Методические указания

  1. Рассмотреть на таблице расположение и строение яичников, найти их ворота, поверхности (медиальную и латеральную), края (свободный и брыжеечный), концы (трубный и маточный). На таблицах рассмотреть корковое вещество и в нем первичные фолликулы, везикулярные фолликулы (Граафовы пузырьки), жёлтое тело, атретические фол­ликулы, беловатое тело. Обратить внимание на строение везику­лярного фолликула, его функцию, строение яйцеклетки; две функ­ции яичника: внешнесекреторную (образование яйцеклеток) и внутрисекреторную (выработка половых гормонов). Найти прида­ток яичника (околояичник) и везикулярные привески, которые яв­ляются остатками первичной почки и ее протока.
  2. Затем изучить строение матки, определить ее тело, дно, шейку, ох­ваченную сводом влагалища. Изучить строение стенки: серозную (периметрий), мышечную (миометрий) и слизистую (эндометрий) оболочки, обратив внима­ние на структуру последней, ее базальный и функциональный слои. После этого следует найти широкую связку матки, брыжей­ки яичника и маточной трубы, рассмотреть нормальное положе­ние матки в полости малого таза, ее наклон вперед (антеверзио) и изгиб кпереди тела по отношению к шейке (антефлексио).
  3. После этого изучить маточные трубы, определить брюш­ное отверстие, бахромку трубы и яичниковую бахромку, части трубы (воронку, ампулу, перешеек и маточную часть), строение стенки (серозная, мышечная, слизистая оболочки), обратив вни­мание на роль трубы как «выводного протока» и места, где проис­ходит оплодотворение яйцеклетки и протекают ранние стадии раз­вития эмбриона.
  4. После этого следует познакомиться со строением влагалища, найти его свод. В женской половой области рассмотреть лобок, большие и малые половые губы, преддверие влагалища, его отверстие, расположенное над ним наружное отверстие мочеиспускательного канала, луковицу преддверия, являющуюся аналогом губчатого тела мужского полового члена. Обратить внимание на строение клитора, являющегося гомологом мужского по­лового члена и образованного двумя пещеристыми телами.
  5. Затем изучить овариально-менструальный цикл, его фазы, сопря­женность изменений, происходящих в яичнике и слизистой оболоч­ке матки, обратив внимание на роль гормонов гипофиза в осуществлении цикла.
  6. Пользуясь учебником, изучить возрастные особенности женских половых органов, отличия в образовании половых клеток у муж­чин и женщин.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Яичник—строение, расположение, функции.
  2. Строение и расположение матки и маточных труб.
  3. Овогенез.
  4. Строение наружных половых органов.

Наши рекомендации