Искусство движения. Уроки мастера

Москва ЭКСМО К 2003

ББК 88.4 Ф39

Ф39

Moshe FELDENKRAIS THE MASTER MOVES

Перевод с английского А. Заславской Под редакцией Т. Багдаевой

Разработка серийного оформления художника В. Щербакова

Серия основана в 2000 году

Фельденкрайз М.

Искусство движения. Уроки мастера / Пер. с англ. А. Заславской. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 352 с, илл. (Серия «Как стать психологом»).

ISBN 5-699-01965-0

Легендарная личность, один из тех людей, которых принято называть Учителями с большой буквы, дает уроки того, как правильно двигаться, как начать лучше себя чувствовать, глубже и яснее мыслить. Его уроки избавляли людей от множества болезней и обеспечивали восстанов­ление после инсультов, параличей и прочих болезней. Эти удивительные уроки движения — результат многолетнего процесса самопознания, которым занимался Фельденкрайз. Здесь всего в нескольких уроках хранится кладезь материала, драгоценного как для новичка, так и для про­фессионала. Каждый из уроков, которые выглядят такими завершенными и так блестяще выстроенными, отнимал часы проб и ошибок, чтобы стать таковым. Начинал Мойше, имея за плечами лишь опыт в дзюдо, пытливый ум плюс желание вылечить свои поврежденные колени. Без предшественника, но открытый новым знаниям, он делал открытие за открытием. А теперь и вам представился случай извлечь из его опыта пользу. Искренне желаем вам успехов.

Для широкого круга читателей, интересующихся вопро­сами самопознания, саморазвития и, в частности, телесно ориентированной психологией.

ББК 88.4

ISBN 5-699-01965-0

© 1984, Meta Publications

© ООО «Издательство «Эксмо», 2003

Для меня было честью знать тебя, Радостью — делить с тобой дружбу И привилегией — публиковать твои книги.

Ричард Вендлер

Благодарности

КАРЛУ ГИНЗБУРГУ - за редактирование и сохранение стиля Мойше в оригинале.

ЭДНЕСОТТ-за транскрибирование мастер-копии семинара.

ЭНЭТ БАНИЕЛЬ И МАРКУ РИЗУ -за помощь в редактировании.

ФОТОГРАФУ БОННИ ФРИР - за все фотографии Мойше, представленные в книге.

КОЛМАНУ КОРЕНТАЙЕРУ - за дельные советы и помощь в редактировании фотографий, текста и стиля книги.

РИЧАРД БЕНДЛЕР, издатель

От редактора

Я смотрю на портрет Мойше, спускаясь по дорожке к бассейну на ранчо Манна, и вспоминаю пути, что нам довелось пройти вместе, времена, которые мы делили на дво­их, и все наши начинания.

Я действительно как-то особенно любил его и заботился о нем. Однажды он сказал, что время и любовь взаимозаменяемы: для того, кого ты любишь, ты всегда найдешь время. Я вечно был рядом с Мойше. Вы мо­жете спросить, чем же можно заслужить та­кую заботу и преданность?

Впервые я встретил Мойше в его скром­ном офисе в Тель-Авиве с его первой по­мощницей, Миа Сегал, двумя рабочими сто­лами, несколькими табуретками, маленьким письменным столом и особой гордостью Мойше — картинами его матери, украшаю­щими стены.

Мойше пригласил меня в офис посмот­реть на его работу с клиентами. Он называл их «студентами», поскольку они учились но­вому способу функционирования. В течение двух месяцев я наблюдал за его работой более чем с сотней людей. У многих из них по­сле инсультов, вследствие церебрального паралича и т. п. были серьезные проблемы с передвижением. У каждого, с кем работал Мойше, состояние улучшалось.

Пока я находился в Тель-Авиве, и у меня была возможность пройти с Мойше курс за­нятий. Эти занятия оказали на меня силь­нейшее влияние: я стал иначе двигаться, луч­ше себя чувствовать, глубже и яснее мыс­лить. Именно тогда я решил стать полезным Мойше, чтобы помогать ему воплощать его идеи в жизнь.

