Методические указания составлены в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденным 25.01.2010 г.
Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Утверждаю:
Проректор по учебной работе
профессор
__________________ П.Б. Акмаров __________________________2012 г.
БОТАНИКА
методические указания
к контрольным заданиям
для студентов зооинженерного факультета
заочной формы обучения
Составители:
Г.Я. Петров
Е.В. Соколова
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 58(078)
ББК 28.5я73-9
Б 86
Методические указания составлены в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденным 25.01.2010 г.
Рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №
Рецензенты:
Т.Н. Тутова – кандидат с.-х. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Е.Л. Семенова – кандидат с.-х. наук, доцент каф. земледелия и защиты растений ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Составители:
Г.Я. Петров – доцент кафедры плодоводства и овощеводства, кандидат биологических наук
Е.В. Соколова – доцент кафедры плодоводства и овощеводства, кандидат с.-х. наук
Б 86 Ботаника: метод. указания / Сост.: Г.Я. Петров, Е.В. Соколова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 32 с.
В методических указаниях изложены требования к выполнению и оформлению контрольных работ по ботанике. Включены контрольные вопросы, которые охватывают основные разделы дисциплины.
Предназначены для студентов 1-2 курсов заочного отделения зооинженерного факультета.
УДК 58(078)
ББК 28.5я73-9
ã Петров, Г.Я., составление, 2012
ã Соколова, Е.В., составление, 2012
ã ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание…………………………………………………………….. | |
Введение…………………………………………………………………. | |
1. Методические указания по изучению дисциплины…………………. | |
2. Методические советы по изучению отдельных тем дисциплины и вопросы для самостоятельной проверки знаний……… | |
3. Методические указания по выполнению контрольной работы……… | |
4. Перечень вопросов для выполнения контрольной работы………….. | |
5. Список рекомендуемой литературы…………………………………. | |
6. Приложения……………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Ботаника – это наука о растениях. Ее задача – всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции. Изучение как вегетативных, так и репродуктивных органов важно не только для понимания путей исторического развития важнейших органов и тканей цветковых растений, но и для обоснованного использования приемов, повышающих продуктивность сельскохозяйственных культур. Таким образом, ботанические знания в сельскохозяйственном вузе закладывают основу для изучения специальных сельскохозяйственных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированных специалистов.
Цель изучения дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для освоения программ дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров сельского хозяйства.
Задачи:
- получение знаний о строении основных вегетативных органов растений на клеточном, тканевом и органном уровнях, их метаморфозов;
- получение представления о многообразии растительного мира, о закономерностях развития растительных сообществ;
- выработка навыков определения и диагностики кормовых и сорных растений по морфологическим признакам.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- способность осуществлять сбор, анализ и интерпретацию материалов в области животноводства и растениеводства;
- распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионе дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние.
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В сельскохозяйственных вузах на факультетах с биологическим профилем ботаника является фундаментальной наукой, создающей основу для изучения специальных дисциплин. Так на зооинженерном факультете ботаника тесно связана с такими дисциплинами, как луговодство, кормопроизводство, технология производства продукции растениеводства и др.
Ботанические знания, полученные в вузе, в дальнейшем окажут специалистам большую помощь в производственной деятельности.
Порядок изучения курса «Основы ботаники»
Согласно учебному плану, утвержденному Министерством образования и науки, все разделы ботаники изучаются на первом курсе. Необходимо придерживаться следующего плана:
а) самостоятельная работа с учебниками специальной литературы
б) выполнение контрольной работы
в) проведение наблюдений и геоботанических исследований в природе
г) гербаризация растений
д) учебная работа в период сессии в вузе.
Ботаника содержит много специальных терминов, поэтому нужно составить словарь, помогающих их запоминанию. Кроме изучения теоретического курса, студент должен ознакомиться с основными типами растительности своего района. В этот период необходимо собрать растения для гербаризации в количестве 50 видов.
Студент выполняет одну контрольную работу согласно своему шифру, причем для проверки она должна быть заблаговременно представлена на кафедру. В период сессии студенты обобщают и углубляют свои теоретические знания.
После того, как прослушаны лекции и выполнены все виды работ на лабораторно-практических занятиях, студенты сдают зачет. Для получения зачета необходимо представить тетрадь с оформленными результатами лабораторного практикума; зачтенную контрольную работу; отчет по гербарию.
Самостоятельная работа над учебником
Самостоятельная работа – основной вид работы студента-заочника. Для работы в межсессионный период следует иметь учебник из основного списка литературы. Дополнительная литература используется при отсутствии необходимого материала в основной литературе. Приступая к изучению дисциплины, необходимо завести общую тетрадь для учебной работы, куда полезно записывать краткие ответы на вопросы, приводить схемы, таблицы, делать необходимые рисунки. Сюда же нужно заносить результаты наблюдений в природе и список определенных видов растений.
Требования к рисункам
Ряд тем дисциплины следует оформлять рисунками. Они способствуют успешному запоминанию материала, позволяют конкретно представлять формы, структуру и закономерности строения клеток, тканей, органов и их системы. Выполняются простым карандашом в крупном плане, а затем по мере необходимости закрашиваются цветными карандашами. Каждый рисунок должен быть правильно назван, а его части детально обозначены.
Гербаризация растений
Для получения зачета студент должен собрать, определить, научно оформить 50 видов определенных растений на русском и латинском языках, и отчитаться по ним.
Растения следует собирать в той местности, где проживает студент. Рекомендуется собирать только дикорастущие растения (лесные, луговые, болотные, сорные), относящиеся к группе кормовых, вредных и лечебных растений. В гербарии должны быть представлены растения разных семейств. Запрещается собирать растения на территориях парков, заказников. Собирая растения, нужно помнить о бережном отношении к природе. Не следует собирать редкие, особо ценные растения, необходимо бережно относиться к корневищным и луковичным растениям.
Собранные растения сушат в газетной бумаге под прессом, ежедневно меняя прокладочную бумагу. Растения должны быть определены по определителю и представлены на плотных листах размером А4. На гербарный лист приклеивается этикетка в правом нижнем углу размером 7 х 13 см, которая заполнятся по следующему образцу:
13 см
Семейство Fabaceae Бобовые Вид Trifolium pratenze L. Клевер луговой Игринский район, с. Чутырь, пойменный луг Дата Фамилия |
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