Рекомендации по организации самостоятельной работы студента при освоении дисциплины
Максимальная учебная нагрузка студента при освоении дисциплины составляет 102 часа, из них 78 часов аудиторных занятий и 24 часа, отведенных на самостоятельную работу студента.
Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы студента (СРС) и разделам дисциплины приведены в таблице П.3.1.
Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 4 к рабочей программе.
Таблица П.3.1
Вид работы | Примерное содержание (перечень вопросов) | СРС, час. | Рекомендации | ||
Раздел 2. Учение о клетке | |||||
Написание реферата | Структура белков, функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства | Цитология - журнал РАН | |||
Индивидуальное задание | Поиск генов и других соединений геномной ДНК с помощью программного пакета BioPerl | Официальный сайт www.bioperl.org | |||
Написание реферата: «Ген и его роль в биосинтезе. Генетический код ДНК». | Генетический код и его свойства. Кодирования структуры белков линейной последовательности нуклеотидов. Аминокислоты, входящие в структуру белков организма человека. Основные компоненты белоксинтезирующей системы. Этапы синтеза полипептидной цепи. | База знаний по биологии человека Физиология, клеточная биология, генетика, биохимия www.molbiol.edu.ru | |||
Итого по разделу 2 | |||||
Раздел 3. Основы генетики | |||||
Реферат: «Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование». «Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека». |
| База знаний по биологии человека Физиология, клеточная биология, генетика, биохимия www.molbiol.edu.ru Козлова С.И. «Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование» – М., 1996. | |||
Реферат: «Мутации. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений». | Классификации мутаций Генные мутации. Последствия мутаций. Методы выявления генных мутаций Нонсенс–мутации Методы выявления генных мутаций Общие закономерности мутационного процесса. Механизмы возникновения генных мутаций.Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений. | Журнал «Генетика» | |||
Итого по раздел 3 | |||||
Раздел 4. Основы селекции | |||||
Реферат: «Задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм». | Понятие, назначение и задачи селекции. Характеристика методов селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализ перспектив развития биотехнологии, генетической и клеточной инженерии. Описание центров происхождения культурных растений Н.И. Вавилова. | Вестник ВОГиС | |||
Реферат: «Клеточная инженерия. Достижения селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Основные направления биотехнологии». | Основы биотехнологии. Задачи биотехнологии. Структура современной биотехнологии. Клеточная инженерия: достижения и перспективы. Генная инженерия: достижения и перспективы. Генетические основы высоких технологий. Достижения селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов | Автор: Сергей Георгиевич Инге-Вечтомов Генетика с основами селекции Издательство: Москва. «Высшая школа», 1989 | |||
Итого по разделу 4 | |||||
Раздел 5. Эволюционное учение | |||||
Реферат: «Приспособленность организмов естественного отбора. Относительный характер приспособленности». | Понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции; использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе; сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных. Многообразие адаптаций | Проблемы эволюции: обзоры, библиотека, базы данных, фотоальбомы. www.macroevolution.narod.ru | |||
Реферат: «Микроэволюция. Современные представления о видообразовании Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс» | Дать определение термина – микроэволюции макроэволюции, основные исторические этапы развития. Рассказать о современных преставления о видообразовании и его причинах. Раскрыть определение и значение биологического прогресса и регресса в эволюции живой природы | Н.Н.Иорданский. Эволюция жизни Проблемы эволюции: обзоры, библиотека, базы данных, фотоальбомы. www.macroevolution.narod.ru | |||
Итого по разделу 5 | |||||
Раздел 7. Основы экологии | |||||
Индивидуальный проект: «ООПТ Санкт-Петербурга» (включает составление экологической карты) | Что такое ООПТ? Существующие ООПТ на территории города. Рассмотреть и представить на выбор один из ООПТ с составление экокарты. Экотуризм на ООПТ | www.gov.spb.ru/print_version/gov/admin/otrasl/ecology/maps/oopt www.oopt.info/ | |||
Итого по разделу 7 | |||||
Раздел 8. Бионика | |||||
Реферат: «Кибернетика. Примеры и принципы работы совершенных технических систем». | Необходимо провести обзор по этой теме. Раскрыть значение слова «кибернетика» история, обозначить вклад российских ученых. Основные достижения в этой области. Основные проблемы кибернетики. Подробно разобрать принципы работы совершенных технических систем использующих программные продукты. | Международный научно теоретический журнал Института кибернетики им. В.М. Глушкова «Кибернетика и системный анализ» Статьи: «Классификация информационных процессов», Ю. Л. Шередеко «Когнитивное моделирование», Дж. Лакофф Учебник: П. К. Анохин. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем Издательство: Медицина, 1998 г. | |||
Итого по разделу 8 | |||||
Всего |
Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Биология»