Я вернулся в Штаты и организовал пер­вые из ставших потом ежегодными серии лекций, семинаров и учебных программ, таким образом, положив начало гастрольно­му представлению Мойше — Колмана.

Потрясающим приключением было пу­тешествовать с Мойше и наблюдать за тем, как он развивается и меняется, как действу­ет на людей. На семинары приходили мно­гие из предыдущих их участников, чтобы рассказать Мойше о чудодейственных изме­нениях, произошедших с ними во время уроков осознания через движение.

Нас мотало от побережья к побережью, от таких мест, как Исаленский институт в Биг Суре, до конгресса США в Вашингтоне. Мы встречались и общались с такими людь­ми, как Маргарет Мид, Карл Прибрам, Хейнц М. Ван Фоерстер, Джонас Солк, Милтон Эриксон и Грегори Бейтсон. Тысячи людей сопровождали его семинары, и более 400 че­ловек сейчас воплощают его труды в жизнь.

Ранчо Манна, находившееся в распоря­жении Ларри Томаса, было одним из тех мест, куда мы с особым нетерпением стре­мились попасть. После многочисленных лек­ций с сотнями людей уединенность ранчо позволяла Мойше делиться своим опытом легко и с радостью. В программе приняли участие 25 человек, и, поскольку мы все жи­ли в одном доме, Мойше познакомился с каждым лично. За рамками этих пятиднев­ных занятий, носящих характер особой ду­шевности и теплоты, прошел один уникаль­ный семинар, и Мойше чувствовал, что он вобрал в себя суть его трудов.

Книга, которую вам предстоит прочесть, посвящена именно этому семинару.

Добро пожаловать в искусный и подвиж­ный мир Мойше Фельденкрайза.

Спасибо тебе, Мойше, за эти и многие другие мои воспоминания.

КОЛМАН КОРЕНТАЙЕР

Введение

Впервые семинар Фельденкрайза я посе­тил летом 1974 года. Его вел человек, кото­рый всего месяц провел с Мойше и не яв­лялся вполне квалифицированным препода­вателем. Тем не менее он достаточно проникся духом Мойше, чтобы передать сущность его метода.

В то время я страдал от периодических приступов боли в пояснице и изучал различ­ные виды телесной терапии, чтобы хоть как-то облегчить свою болезнь. Поначалу я с боль­шой неохотой включился в работу Фельден­крайза. Насколько я знал, Мойше каким-то образом воздействовал на координацию движений. Она-то у меня и была нарушена, и из-за этого я воспринимал себя неуклю­жим и непривлекательным.

Семинар стал для меня настоящим от­крытием. Уже через два дня я обнаружил, что способен изменять то, что хочу изме­нить. Для меня стало возможным танцевать и свободно двигаться. Я смог торжественно стоять, не выпячивая зад за линию плеч. Кроме того, двигаясь с осознанием, как это называл Фельденкрайз, я научился выпол­нять несложные движения, которые позво­лили бы мне удлинить укоротившиеся мышцы.

Поскольку я больше не страдал от ско­вывающих мышечных спазмов в спине, то следующие месяцы я провел, постоянно твер­дя лишь об искусстве Фельденкрайза. Зимой я узнал, что грядущим летом Мойше соби­рался организовать профессиональную тренинговую группу в Сан-Франциско. Я не­медленно послал заявку на участие, по­скольку был уверен, что на большинство вопросов, которые мне хотелось прояснить, у Фельденкрайза имелись ответы.

В первый день занятий Мойше приехал в тех же мешковатых брюках и в той же рас­пахнутой рубахе, в которых мы видели его на тренингах еще три следующих лета. Круг­лое лицо доброго волшебника с двумя коп­нами белых волос с обеих сторон лысой го­ловы придавало ему вид ласкового, но авто­ритетного отца. Ходил он медленно, чтобы не потревожить поврежденные колени — травма, которая и привела его к таким от­крытиям, — однако был крепок и гармони­чен. Как только в центре комнаты он сел лицом к группе, мы все вдруг попали под его чары.

