Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека | Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств |
Продуктивный, творческий, созидательный характер | Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой |
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив
Цель
Методы и средства
Процесс
Результат (продукт)
Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий):
Вид | Его сущность |
Целенаправленное действие | Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий |
Вид | Его сущность |
Ценностно-рациональное действие | Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. |
Аффективное (лат. affectus — душевное волнение) действие | Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. |
Традиционное действие | Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки |
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра — это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Линии сравнения | Общение | Информационная коммуникация | ||||
1. Общее | Обмен информацией | |||||
2. Различия | Получатель информации — человек | Получатель информации — человек, животное, машина | ||||
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта | Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи | |||||
Усиление общности участников | Участники остаются обособленными | |||||
Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) | ||||||
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении | ||||||
Структура общения | Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому | |||||
Средства — это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) | ||||||
Получатель информации | ||||||
Существует несколько классификаций общения.
Общение
По используемым средствам общения:
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди
По субъектам общения:
Между реальными субъектами
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений
Функции общения
Наименование функции | Ее содержание |
Социализации | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
В современной науке существует несколько подходов п« вопросу связи между деятельностью и общением.
— общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
— общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
— труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
— труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельное ти — создание материальных благ или культурных ценностей
Деятельность | ||||||||||
Материальная (практическая) | Духовная | |||||||||
Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей | Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей | - | ||||||||
Материально-' производственная | Социально-преобразовательная | Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях | ||||||||
Преобразование природы | Преобразование общества | |||||||||
Ценностно-ориентировочная | ||||||||||
Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения | ||||||||||
Прогностическая | ||||||||||
Планирование или предвидение возможных изменений действительности | ||||||||||
Основа классификации | Виды деятельности | |||||||||
Субъект деятельности | — Индивидуальная — Коллективная | |||||||||
Характер самой деятельности | — Репродуктивная (деятельность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) | |||||||||
Соответствие правовым нормам | — Законная — Незаконная | |||||||||
Соответствие моральным нормам | — Моральная — Аморальная | |||||||||
Соотношение с общественным прогрессом | — Прогрессивная — Реакционная | |||||||||
Зависимость от сфер общественной жизни | — Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная | |||||||||
Особенности проявления человеческой активности | — Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) — Внутренняя (умственные действия) | |||||||||
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
— Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
— сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);
— преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
— общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Образец задания
Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ
A) создание художественных ценностей
Б) осуществление научного открытия
B) проведение реформ в обществе
Г) осуществление глобального моделирования
Д) совершенствование технологий производства
1) материальная 2) духовная
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 22121.