Система применения разнообразных методов и приемов контроля знаний учащихся.

Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.

Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:

1. учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

2. Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Следовательно, при проверке знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но практических умений.

Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей.

Система тематического учета знаний и умений позволяет:

1. подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;

2. учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения заданий разного уровня сложности

Прежде чем проводить контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения, которые изучались в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний.

Исходя из всего выше сказанного следует, что система контроля знаний должна включать в себя следующие этапы:

1. Определение целей изучения темы, указывающих те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения

2. Разработка содержания контрольных заданий.

3. Выбор организационных форм контроля, адекватных его целям и содержанию.

4. Разработка порядка и процедуры предъявления учащимся контрольных заданий и их выполнения (выбор методов контроля).

5. Разработка критериев оценок результатов выполнения контрольных заданий.

6. Предъявление учащимся заданий и выполнение их.

7. Анализ и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Все выше перечисленные этапы должны быть взаимоувязаны между собой. Указанные в целях знания и умения учащихся должны соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.

Примерная схема планирования тематического контроля

Тема предварительный контроль поурочный контроль промежуточный контроль итоговая проверка по теме

В качестве примера рассмотрим тематический контроль по теме «Корень» в 6 классе.

Примерное планирование контроля по теме «Корень»

1.По окончании изучения темы учащиеся должны знать:

что такое корень, типы корневых систем, виды корней, зоны корня, значение корня в жизни растения, видоизменения корней, рост корня в длину, связь строения и функций клеток корня;

уметь:

распознавать виды корней и типы корневых систем, сравнивать их между собой, устанавливать взаимосвязь между типом корневой системы растения и условиями его выращивания, закладывать опыты, проводить прищипку главного корня при пересадке растения.

2.Общебиологические понятия, которые позволяет отрабатывать тема «Корень»:

1. Связь между строением и функциями на разных уровнях организации: клетка, ткань, орган, организм.

2. Понятие о круговороте веществ в природе.

3. Понятие об обмене веществ.

4. Понятие о взаимосвязи организма с окружающей средой.

3.На основе общебиологических понятий группируем частные биологические понятия, отрабатываемые в данной теме и необходимые для последующих тем курса ботаники:

1. Функции корня как части растения.

2. Взаимосвязь функций корня и побега.

3. Функции клеток и тканей корня.

4. Влияние условий окружающей среды на развитие корневой системы.

4. Вычленяем необходимые опорные знания для изучения темы:

1. признаки живого организма: питание, дыхание, рост и др.

2. органы растения.

3. строение клетки.

4. виды тканей, особенности их строения и функции.

5. почва и ее состав.

6. корнеплоды

7. сосуды

5. Планируем методику работы для реализации задач 1- 4 этапов:

1. Лабораторная работа «Строение корня у проростка тыквы».

2. Закладка и проведение опытов «Отрастание придаточных корней»

(можно в домашних условиях), «Рост корня в длину».

3. Составление опорных конспектов в тетрадях с выделением цветом

ведущих понятий темы.

4.Сочетание разнообразных методов на одном уроке – работа с

микроскопом, использование гербарных экземпляров и живых растений,

операции анализа и синтеза при обсуждении опытов, демонстрации

опытов.

6. Планируем тематический контроль знаний.

Определяем, что будем контролировать (содержание контроля) и как будем контролировать (методы контроля), при определении содержания контроля опираемся на ведущие понятия темы и курса, проверяем не только биологические знания и умения, но и общеучебные, но при этом избегаем включения излишне детализированного материала.

Предварительный контроль (экспресс – опрос или беседа)

Цель: актуализировать знания учащихся.

1. Перечислите органы растений.

2. На какие группы по выполняемым функциям можно разделить органы растений?

3. К какой группе органов относится корень?

4. Назовите ткань, обеспечивающую рост растения.

5. Что такое почва?

6. Какие вещества входят в состав почвы?

Текущий контроль (устный опрос)

1. Что такое корень?

2. Какие функции выполняет корень?

3. Назовите типы корневых систем?

4. Приведите примеры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами?

5. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы?

6. Перечислите виды корней?

7. Чем отличаются придаточные корни от боковых?

8. Как увеличить массу корней растения?

9. Почему при пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдергивать из почвы?

10. Почему после окучивания возрастает урожайность картофеля и томатов?

Промежуточный контроль.

