В заданиях 15, 16 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры в правильной последовательности в таблицу
15 |
16 |
Установите последовательность биологических явлений, происходивших в процессе эволюции органического мира.
1) | выход позвоночных животных на сушу |
2) | появление первых хордовых животных |
3) | расцвет голосеменных растений |
4) | выход на сушу членистоногих |
5) | расцвет гигантских пресмыкающихся |
Ответ: |
Установите последовательность перемещения синтезированных ферментов по органоидам в эукариотической клетке
1) | аппарат Гольджи |
2) | рибосомы |
3) | лизосомы |
4) | эндоплазматическая сеть |
Ответ: |
Часть 2.
Для записи ответов на задания части 2 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (17–23), затем ответ к нему. Дайте полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
17 |
В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните рисунки нормальных эритроцитов (А) и эритроцита
в растворе (Б). Определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора солей в сосуде (выше нормы, ниже нормы, соответствует норме), если в крови в норме концентрация раствора солей составляет 0,9%. Ответ поясните.
А.
18 |
Известно, что активность ферментов зависит от реакции среды (pH-среды). Для проверки активности фермента амилазы слюны её налили в три пробирки, добавили субстрат. Для создания разных условий среды
в каждую пробирку добавили соответственно по 3 капли 0,1% раствора соляной кислоты (pH = 6,3), 0,1% раствора бикарбоната натрия (pH = 7,3), дистиллированной воды (pH = 7). Все пробирки поместили в водяную баню при температуре 37°С. Что было взято в качестве субстрата для проверки степени активности фермента? В какой среде активность фермента слюны максимальна? Постройте график зависимости степени активности фермента слюны в зависимости от pH-среды и объясните полученные результаты.
19 |
В процессе эволюции у некоторых животных сформировался головной мозг, изображённый на рисунке. Определите тип и класс животных, для которых характерен такой головной мозг. Каковы особенности органов дыхания и кровообращения этих животных?
20 |
У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трёх значений.
21 |
В мае 1990 г. на Белом море примерно в 60 км от устья Северной Двины
во время сильного шторма потерпел аварию и разбился танкер с нефтью.
На следующий день были обнаружены выброшенные на берег в огромном количестве морские звёзды, а также крабы, моллюски. Морские звёзды – это беспозвоночные организмы, обитающие в солёной воде и питающиеся мидиями. Экологическая комиссия назвала несколько причин как естественного, так и антропогенного характера, вызвавших массовую гибель морских звёзд.
Какие экологические факторы могли спровоцировать гибель морских звёзд? Ответ поясните.
22 |
У водоросли улотрикса преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и взрослой особи. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются споры при чередовании полового и бесполого поколения и взрослые особи.
23 |
Составьте родословную по следующим данным. Для составления родословной используйте условные обозначения, представленные на рисунке.
Женщина и её муж здоровы. Мать женщины здорова, а отец страдал гемофилией. Брат женщины здоров. Женщина имеет двух сыновей, один из которых болен гемофилией, а второй здоров. У её больного сына жена здорова, две девочки и два мальчика здоровы. Родители жены сына аномалий не имели. Определите вероятность рождения в семье больного ребёнка и его пол.
Ответы к заданиям
№ задания | Ответ |