Потребности и способности

Обсуждая потребности, мы часто упоминали о другом проявлении человеческой личности — способностях. Рассмотрим их связь под­робнее.

Потребности и способности человека образуют глубоко взаимо­связанное единство. Способности — это индивидуальные особенно­сти личности, которые являются условием успешного осуществле­ния какого-либо вида деятельности. Потребность же — это более или менее осознанная необходимость в определенных условиях сущест­вования, отсутствующих в настоящий момент. Умение создавать та-

Потребности и способности - student2.ru 1 Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. С. 190-191.

§ 5. Потребности и способности 95

Потребности и способности - student2.ru кие необходимые человеку условия, удовлетворять потребности — это и есть способности. Таким образом, потребности и способности существуют, взаимно обуславливая друг друга: потребности создают запрос на проявление и развитие способностей, а способности дают возможность удовлетворять потребности и стимулируют формиро­вание новых.

Развитие человеческих способностей само по себе является од­ной из глубинных, сущностных потребностей цивилизации. Строго говоря, становление личности начинается даже не со способностей, а с задатков. Задатки — это анатомо-физиологическне особенности организма, лежащие в основе развития способностей. «Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков»1 — писал выдающийся советский пси­холог С. Л. Рубинштейн (1889-1900). «Между задатками и способ­ностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развивать­ся в различных направлениях. Задатки лишь предпосылки разви­тия способностей»2. Способности формируются на базе биологиче­ских задатков в процессе социального разнптп» человека — воспита­ния и образования, формирования личности. <<(- расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделе­ния труда»3.

Развитие способностей человека, начинающееся практически с рож­дения, — одна из наиболее важных задач общества, в решении ко­торой сервисная деятельность занимает ключевое место. Медицина, спорт, туризм, наука и образование всей своей деятельностью фор­мируют человеческую личность, совершенствуют условия для ее раз­вития. Педагоги и психологи столетиями изучают способности чело­века. Тем не менее, в его задатках и способностях до сих пор скрыты огромные неиспользованные резервы. В обозримом будущем скорее всего будут делаться попытки их задействовать и использовать для удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных по­требностей.

Как показывают эксперименты, своевременное развитие способ­ностей у детей позволяет достичь очень интересных результатов.

Потребности и способности - student2.ru 1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. С. 122.

2 Там же. С. 123.

3 Там же. С. 127.

96 Глава 4. Концепция потребностей в философии

1 См.: Дубинин Н. П. Человек и его место в истории жизни // Биология человека и со­ циальный прогресс. Пермь: Пермский ун-т, 1982. С. 27. 2 Там же. С. 25. 3 Там же. С. 26. 4 Там же. С. 28.

Потребности и способности - student2.ru Так, в реализованных московскими педагогами Н. С. Гончаровым и Е. Н. Свечниковой программах по формированию музыкальных спо­собностей у детей в возрасте от 1,5 лет было обнаружено, что у всех обучаемых эти способности могут быть развиты на уровне студентов консерватории1. Между тем в экспериментальные группы дети наби­рались без всяких ограничений и без проверки их способностей, то­гда как любой студент консерватории за свою жизнь успел пройти много ступеней отбора, на каждой из которых строго отбирали толь­ко «одаренных» музыкантов. По-видимому, общество пока еще не умеет и не хочет развивать человеческие способности именно в том возрасте, в котором это можно сделать наиболее эффективно. Вы­дающийся генетик, академик Н. П. Дубинин писал в этой связи: «...Все нормально рожденные люди исходно высокоталантливы. В течение первых лет жизни они достигают огромных результатов. Через обще­ние с людьми они становятся обладателями сознания как совокуп­ности психических процессов, выделяющих человека из окружающе­го мира. Затем наступает эпоха мышления в виде активного процесса отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. д.»2. «По каким-то непонятным для нас причинам общественно-практи­ческая деятельность детей, формируя у них социальную сущность, при переходе к более поздним возрастам не создает условий для раз­вития их способностей во всех случаях»3. По-видимому, большая часть человеческих способностей остается не реализованном и затухает в детстве. Н. П. Дубинин подчеркивает, что способности явление со­циальное, а не биологическое: «Талант, гениальность, способности — не дар природы, не врожденные, а приобретенные свойства людей. Поскольку никакой талант невозможен без обучения и труда, чело­век в редчайших случаях может стать многосторонне талантливым, как, например, М. В. Ломоносов и Леонардо да Винчи»4. Высокий уровень развития способностей изменяет и мир потребностей лично­сти. Как известно, у Ломоносова и Леонардо да Винчи преобладали потребности в научной, технической и художественной деятельно­сти (как духовной, так и материальной). В то же время это не меша­ло им со вкусом обустраивать свой быт и пользоваться разнообраз­ными жизненными благами.