Тест

1. Корень – это

А. вегететивный орган б. генеративный орган

2. Главный корень можно выделить

А. у мочковатой корневой системы

Б. у стержневой корневой системы

3. Мочковатую корневую систему имеют

А. одуванчик, ромашка, подсолнечник

Б. пшеница, рожь, лук

4. Стержневую корневую систему имеют

А. одуванчик, ромашка, подсолнечник

Б. пшеница, рожь, лук

5. Придаточные корни отрастают

А. от главного корня Б. от стебля

6. Какая ткань обеспечивает рост корня в длину

А. образовательная б. покровная

7. Корневой чехлик выполняет

А. двигательную функцию б. защитную функцию

8. Пикировка – это

А. удаление верхушки главного корня

Б. удаление боковых корней

9. Пикировка проводится с целью

А. усиления роста боковых корней

Б. обеспечения роста придаточных корней

10. Окучивание томатов проводится с целью

А. усиления роста боковых корней

Б. обеспечения роста придаточных корней

Программированное задание

Вопросы:

1. Сверху кончик корня покрыт…………..

2. Он образован ……………. тканью

3. Вода и минеральные вещества всасываются…………………..

4. Корневой волосок – это ………………………….

5. В центральной части корня находятся полые клетки, которые образуют …………..

6. Кончик корня образован ………………… тканью

7. Зона, обеспечивающая рост корня в длину ……………………

8. Корневые волоски располагаются в зоне …………………..

9. Обеспечивает проведение воды и минеральных веществ в стебель зона …………………

Ответы:

1. Корневые волоски

2. Зона роста

3. Сосуды

4. Зона проведения

5. Механическая ткань

6. Образовательная ткань

7. Корневой чехлик

8. Одна вытянутая клетка

9. Много клеток

10. Зона всасывания

(для детей, которые плохо воспринимают на слух или медленно читают данное задание можно предложить на карточке)

Итоговая проверка

(письменная разноуровневая проверочная работа)

1 вариант

1. Составьте определение ткани, используя следующие термины: «клетка», «функция».

2. Зарисуйте строение стержневой корневой системы. Надпишите названия корней, образующих корневую систему.

3. С какой целью проводят окучивание?

2 вариант

1. Распределите зоны корня в правильной последовательности снизу вверх: зона проведения, зона роста, зона всасывания, зона растяжения.

2. Докажите, что строение клеток и тканей корня зависит от выполняемой функции.

3. Всегда ли у ели корни расположены близко к поверхности почвы, а у сосны, наоборот, уходят вглубь?

3 вариант

1. Изобразите в виде схемы строение стержневой и мочковатой корневых систем. Сделайте надписи к рисунку. Как правильнее сказать: «стержневая корневая система» или «стержневой корень»? Почему?

2. Назовите ткани корня, участвующие в передвижении растворенных питательных веществ. Могут ли вещества из почвы поступать в корень в нерастворенном виде?

3. К каким выводам вы пришли при проведении опыта «Рост корня в длину»?

Система контроля разрабатывается в каждом классе для каждой темы при тематическом планировании материала. При этом учитываются возрастные особенности детей, сложность изучаемой темы, место темы в курсе. Поэтому в 7 классе формы контроля, по сравнению с 6 классом, будут несколько иными. В качестве примера рассмотрим систему контроля по теме: «Рыбы» в 7 классе.

Фрагмент тематического планирования по теме: «Рыбы».

№ урока Тема урока контроль
1. Приспособленность рыб к среде обитания. 1.Входной контроль – тест 2. Работа в группах по инструктивным карточкам. Выводы. 3. Коррекция теста. 4.Решение логических задач.
2. Внутреннее строение рыб. 1.Проверка знаний: - экспресс – опрос - логические задачи; 2. Усвоение и коррекция знаний: программированное задание с последующей взаимопроверкой и обсуждением результатов в парах.
3. Размножение и развитие рыб. 1.Проверка знаний: взаимоопрос. 2. Усвоение и коррекция знаний: - анализ таблиц и выводы по ним; - логические вопросы и задачи.
4. Многообразие рыб. 1. Терминологический диктант. Обсуждение и коррекция в группах. 2. Усвоение и коррекция знаний: Систематическое положение рыб. Игра «Третий лишний».
5. Рыбы Ууг-Хемского района . 1. Сообщения. 2. Фронтальная беседа по результатам самостоятельной работы с учебником. 3. Решение познавательных задач.
6. Конференция «Проблемы охраны рыб в Туве ». 1. Индивидуальные выступления.
7. Обобщение. 1. Интеллектуальная игра
8. Итоговый контроль по теме 1. Тест 2. Самостоятельная работа (решение познавательных и логических задач)

Правильно организованный, систематический, разнообразный контроль способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний и умений учащихся.