Мойше всегда садился в центре, лицом к студентам. Это создавало ситуацию подчинения, благодаря которой он контролировал происходящее и которая была нужна для со­здания определенной обстановки в процессе обучения. Он всегда стремился подвести людей к открытому познанию самих себя, к оценке и пониманию того, что им дало это познание. Когда Мойше бросал вызов на­шим способностям и умениям, то основы­вался на том, что человек, которого застав­ляют что-то делать, не использует все свои возможности, чтобы добраться до сути и по­знать, в чем заключена истина. Его автори­тет никогда не был авторитарен.

Мойше тщательно обдумывал все, что делал в нашей группе. К примеру, очень на­глядно у него получались перепады настро­ения. В минуты полного спокойствия он с огоньком в умных глазах мог рассказывать истории. Он мог польстить или высмеять. Временами он встряхивал нас внезапными вспышками гнева, столь же эффективными, как и минуты спокойствия. Его огромный багаж знаний был неисчерпаем, как и запас шуток. По сути, все время, что мы проводи­ли с ним, он поддерживал в нас живой инте­рес к познанию.

В то же время Мойше ревностно следил за тем, что мы делали перед ним на полу, за­мечая в наших движениях все, вплоть до малейших нюансов. Через всю комнату с груп­пой в 65 человек он мог разглядеть одного, чьи движения были особенными и таили в себе нечто интересное. Таким образом, его групповое обучение было и индивидуаль­ным — он часто мог адресовать замечание конкретному человеку так, что тот и не дога­дывался, что замечание было сделано. Затем он мог выбрать одного человека для обсуж­дения, чтобы и он сам, и группа извлекли из этого пользу.

Я был так увлечен объяснениями и рас­сказами Мойше, что теперь подозреваю, что в течение всего того огромного времени, ко­торое я провел с ним, я находился как бы в трансе. Это был транс особого рода, несу­щий в себе массу знаний. Мойше любил по­вторять, что верно и прочно усвоенное зна­ние позже покажется собственным открыти­ем. Он был твердо уверен, что сам по себе процесс познания бессознателен и что успех усвоения чего-либо важного и нового зави­сит от опыта, несущего знание, — от расска­зов, перемен тона и интонации, перепадов настроения, смеха и прочих атрибутов стиля его работы.

Он мастерски умел внести сумятицу в наши знания и заменять пустые слова мыс­лями. Например, он мог спросить, почему одно движение будет легче сделать с подготовленным к нему телом, а другое — нет. И затем мог продемонстрировать, что наши ответы не соответствуют имеющемуся у нас опыту. Для Мойше мысль и действие были едины. То есть под влиянием мысли непре­менно происходит изменение действия.

В этой расшифровке пятидневного от­крытого семинара, проведенного Мойше в 1979 году на ранчо Манна в Северной Каро­лине, можно увидеть всю широту его мыс­лей и методов преподавания. Все его основ­ные идеи о движении, развитии, сензитив-ности, осознании и т. д. представлены в двух плоскостях — в виде описания и в виде ана­лиза уроков движения, проведенных Мой­ше. Эти уроки — часть его уникального вклада в развитие человека и ключ к пони­манию метода Фельденкрайза. Здесь пред­ставлены и новые, и старые уроки. Однако уроки, которые могут показаться знакомы­ми по предыдущим книгам, поданы иначе. Во время семинара Мойше постоянно сле­дил за ходом работы, чтобы и вести группу, и двигаться вместе с ней, одновременно раз­вивая свои мысли.

Тогда уроки становились подобны «нит­ке бус». По своей логике они не опережали время, не были спонтанными. В процессе обучения каждая из групп шла по особому, предназначенному лишь для нее пути развития. Не была случайной и устная подача уроков. Слушая пленку, на которой Мойше руководит группой, все кажется предельно ясным. Однако, изучая ее письменный вари­ант, становится очевидным, что Мойше — мастер незавершенных предложений и не­оконченных мыслей. Недоговаривая что-то, он призывал слушателя к участию в разгово­ре и завершению его мысли.