§ 5. Потребности и способности 97

Потребности и способности - student2.ru Человек, склонный благодаря своим задаткам к тому или иному виду деятельности, обычно испытывает непреодолимое стремление, тягу к этой деятельности. Таков внешний признак формирующихся способностей.

В современной сфере услуг потребность в развитии способностей проявляется, например, через заинтересованность широкого слоя ро­дителей школьников в высококачественном образовательном серви­се. Долговременное стабильное снижение уровня обучения в сред­ней школе породило потребность в элитных гимназиях и лицеях, образование в которых может стоить очень дорого, но считается бо­лее престижным и качественным, чем в большинстве школ.

Способности, как и потребности, подразделяются на материаль­ные и духовные, т. е. способности к материальной и духовной дея­тельности.

Материальные способности всегда имеют в своем составе духов­ный компонент, духовное обеспечение: материальная деятельность невозможна без знаний, умения осмысливать ситуацию и принимать решения. Основной, материальным компонент материальных способ­ностей — это системы двигательных реакций и затраты нервной энер­гии (биологический уровень) и совокупность осуществляемых на ос­нове этих затрат материальных практических действий (социальный yponei 1ь).

1 См., например: Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 92-95. 4-3766

Развитие способностей к материальной практической деятельно­сти наиболее удачно объясняет теория функциональных органов, разработанная известным советским психологом Алексеем Николае­вичем Леонтьевым1. Любое движение человека — результат сложного взаимодействия (1) коры головного мозга, в которой непосредствен­но локализовано сознание, (2) проводящих нервных путей, передаю­щих систему команд, (3) скелетных мышц, приводящих в движение человеческое тело, и (4) органов чувств (рецепторов), контролиру­ющих результаты деятельности и обеспечивающих обратную связь с корой больших полушарий. Когда человек первый раз в жизни пыта­ется выполнить какую-либо операцию с предметами — чистить кар­тошку, ездить на велосипеде, бегать на коньках или печатать текст на компьютере — вся эта система не отлажена, работает медленно и не­точно (поэтому с велосипеда падают, кожура срезается слишком тол­сто и т. п.). Если данное действие выполнять многократно, создается устойчивая связь между нервами, мышцами и органами чувств. Воз-

98 Глава 4. Концепция потребностей в философии

§ 5. Потребности и способности 99



Потребности и способности - student2.ru Потребности и способности - student2.ru никает навык, движение становится быстрым и точным, постепенно доходя до автоматизма. Образуется устойчивая, взаимосвязанная система, в рамках которой слаженно работают мозг, нервные пути, мышцы и органы чувств. Эта система внешне незаметна — у искус­ного велосипедиста или компьютерщика не вырастает новых орга­нов в виде каких-то дополнительных рук и ног. Строение тела не из­меняется, но возникает новая связь между органами, позволяющая в совершенстве выполнять какую-либо функцию. Такую систему называют функциональным органом. Функциональная связь такого рода может сохраняться в течение десятилетий и при необходимости быстро приводится в действие. Так, человек, очень долго не садив­шийся на велосипед, сохраняет умение держать равновесие и может быстро восстановить все связанные с ездой навыки. Существование такой функциональной связи (функционального органа) с удивле­нием обнаруживает главный герой кинофильма «Когда деревья бы­ли большими» (в исполнении Ю. Никулина). Взявшись обтачивать напильником деталь, он почувствовал, что «руки помнят», как это делать — помнят с тех давних пор, когда он работал слесарем. Разви­тие способностей к материальной практической деятельности всегда основывается на формировании и совершенствовании функциональ­ных органов.

Духовные способноститоже включают в себя ведущий, духов­ный компонент и подчиненный материальный. Духовная сторона духовных способностей — это психологические процессы анализа и генерализации (т. е. синтеза, обобщения) и система мыслительных операций — логический вывод, счет и т. п. Духовные способности, как известно, многообразны — это способности к занятиям наукой, искусством, политикой, воспитанием, организационной деятельно­стью, менеджментом и огромным количеством других видов челове­ческой активности. Но дух не существует самостоятельно, независимо от материи. Развитие умственных способностей, которые являются духовными, неизбежно сопровождается изменением материальной основы — что приводит к перестройке нейродинамических процес­сов мозга. Интенсивная умственная деятельность стимулирует фор­мирование дополнительного количества функциональных связей и синапсов (нервных клеток). Духовные способности не могут сущест­вовать и развиваться без своего материального компонента.