При проведении контроля необходимо учитывать возрастные особенности детей. Поэтому у учащихся 5 – 6 классов преобладающим методом контроля является устный опрос, т.к. он способствует развитию устной речи учащихся, формирует умение логически верно построить свой ответ, развивает умение слушать и слышать ответы товарищей, формирует навык взаимо- и самоконтроля.

Практически каждый урок начинается с предварительного контроля, который призван определить уровень исходных знаний учащихся и правильно спланировать управление их деятельностью на уроке. В 5 – 6 классах наиболее эффективной формой предварительного контроля считаю фронтальную беседу, не менее эффективным приемом является постановка целей учащимися, при которой они сами или с помощью учителя определяют уровень своего незнания, неумения. В более старших классах можно использовать тесты, диктанты, решение познавательных задач и логических вопросов с последующим выходом на индивидуальное целеполагание.

Текущий контроль на этапах первичного усвоения и закрепления знаний.

Наиболее эффективным приемом является беседа. При этом можно проконтролировать усвоение знаний большого числа учащихся. Деятельность учащихся организуется с помощью вопросов, которые определяют последовательность раскрытия учебного материала, направляют на выделение наиболее существенного, помогают составить целостное представление об уровне усвоения знаний по данному вопросу. В ходе беседы есть возможность корректировать ответы учащихся, добиваться осознания изученного материала, преодолевать фрагментарность в знаниях.

Например, в 6 классе при изучении темы «Воздушное питание растений» целесообразно провести беседу, т.к. эта тема сложна для понимания и усвоения учащимися. Для беседы используются следующие вопросы:

1. Какие вещества необходимы для образования в листьях органических веществ?

2. Откуда эти вещества поступают в листья?

3. Каким образом эти вещества поступают в листья?

4. Какие вещества образуются в листьях?

5. В каких клетках листа образуются органические вещества?

6. Каково значение хлоропластов в жизни растения?

7. Какие условия необходимы для образования органических веществ в листьях?

8. В какое время суток происходит процесс образования органических веществ в листьях?

9. Как называется процесс образования органических веществ в зеленых листьях?

Эта последовательность вопросов позволяет школьникам получить целостное представление о фотосинтезе, выделив при этом самое основное. После проведенной беседы один – два ученика без труда рассказывают о процессе фотосинтеза в целом.

Данный прием находит широкое применение и для контроля самостоятельного изучения материала.

На начальных этапах изучения биологии использую ступенчатый контроль (теме делится на смысловые части - ступеньки, контроль усвоения - после каждой ступеньки), при этом контроль на завершающем этапе в игровой форме (игра «Знатоки», «Экспресс – опрос», «Лапта», «Перекрестный опрос», «Цепочка», «Лови ошибку» и др.). (см. Приложение № 1). Вопросы при контроле используются разнообразные: репродуктивные, познавательные, вопросы практической направленности, требующие осмысления изученного материала, вопросы творческого характера. Вопросы практической направленности и творческого характера эффективнее использовать на этапе закрепления знаний, где можно проконтролировать не только уровень усвоения материала, но и его понимание и умение использовать полученные знания.

На этом же уроке «Воздушное питание растений», на этапе закрепления знаний предлагаю такие вопросы:

1.Комнатные растения не только украшают квартиру, но и улучшают в ней воздух, насыщая его кислородом. Отчего же в таком случае не рекомендуется ставить очень много растений на ночь в спальню?

2. На одном поле скосили на сено клевер в начале его цветения, а на другом - в конце цветения. С какого поля сено будет более питательным? Почему?

3. Почему Ч.Дарвин считал, что хлорофилл – это, может быть, самое интересное вещество на Земле?

4. Почему подмерзший картофель имеет сладковатый вкус?

5. Нужно ли летом собирать колорадских жуков на картофеле? Обоснуйте свое мнение.

6. Хозяйка летом на своем огороде оборвала все листья у капусты. Правильно ли она поступила? Обоснуйте свое мнение.

