Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность — способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы
Воздействие на среду специ­ально изготовленными средст­вами труда, создание искусст­венных объектов, которые усиливают физические воз­можности человека Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготав­ливать орудия труда с помо­щью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по срав­нению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельно­сти — это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности — это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека)

Мотив

Цель

Методы и средства

Про­цесс

Результат (продукт)

Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий):



Вид Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий
Вид Его сущность
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
Аффективное (лат. affectus — душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд.

Игра — это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение — это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].



Линии сравнения Общение Информационная коммуникация  
1. Общее Обмен информацией  
2. Различия Получатель инфор­мации — человек Получатель информации — человек, животное, машина  
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи  
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными  
      Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
    Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Структура общения   Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
          Средства — это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
    Получатель информации
             

Существует несколько классификаций общения.

Общение

По используемым средствам общения:

Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное — с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств — га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое — личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

Косвенное — через по­средников, которыми могут выступать другие люди

По субъектам общения:

Между реальными субъек­тами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми парт­нерами — художественны­ми образами произведений

Функции общения

Наименование функции Ее содержание
Социализации Формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности
Познавательная Познание людьми друг друга
Психологическая Осуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
Организационная Организация совместной деятельности людей

В современной науке существует несколько подходов п« вопросу связи между деятельностью и общением.

— общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

— общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

— труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

— труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельное ти — создание материальных благ или культурных ценностей

  Деятельность      
         
Материальная (практическая)   Духовная    
Связана с созданием необходи­мых для удовлетворения потреб­ностей людей вещей, материаль­ных ценностей Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нрав­ственных ценностей -  
         
Материально-' производст­венная   Социально-преобразова­тельная   Отражение действи­тельности в художест­венной и научной фор­ме, в мифах, религиоз­ных учениях  
Преобразова­ние природы Преобразова­ние общества  
           
Ценностно-ориентировочная  
Положительное или отрицательное отно­шение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения  
   
Прогностическая  
Планирование или предвидение возмож­ных изменений действительности  
Основа классификации Виды деятельности
Субъект деятельности — Индивидуальная — Коллективная
Характер самой деятель­ности — Репродуктивная (деятель­ность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Соответствие правовым нормам — Законная — Незаконная
Соответствие моральным нормам — Моральная — Аморальная
Соотношение с обществен­ным прогрессом — Прогрессивная — Реакционная
Зависимость от сфер обще­ственной жизни — Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная
Особенности проявления человеческой активности — Внешняя (движения, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами) — Внутренняя (умственные действия)  
                     

Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, де­ятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельнос­ти. Однако способности могут развиваться или пропасть. По­этому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

— Воображение — способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.

— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод вооб­ражения) — характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.

— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — зна­ние, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существо­вания людей и характеризуется следующими чертами:

— сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);

— преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;

— общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ

A) создание художественных ценностей

Б) осуществление научного открытия

B) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального модели­рования

Д) совершенствование технологий про­изводства

1) материальная 2) духовная

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

Ответ: 22121.

Наши рекомендации