Материальный компонент духовных способностей — двигатель­ные реакции и работа нервной системы, необходимые для реализа­ции этих способностей. Материальный компонент хорошо заметен, например, в развитии музыкальных способностей. С одной стороны,

они, безусловно, относятся к духовным, связаны с художественным мышлением — умением сочинять, интерпретировать и воспроизво­дить музыку. С другой стороны, работа музыканта — это очень слож­ная и высококвалифицированная материальная деятельность. Он должен с величайшим мастерством (которое оттачивается с детства) оперировать материальными объектами — музыкальными инстру­ментами.

Все духовные способности имеют материальные механизмы фор­мирования и развития. Знание этих механизмов позволяет грамотно организовывать сервисную деятельность в области образования, нау­ки, культуры, искусства или туризма.

Взаимодействие способностей и потребностей связано с одним из глубоких противоречий человеческой личности, обострившимся в эпоху товарного производства. Его довольно подробно проанализи­ровал Э. Фромм (см.: гл. 3, § 1). Механизм товарного производства работает таким образом, что производитель товаров и услуг объек­тивно заинтересован в первую очередь и получении максимальной прибыли. Обычно ее легче получить не за счет развития творческих способностей и потребностей, а за сит удовлетворения потребно­стей рутинных, развлекательных, быстро доставляющих потребите­лю примитивные удовольствия. Тем самым механизм сервиса больше удовлетворяет простейшие потребности, чем развивает способности. А это в долгосрочной перспективе ведет к упрощению, примитивиза­ции личности и к застою в развитии не только способностей, но и по­требностей. Механизм взаимного стимулирования потребностей и способностей ослабляется. Такая потребительская ориентация чело­века в эпоху развитого капитализма выразилась даже в несколько странном исторически сложившемся названии этой ступени разви­тия цивилизации — «общество массового потребления». Это назва­ние странно потому, что никакое потребление невозможно без произ­водства и поэтому данный тип общества было бы логичнее назвать «обществом массового производства» или «обществом массового производства и потребления». Однако потребительская ориентация личности на удовлетворение простых рутинных потребностей при­водит к тому, что производство жизненных благ, в котором раскры­ваются способности людей, считается чем-то второстепенным, само собой разумеющимся. Можно сказать словами Эриха Фромма, что в обществе господствует ориентация на обладание и стремление боль­ше иметь. Поскольку эта ориентация обедняет личность и ослабляет всю социальную систему, вырабатываются формы противостояния такой односторонности — посредством государственной регуляции

100 Глава 4. Концепция потребностей в философии

§ 6. Потребности и система ценностей 101



Потребности и способности - student2.ru Потребности и способности - student2.ru и правовых ограничении чересчур разрушительных видов деятель­ности (обогащения за счет незаконного захвата собственности, тор­говли наркотиками, хищнической эксплуатации природной среды и т. п.), с помощью морали и традиций, семейного воспитания, дея­тельности общественных организаций и движений. Сервисные фир­мы иногда сталкиваются с дилеммой: ориентироваться только на удов­летворение простых, примитивных, дефицитарных (А. Маслоу) по­требностей или формировать у клиентов новые пласты потребностей — более сложных, творческих, креативных (по Э. Фромму и А. Мас­лоу — бытийных).

Как нам представляется, услуги можно условно разделить на по­требительскиеи креативные.Потребительские направлены на удов­летворение насущных дефицитарных потребностей без развития способностей человека, креативные — на развитие способностей и создание таким путем долговременных условий для дальнейшей эво­люции творческих потребностей. Если выражаться еще точнее, в боль­шинстве услуг в разных пропорциях присутствуют и потребитель­ский, и креативный моменты.

§ 6. Потребности и система ценностей

Известно, что с глубокой древности человек начал познавать мир. Но не всегда обращают внимание на другой момент: люди не только познают мир, но и оценивают его. Для развития общества необходи­мы и познавательная, и оценочная деятельность, причем одна не мо­жет заменить другую.