Для контроля усвоения темы использую индивидуальный опрос. Данный прием используется не часто, но при изучении темы все учащиеся обязательно опрашиваются индивидуально. При этом важно занять остальных учеников, с этой целью использую приемы:

- внимательно прослушай и задай дополняющий или уточняющий вопрос (ответ на поставленный вопрос не должен дублировать рассказанное);

- дополни ответ (не повторяясь);

- проанализируй и оцени ответ.

При устном фронтальном опросе использую приемы: беседа, узнавание, коллективное заполнение таблицы на доске (каждый вызванный ученик заполняет одну – две графы в таблице), составление группового рассказа по опорным словам, заполнение пропусков в тексте, составление рассказа по рисунку учебника, взаимоопрос по заранее составленному плану, рассказ по опорному конспекту, подготовка сообщений с использованием дополнительной литературы.

Письменный контроль знаний в виде теста, программированого опроса, терминологического диктанта, графического и цифрового диктантов, с последующим обменом работами в парах и взаимопроверкой позволяет проконтролировать знания всех учащихся и провести своевременную коррекцию знаний при минимальных затратах времени.(см. Приложение № 2). При систематическом использовании данных приемов учащиеся приучаются к постоянной и более качественной подготовке к урокам.

Нетрадиционные приемы контроля знаний и умений учащихся: защита моделей (модель клетки, модель одноклеточной водоросли, модель простейшего), мини – сочинения (путешествие по растительной клетке, разговор двух водорослей, путешествие капельки воды и др.), составление тестов, кроссвордов, чайнвордов, ребусов (для обучения составлению их выделяю время на уроке), фантастические рассказы с лишними или ошибочными фактами, вопросы – загадки, вопросы – описания, синквейны. Все эти приемы помогают осмыслить знания, развивают умение составлять вопросы, анализировать текст в поисках нужной интересной информации, способствуют развитию письменной речи, познавательного интереса, прививают интерес и любовь к предмету.

Эффективным приемом контроля считаю взаимопроверку. Учащиеся получают домашнее задание подготовить вопросы, задания по изученной теме и предложить их в классе на этапе проверки знаний на следующем уроке. Учащиеся используют разнообразные приемы: тест, программированное задание, терминологический диктант, устный опрос и другие, иногда придумывают что - то свое оригинальное. Условие одно: каждому учащемуся будет выделено не более 3-х минут времени на уроке. Учащиеся оценивают каждое выполненное задание и ставят общую оценку за всю выполненную работу с учетом подготовленного задания. Критерии оценок обговариваются заранее.

Результатом изучения темы является тематический контроль, который включает в себя обобщающий и контрольный уроки. Обобщающий урок позволяет определить уровень усвоения и владения учащимися материалом темы, обратить внимание на ключевые вопросы, выстроить их в логической последовательности и провести, если это необходимо, еще одну коррекцию перед контрольным уроком. Обобщающие уроки часто провожу в форме учебно – интеллектуальных игр, в 5-6 классе таких игр проводится 2-3, в 7 -8 классе – 4 -5 игр (разработаны по всем темам курсов «Животные», «Человек и его здоровье»). Очень часто проводить такие игры не желательно, т.к. требуется дополнительная подготовка учащихся (чтение дополнительной, художественной литературы), что влечет за собой дополнительные затраты времени на подготовку домашнего задания и, что не менее важно, теряется ценность таких уроков. А ценность их в том, что игры эти интеллектуальные, предназначенные не столько для контроля знаний, сколько для развития умственных способностей, эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания. Участвуя в них, каждый может творить и выдумывать, что в реальной жизни получается – увы! - не всегда. Такие игры вызывают большой интерес у ребят, и они с удовольствием принимают в них участие. Приобретаются коммуникативные и социальные навыки: умение работать в команде, общаться, распределять и брать на себя роли, слушать и слышать друг друга. А контроль знаний осуществляется очень ненавязчиво, как бы между прочим, но при этом не теряет своего значения.

Уроки контроля проводятся в форме контрольных или самостоятельных работ, тестов, зачетов.

Основная цель контрольной работы в современной школе не констатация знания и незнания, а выявление уровня реальной обученности ребенка, его умение применять полученные знания на практике, умение давать объяснение происходящим явлениям. Этому и должны быть подчинены все педагогические усилия, основные формы работы, к числу которых относится и контроль. Поэтому контрольная работа может рассматриваться не как один из видов жесткой фиксации достижений, а как еще один способ и возможность обучения.

