного мозга. Высшие эмоции социально обусловлены и связаны с общественными отношениями, складываются исторически.

Особенности наших чувств

1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).

2. Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а его развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивно-массовые мероприятия, искусство, литература.

3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д. Человек может быстро переходить от одного чувства к другому (в буквальном смысле «через 2 секунды»).

4. Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (полученная отличная оценка и встреча с другом вызывают положительные чувства).

5. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.

6. Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. Хорошо продуманная и спланированная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Неорганизованная работа приводит к низким показателям деятельности и минорному настроению. Хорошее настроение — и дело спорится. Плохое настроение — и дело страдает.

7. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.

Функциональное назначение эмоций и чувств

Функция биологического индикатора, т.е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. В этих переживаниях отражается жизненная значимость действующих на индивида факторов и ситуаций.

Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).

Функция «эмоционального памятника», т.е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности — нужны индивиду сами по себе.

Наши рекомендации