Ценности— это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека. Как и потребности, ценности мо­гут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными. В истории европейской фило­софии проблему ценностей впервые стали исследовать софисты (см.: гл. 2, § 4). Они резко разграничили знание о реальном мире и знание о человеческих интересах, потребностях, о значении тех или иных предметов и явлений для человека. Любой индивид имеет свою сис­тему ценностей — т. е. представление о значении для него этих явле­ний и предметов. Эти представления, конечно, не чисто индиви­дуальны, а сходны у людей одной и той же эпохи, одной и той же социальной группы. Системы ценностей постепенно изменяются в ходе исторического развития общества. Разнообразные продукты трудовой деятельности, события в обществе и природные явления

человек сознательно или неосознанно оценивает как добро или зло, полезное или вредное, истинное или ложное, прекрасное или без­образное, справедливое или несправедливое, допустимое или запрет­ное и т. п. В современном развитом обществе провозглашается (хотя не всегда в полной мере реализуется) гуманистическая система цен­ностей. В ней главными фундаментальными ценностями жизни и культуры считаются истина, доброи красота.

Ценности, как и потребности, зависят не столько от сознательно­го выбора людей, сколько от их природных, биологических особен­ностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для авст­ралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении. Однако общий фунда­мент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребно­стей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность. Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут енлыю различаться не только у раз­ных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.

Представления о ценностях оказывают мощное воздействие на мир потребностей, а через него — на складывающуюся в обществе сферу услуг. Механизм этого воздействия можно свести к пяти ос­новным составляющим.

1. Формирование потребностей на основе ценностей.

Ненасущные потребности сильно зависят от ценностной ориен­тации отдельного индивида и общества в целом. Так, потребность в трудовой практической деятельности резко различалась у раба и свободного (см.: гл. 2, § 4), у варвара и цивилизованного индивида (см. высказывание Гегеля, гл. 2, § 7), в Средние века (см.: гл. 2, § 5), у православного и протестанта. У приверженцев тех или иных рели­гиозных конфессий потребности зависят от предписаний и запретов тех церквей, к которым они принадлежат. В сфере услуг изменения в запросах людей, которые удовлетворяет система сервиса, тоже пря­мо связаны с эволюцией ценностей. Так, в одних обществах и соци­альных слоях значимость моды для человека велика, а в других нет. Престижное потребление (см.: гл. 5) стимулирует потребности в тех или иных вещах. Для десантника может быть важно и ценно полу-



 


102 Глава 4. Концепция потребностей в философии

§ 6. Потребности и система ценностей 103



Потребности и способности - student2.ru чить краповый берет, для бизнесмена — престижный автомобиль, для мусульманина — совершить паломничество в Мекку, для много­детной матери — жить рядом с хорошими магазинами, поликлини­кой и предприятиями бытового обслуживания, для меломана — рань­ше всех получать новые записи известных исполнителей и т. п. Все эти разнообразные ценности на наиболее глубоком уровне определя­ются, конечно, развитием материального производства, зависящей от него социальной структурой общества и уровнем доходов людей. Однако даже при одинаковом уровне материальной обеспеченности в разных странах и социальных слоях исторически складываются сильно различающиеся системы ценностей. Успешность сервисной деятельности напрямую зависит от учета специфики ценностей, сло­жившихся у потребителей.

2. Потребности делятся на разумные и неразумные на основе пред­ставлений о ценностях.

Система ценностей ориентирует личность па ту или иную страте­гию жизненного поведения. Это может быть стремление к обогаще­нию и собственному благу, к благу своего народа, семьи или фирмы, к служению Богу, к беззаботному «прожиганию» жизни (эпикурей­ство), к творческой деятельности в технике, науке, искусстве или по­литике, к воспитанию детей в большой семье и т. д. С точки зрения гуманистической системы ценностей, господствующей в европейской цивилизации уже несколько столетий, высшей ценностью культуры считается человеческая жизнь и свободное развитие личности. Ра­зумными признаются потребности, связанные с практической реали­зацией этой ценности — с раскрытием всех способностей личности, обеспечением возможности ее творческого развития. От сферы услуг ждут помощи в сохранении и продлении жизни (медицина, спорт, рекреационные услуги), в том, чтобы сделать жизнь людей интерес­ной, полноценной, насыщенной, освободить их от рутинных, моно­тонных занятий (образование, индустрия туризма и отдыха, бытовое обслуживание). Потребности, удовлетворение которых укорачива­ет и обедняет жизнь отдельного человека (употребление алкоголя, наркотиков и т. п.), признаются вредными и неразумными. Однако в современном мире существуют и другие системы ценностей. Так, для ряда религиозных фанатиков высшая ценность — служение Богу и религиозным организациям. Человеческая личность сама по себе не представляет существенной ценности. Эту систему ценностей стре­мятся использовать в своих целях различные экстремистские орга­низации. У них массовые убийства во время террористических актов

признаются вполне приемлемыми и полезными, так как якобы сле­дуют из ценностей той или иной религии. Нетрудно проследить, ка­кие потребности будут считаться разумными, а какие — неразумными у сторонников определенной системы ценностей.