Контрольная работа чаще используется в 5 -6 классах. Содержание контрольной работы одинаково для всех учащихся в начале изучения курса, затем постепенно вводятся разноуровневые работы. В контрольную работу обычно включаю 5-6 обязательных заданий и 2–3 дополнительных. Обязательные задания содержат теоретические вопроса репродуктивного уровня, вопросы на практическое применение знаний, проблемные вопросы, дополнительные - логические вопросы и задачи (оцениваются отдельно).

Контрольная работа всегда стресс для ребенка, поэтому она с успехом может быть заменена самостоятельной работой. Вопросы к самостоятельной работе подбираются несколько иные, нежели к контрольной работе. Это должны быть вопросы, требующие не обычного воспроизведения информации, а интеллектуальных усилий, логических рассуждений. Поэтому при выполнении такой работы детям разрешается пользоваться любыми источниками – учебником, справочной литературой, своими записями. При оценке учитывается не столько конечный результат, сколько ход рассуждений. При первичной проверке работ в журнал выставляются только хорошие и отличные отметки, остальные учащиеся имеют право выполнить работу вновь, получив дозированную помощь учителя.

Например, в 8 классе при контроле темы «Дыхание» предлагаются следующие вопросы для самостоятельной работы:

1. Как строение легких приспособлено к выполняемым функциям?

2. Почему у представителей европеоидной расы длинный узкий нос, а у представителей негроидной расы короткий приплюснутый?

3. Какую физиологическую роль выполняют кашель и чихание?

4. Какие изменения химического состава и физических свойств воздуха возникают при длительном пребывании людей в закрытом помещении?

5. Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?

6. Человек попал в автокатастрофу, у него повреждена грудная клетка и пенится кровь, вытекая из раны. Окажите первую доврачебную помощь.

7. Нередко, и без того узкие проходы носовой полости, при расширении кровеносных сосудов становятся еще уже и забиваются слизью. Вследствие этого дыхание через нос становится затрудненным. Многие дети, да и взрослые в таком случае дышат ртом. Почему это вредно для здоровья?

8. Судя по роману Ф.Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

9. Наркотическое вещество, например эфир, от наркозной маски доходит до клеток головного мозга. Перечислите все структуры и процессы, находящиеся на пути прохождения наркотика, и процессы, происходящие на каждом этапе прохождения.

10. «Жизнь – это горение». Эти слова принадлежат знаменитым французским ученым 18 века А.Лавуазье и П. Лапласу. Объясните, какое отношение это имеет к процессу дыхания.

В инструкции к работе указывается, что учащиеся могут выбрать любые шесть вопросов из 10 предложенных. Ответы на вопросы должны быть распространенными и обоснованными.

Тестовый контроль начинаю вводить как форму проверки знаний уже с пятого класса, но более широкое применение он находит в 7 -9 классах. Тесты используются при всех видах контроля: предварительном, текущем, тематическом, итоговом. Для работы применяю как готовые тесты, так и разработанные самостоятельно. Самостоятельно составленные или адаптированные тесты разработаны по всем темам в 7 – 9 классах. При составлении тестов использую все виды тестовых заданий: с выбором одного и нескольких ответов, задания на соответствие, на логическую последовательность, без вариантов ответов, при этом обязательно учитывается постепенность введения новых форм тестовых заданий с учетом их усложнения.

Выполненный учащимися тест можно использовать для дальнейшей проверки знаний и умений. Для этого использую прием составление рассказа по выполненному тесту индивидуально или в парах. Одна пара выступает с рассказом, остальные слушают, затем задают уточняющие вопросы, т.к. ошибки теста переносятся в рассказ. Таким образом, в процессе обсуждения учащиеся приходят к правильным ответам, т.е. сразу же корректируют свои знания. Данная форма проверки знаний носит не только контролирующую функцию, но и обучающую, которая является главной. Ученики учатся строить рассказ, задавать вопросы, отвечать на вопросы, приобретают навык самоконтроля.

