Особенности методики обучения общей биологии

Какова специфика обучения школьников общей биологии?

История становления курса. До 60-х гг. ХХ в. общебиологические закономерности изучались в рамках традиционных курсов биологии без введения отдельного школьного предмета. Особое внимание в советской школе уделялось изучению основ дарвинизма, поскольку данный раздел, как никакой другой, позволяет решать задачу формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Однако, начиная с 1931 г. из содержания школьной биологии постепенно исключаются следующие разделы:

· основы цитологии – в 1932 г.;

· основы генетики и селекции – в 1938 г.;

· основы дарвинизма – в 1948 г.

Вместе с тем усиливается практическая направленность школьной биологии.

В 1964 году был организован конкурс на лучшую программу по общей биологии для общеобразовательной школы. Победу в нем одержала программа авторского коллектива под руководством Ю.И. Полянского (Ленинград). Несколько позже в соответствии с данной программой начинает издаваться учебник общей биологии, в создании которого принимали участие ведущие методисты-биологи: Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская, а также ученые-биологи: Ю.И. Полянский, К.М. Суханова, А.Д. Браун, А.С. Данилевский и др.

Проблемами методики обучения общей биологии в разное время занимались В.М. Корсунская,

Место раздела в школьном курсе биологии. Для учебного предмета «биология» характерен концентрический принцип построения, поэтому общая биология изучается на средней и старшей ступенях школьного образования. Так, курс «Введение в общую биологию» или «Основы общей биологии» изучается в 9 классе (2 часа в неделю). В 10-11 классе курс «Общая биология» изучается на базовом (1 час в неделю) или профильном (3 часа в неделю) уровне.

Цели курса. Изучение курса общей биологии построено с учетом необходимости всестороннего развития личности учащихся и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Обучающие цели раздела направлены на формирование у обучающихся биологических знаний:

· о свойствах живого и их проявлении на различных уровнях организации живой природы;

· о строении и функционировании биологических систем различного уровня организации;

· о закономерностях индивидуального и исторического развития органического мира;

· о закономерностях наследственности и изменчивости;

· о взаимосвязи биологических систем со средой;

· о взаимосвязи строения биологических объектов с выполняемой функцией;

А так же обеспечивают развитие основных предметных умений.

Развивающие цели курса нацелены на развитие и закрепление основных интеллектуальных, общеучебных и коммуникативных умений, а также на формирование на основе знаний об общебиологических закономерностях научного мировоззрения, а также ценностного отношения к природе и жизни.

Воспитательные цели обращены на формирование общей культуры личности, адекватного поведения в окружающей среде, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, а также природной среды.

Особенности содержания раздела «Общая биология». В разделе одной стороны, обобщаются знания, полученные учащимися из предыдущих курсов, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности. Содержание раздела «Общая биология» носит интегративный характер, поскольку в нем интегрируются знания различных биологических наук:

· цитологии;

· генетики;

· селекции;

· эволюционного учения;

· экологии.

Целостность курса определяется ведущими идеями, лежащими в основе отбора его содержания:

· идеей эволюции;

· идеей многоуровневой организации жизни;

· идеей взаимосвязи живых систем с окружающей средой.

В связи с высоким уровнем теоретизацией содержания курса общей биологии когнитивный (знаниевый) компонент, помимо общебиологических понятий, включает в себя:

· теории (клеточную, эволюционную, мутационную, хромосомную теорию наследственности, антропогенеза и др.);

· законы (гомологических рядов наследственной изменчивости, биогенетический закон, законы Менделя и т.д.);

· гипотезы (происхождения жизни на Земле).

Понятия, включенные в содержание раздела «Общая биология», можно разделить на три группы:

Общебиологические (цитологические, экологические, эволюционные, генетические, об обмене веществ и энергии, о саморегуляции и др.);

Гносеологические – раскрывают историю и методы получения научной информации;

Политехнические:

· технологические (о породе, сорте, штамме, направлениях и задачах биотехнологии);

· природоохранительные.

Трудность отбора содержания курса связаны с противоречием между обширным, постоянно возрастающим объемом научной информации и ограниченным учебным временем. Другая сложность состоит в том, что общебиологические закономерности изучаются в 9 классе, а затем – в 10-11 на базовом или профильном уровне. При таком подходе сложно избежать повторения материала, изучаемого на разных ступенях обучения.

Формы, методы и средства обучения общей биологии. Основной формой обучения общей биологии является урок. Наряду с уроками, программами предусмотрен ряд экскурсий, например:

Специфика содержания курса «Общая биология» определяет ведущую роль словесных методов обучения. В отличие от остальных разделов школьной биологии важное значение среди всего многообразия словесных методов приобретает школьная лекция, которая может быть репродуктивной или проблемной:

· репродуктивная лекция – носит описательный характер и направлена на понимание и запоминание учащимися отдельных фактов, закономерностей, теорий;

· проблемная лекция – имеет объяснительный характер. В начале лекции учитель ставит перед учащимися вопрос, проблему, решение которой раскрывается в ходе изложения.

В целом, возрастает роль монологических методов обучения. Наряду со школьной лекцией, широко используются доклады учащихся, организуются такие виды уроков, как урок-семинар и урок-конференция.

Среди практических методов большое значение в процессе обучения общей биологии имеют лабораторные работы, которые учащимися старших классов выполняются самостоятельно, в том числе и по самостоятельно разработанному плану. В ходе лабораторных работ наблюдаются не отдельные факты, а целостные объекты и процессы. Выводы по результатам выполнения лабораторных работ делаются путем логических обобщений.

Максимальная степень самостоятельности при выполнении лабораторных работ учащимися старших классов способствует развитию у них творческой познавательной деятельности.

Все методы, применяемые в процессе обучения общей биологии, должны быть ориентированы на создание условий для развития у учащихся различных логических операций.

Например:

· беседа, рассказ или лекция должны быть ориентированы на анализ и синтез, сравнения и выводы;

· наблюдения – на анализ объектов, установление связей между частями объекта, сравнение объектов между собой, формулировку выводов;

· школьный эксперимент – на установление причинно-следственных связей.

Психологические особенности учащихся старших классов позволяют на уроках длительное время использовать одни и те же методы обучения.

Курс общей биологии оснащен наглядными средствами, среди которых преобладают средства изобразительной наглядности: таблицы, модели, динамические пособия, меньше – кинофильмов, диафильмов.

Наши рекомендации