3. На основе системы ценностей устанавливается очередность
удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости.

Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работ­никами сервиса. Так, все люди носят одежду, едят и спят, многие за­нимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смот­рят кинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могут сильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные и политические факторы. Так, для по­жилого туриста важен покой и хороший сои, в отличие от посетите­лей ночных дискотек (хотя они тоже, конечно, когда-то ложатся спать). В эпоху борьбы с режимом апартеида в Южно-Африканской Республике среди молодежи был моден лозунг, жестко расставляв­ший жизненные приоритеты: «('начали снобода, потом — образо­вание». Следуя этому принципу, коренные африканцы нередко сжи­гали школы, построенные дли них белыми переселенцами с самыми добрыми благотворительными целями.

В удовлетворении общественных потребностей очередность име­ет особое значение. Так, в СССР и в современной России много деся­тилетий обсуждают правильность или ошибочность устоявшегося подхода, при котором государственный бюджет финансирует всю со­циальную сферу по остаточному принципу, так как она не считается приоритетной. В этом система ценностей российской государствен­ной власти отличается, например, от системы ценностей, лежащей в основе политики государств «большой семерки». Негативные по­следствия такой ориентации государственных расходов может час­тично компенсировать деятельность коммерческих фирм, в том чис­ле работающих в сфере услуг.

Правильная оценка очередности в удовлетворении потребностей — еще один эффективный способ совершенствования сервисной дея­тельности.

4. На основе системы ценностей разрабатываются способы удов­
летворения потребностей.

Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему

104 Глава 4. Концепция потребностей в философии

Потребности и способности - student2.ru Потребности и способности - student2.ru ванию совершенно по-разному будут реализовывать про­фессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подрос­ток, «солдат удачи», кочующий из одной «горячей точки» в другую, и т. д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые об­щечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства (восьмая библейская заповедь — «не кради»). В остальном национальные традиции принятия пищи заметно различаются. Это касается и национальной кухни, и самого процесса еды. У ряда наро­дов есть традиции долгих и частых застолий, они по-разному отно­сятся к употреблению спиртного. У мусульманок могут возникать проблемы с питанием из-за того, что они не должны снимать чадру в общественных местах (а то и вовсе могут питаться только дома или в гостях у родственников). Другой пример — сексуальные потребно­сти: известно, как сложно в истории цивилизации регламентирова­лись социально одобряемые способы их удовлетворения.

Из приведенных примеров видно, что любая система жизненных ценностей включает в себя концепцию допустимых и запретных пу­тей удовлетворения потребностей.

5. Деятельность по целенаправленному формированию и измене­нию потребностей также строится с учетом системы ценностей кли­ента.

Это хорошо видно на примере рекламы, которая всегда пытается изменить систему ценностей, убедить потребителя в значимости для него определенного товара или услуги. Реклама эффективна только в том случае, если предлагает человеку нечто приемлемое и ценное. Рекламируя новую услугу, приходится оценивать и степень ее новиз­ны. Конечно, некоторый сдвиг в системе ценностей при освоении но­вой услуги или товара вполне может произойти, но он не может быть слишком сильным. Распространение товара или услуги, выработка потребности в них у большого слоя клиентов обычно происходят по­степенно и становятся возможными в том случае, если не вступают в слишком сильное противоречие с господствующими культурными, религиозными и другими ценностями.

В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей. Услуги востребованы только в том случае, если они гармонично вписываются в систему ценностей потенциаль­ных потребителей или соответствуют по своему содержанию тому направлению, в котором она в данный момент изменяется.

106 Глава 4. Концепция потребностей в философии

5. Потребности и способности - student2.ru Что такое дефицитарные и бытийные потребности?

6. Как изменяются творческие потребности в постиндустриальном
обществе?

7. Что такое способности и как они связаны с потребностями?

8. Каковы механизмы влияния системы ценностей на потребности
и способности?

Глава 5

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ1

Наши рекомендации