Зачеты находят широкое применение в 9 классе, проводятся после каждой большой темы, в течение года получается 4 зачета. Темы зачетов:

«Эволюция живого на Земле», «Структурная организация живых организмов», «Наследственность и изменчивость живых организмов», «Взаимоотношения организма и среды». Подготовка к зачету начинается с первого урока изучения темы, определяется круг вопросов, которые будут вынесены на зачетный урок. Определяются базовые вопросы, обязательные для всех, и вопросы уровневые. Каждый ученик сам определяет для себя уровень сдачи зачета. Предлагается три уровня: А - базовый, В – базовый + вопросы или задачи на практическое применение знаний и умений, С – базовый + вопросы или задачи творческого характера. Вопросы базового уровня, примерные задачи и литература для подготовки к зачету вывешиваются в кабинете не позднее, чем за две недели до зачета. Зачет может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Можно и комбинировать форму проведения: часть зачета сдается устно, часть – письменно. Эффективнее отводить на зачет 2 урока.

Проанализировав предложенную систему, можно сделать вывод, что при изучении темы используются разнообразные формы контроля: фронтальный, индивидуальный, устный, письменный; различные методы: репродуктивный, проблемно- поисковый, исполнительский, самоконтролирующий; разнообразные приемы. Знания учащихся контролируются не только на уровне усвоения, но и на уровне понимания и применения. Эффективность предложенной системы контроля отслеживается при выполнении итогового теста за весь курс, с тестом справились 100% учащихся, качество выполнения - 77%.

Ввожу в практику использования и современные методы контроля знаний, такие как рейтинг учебных достижений и портфолио учащихся по биологии.

Рейтинговая система контроля была предложена учащимся 8 класса при

изучении темы «Кровь и кровообращение».

1. Индивидуальный ответ по теме 7 баллов

2. Постановка вопросов для взаимопроверки 8 баллов

3. Полный развернутый ответ на вопрос при

решении познавательных задач 5 баллов

4. Выполнение теста 5 баллов

5. Составление теста 10 баллов

6.Терминологический диктант 5 баллов

7. Выступление с сообщением 10 баллов

8. Дополнения к ответу 5 баллов

9. Выполнение итоговой самостоятельной работы

15 баллов

10. Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое

строение крови человека и лягушки» 8 баллов

11. Проведение наблюдений за деятельностью собственного

организма:

· Изменение пульса и давления при разной мышечной

нагрузке 10 баллов

Перевод баллов в отметки: 70 баллов и более - «5»

50 – 69 баллов - «4»

30 – 49 баллов - «3»

Данная система только начинает вводиться и апробироваться, она нова для учащихся, но, тем не менее, результаты были получены неплохие:

оценку «5» получили 14,2% учащихся, оценку «4» - 62,6 %,

оценку «3» - 23,2 %. Отзывы учащихся были только положительные.

Следовательно, у данной системы контроля есть будущее.

Большие возможности для изменения и расширения методов контроля появляются в связи с внедрением в учебный процесс информационно – коммуникационных технологий. Компьтерный контроль отвечает всем требованиям к современному контролю знаний: он является открытым, оперативным, мобильным. Учащиеся имеют возможность сразу же откорректировать свои знания, пополнить их в случае необходимости. Но при этом в сельской школе возникает ряд трудностей: небольшое число компьютеров в школе, отсутствие компьютеров у большей части учеников дома либо отсутствие доступа к Интернету при наличии компьютера.

Перспективами моей работы по данной теме является овладение в совершенстве компьютерным контролем и адаптация его к условиям нашей сельской школы.

Приложение № 1.

Программированное задание по теме: «Внутреннее строение корня».

Методика проведения.

На доске под цифрами записываются ответы на вопросы. Учитель зачитывает вопросы, которые формулируются в форме повествовательного предложения. Выбрав ответ, учащиеся получают утверждение. При этом в тетрадь они записывают не слово или словосочетание, а номер, под которым оно записано. В результате получается многозначное число, которое можно проверить сразу же после проведения работы.

Ответы:

1. Зона деления.

2. Образовательная ткань.

3. Корневой чехлик.

4. Зона роста.

5. Покровная ткань.

6. Корневые волоски.

7. Зона всасывания.

8. Зона проведения.

9. Сердцевина.

10. Кора.

11. Древесина.

12. Камбий.

13. Сосуды.

Вопросы:

1. На поперечном разрезе снаружи корня находится…..

2. В центре расположении слой, который называется………..

3. Между древесиной и корой находится ………

4. Кончик корня покрыт…………

5. Он образован тканью ……………

6. Постоянно делящиеся мелкие клетки образуют зону………….

7. Корень всасывает воду с помощью………..

8. Они находятся в зоне ……………

9. Проводит в стебель воду и минеральные вещества зона…………..

10. между зоной деления и зоной всасывания находится зона ……..

Приложение № 2.

Игровые приемы контроля.

Игра «Знатоки».

Игру можно проводить в двух вариантах.

1 вариант. Приглашается один ученик (по желанию) «знаток», все остальные задают ему вопросы по теме урока. Его ответ оценивается.

2 вариант. «Знаток» задает вопросы учащимся. Оцениваются вопросы «знатока». Можно проводить в любом классе.

Игра «Лапта».

Для игры используется маленький мяч.

Учитель задает вопрос и пасует мяч одному из учеников, ученик отвечает на вопрос и пасует обратно учителю. Если ученик не знает ответа на вопрос, передает пас другому. За каждый правильный ответ ученик получает один балл.

Экпресс – опрос.

Учитель задает короткие вопросы, не требующие размышления и анализа.

Ученики быстро и коротко отвечают.

«Дополни ответ товарища».

Учитель задает вопрос, один ученик отвечает, другой – третий приводят примеры.

Например, какая корневая система называется стержневой? Приведите примеры растений со стержневой корневой системой.

«Лови ошибку».

Учитель в рассказе умышленно допускает неточности или ошибки.

Задача учащихся увидеть эти ошибки.

«Цепочка».

Учитель задает вопрос ученику. Ученик отвечает на поставленный вопрос, сам задает вопрос другому ученику и т.д. Данный прием эффективнее, если вопросы учащиеся составляют заранее.

«Снежный ком».

Данный прием используется для составления коллективного рассказа по заданной теме. Учитель задает тему рассказа. Первый ученик составляет одно предложение, второй повторяет первое и добавляет свое и т.д. Эффективно в игре задействовать 5-6 человек, заранее определить последовательность, начать с более слабых учеников. Хорошо развивает память и речь.

Результаты.

Использование систематического контроля знаний учащихся способствует повышению познавательной активности школьников, если в начале 5 класса только 30 – 35% учащихся систематически и качественно готовятся к занятиям, выполняют творческие домашние задания, готовят небольшие сообщения, то к концу этого года обучения таких учащихся уже 50 – 60 %, а к 9 классу - 85 – 90%.

Уровень обученности всегда стабилен и составляет 100%, качество обучения значительно выше среднего по школе и составляет по классам: 5 класс – 75 %

6 класс – 64%, 7 класс – 55,5%, 8 класс – 61,4%, 9 класс – 72,5%.

Ежегодно учащиеся при промежуточной аттестации выбирают в качестве экзамена по выбору биологию и показывают 75 – 90% качество при 100% -ной обученности.

Выпускники 9 класса в качестве муниципального экзамена также выбирают биологию и показывают 100%- ное качество.

20% учащихся занимаются исследовательской работой по предмету, ежегодно становятся победителями школьных конкурсов и дважды призерами районных конкурсов учебно – исследовательских работ.

По результатам анкетирования учащихся:

- ситуативный интерес к предмету сформирован у 35 %

- интерес к предмету у 54 %

- повышенный познавательный интерес у 9 % учащихся.

Список использованной литературы.

1. Галкина Е.А.Контроль знаний по биологии. //Биология в школе. -2006.-№6.- с. 20-27.

2. Гин А. Приемы педагогической техники. М.Вита, 2002 г.132 с.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М. Просвещение,

1984 г., 143 с.

4. Казанина С.М. Контрольная работа как способ обучения и развития мышления. //Биология в школе.-2006 г.- №1.-с. 26-30.

5. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. М. Просвещение.- 1989 г.-224 с.

6. Кузнецова В.И. Уроки биологии, 6-7 класс. М. Просвещение, 1991 г.-190 с.

7. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения

Биологии. Животные. М. Просвещение.- 1988 г.-189 с.

8. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. Организация учебной деятельности

школьников на уроках биологии. М. Просвещение.- 1988 г.-191 с.

9. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.Просвещение.-1988 г-

158 с.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания прородоведения. М. Просвещение.- 1989 г.-256 с.

11. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8 класс. М. Дрофа.-1997 г.- 158 с.

12. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. М.Академия.- 1999 г.-287 с

13. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников. Пособие для учащихся.

М. Мнемозина.-1998 г.-159 с.

14. Яковлев В.А., Спирин П.Ф. Активные формы и методы обучения биологии. М. Просвещение.- 1992 г.-159 с.

15. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М. Просвещение.- 1985 г.-206 с.

Наши рекомендации