Идеальная для восприятия на слух, на бумаге такая тактика выглядит странно. Ре­дактируя рукописный вариант этой книги, я счел нужным завершить предложения, по­скольку знал дальнейшую программу семи­нара. В то же время я постарался сохранить суть обучающей техники Мойше.

Помимо этого, следует прояснить еще один момент, касающийся уроков. Как пра­вило, человек бессознательно настраивается на деятельность. Однако если подготовке уделяется чрезмерное внимание, это обычно мешает самому процессу. Это относится и к тем, кто слишком много думает о цели рабо­ты или движения. Читая книгу, вы обратите внимание на то, что Мойше никогда не обо­значал цели и строил уроки таким образом, чтобы одновременно отвлечь от нее внима­ние и перевести на более высокий уровень, как он говорил, «осознания». В понимании Мойше осознание — это кинестетическое знание, способ ощущения нужного паттерна.

Поэтому уроки не определяют, что пра­вильно, а что нет, а содержат приемы, по­зволяющие, возможно, впервые в жизни, почувствовать и испытать то, что нужно имен­но вам. Вам необходимо найти легкий, удоб­ный и приятный способ делать то, что требу­ется. В сущности, благодаря возрастающей сенсорной способности вы сами увидите, насколько в этом преуспеете.

Мойше был абсолютно прав, утверждая, что он не учитель и что он ничему не учит, если понимать обучение как наложение не­кой внешней схемы. Как учитель же, Мойше часто говорил: «Я хочу, чтобы вы учились, но не были научены».

Функциональная интеграция и актуаль­ность работы Мойше способствуют даль­нейшим изменениям. На его занятиях тре­нер и ученик находятся в тесном контакте. Тренер ничего не делает, однако это «ниче­го» не означает бездействия. Он чувствует, что необходимо знать ученику, и через двой­ную петлю обратной связи тренера с учени­ком последний получает новые паттерны возможностей. Такого рода общение требует синхронности и активной связи сенсорных и моторных процессов тренера и ученика. Мойше называл это «танцем вдвоем». Следует еще раз заметить, что в этом про­цессе отсутствует учитель, а есть лишь уче­ник и ситуация обучения и перемен, кото­рую обеспечивает тренер. Уроки функцио­нальной интеграции начинаются с того, что тренер создает для ученика ощущение ком­форта и опоры и — с помощью прикоснове­ний — чувство безопасности. Однако ученик может быть склонен зажимать, напрягать, блокировать одну часть тела другой. Фель-денкрайз этому не противодействует, а под­держивает, открыто перенимая подобное по­ведение. Он обнаружил, что с такой опорой большинство учеников испытывали чувство, словно их заставили выкинуть из головы их привычку. Теперь ученик был готов к пере­менам, и зачастую всего лишь предложение новой модели движения было достаточным для достижения значительных результатов.

Таким образом, обоим удавалось избе­жать проблемы противостояния. Однако на­сколько мягким окажется данный подход, зависит от глубокого знания причинно-следственных связей самоконтроля у людей. Эти открытия Фельденкрайза сразу подтвер­дились полученными им данными из облас­ти кибернетики. Это имело отношение к его работе в сфере инженерии и физики. И дей­ствительно, его общий подход был аналоги­чен схожим открытиям, сделанным другими исследователями в сфере соматического обучения и в области терапии. Подход Мойше, придающий большое значение осознанию, способности быстро меняться и усиле­нию обратной связи, схож с открытиями Эльзы Джиндлер так же, как его понимание познания через усиленное подавление не­нужного напряжения аналогично открыти­ям Ф.М. Александера. Но, вероятно, наибо­лее близок основной подход Мойше к обще­нию людей и к их изменению вербальному терапевтическому принципу Милтона Эрик­сона. Эриксона также в первую очередь ин­тересовал характер перемен, происходящих с его клиентами.

Читая эту книгу, вы можете обратить внимание на некоторые уникальные в своем роде методы работы Фельденкрайза. Напри­мер, акцент, который делает Мойше на ки­нестетической, осязательной стороне вашей самоорганизации. Изучая урок за уроком, вы можете вдруг понять, что Мойше отводит вас от визуализации или вербализации того, что вы делаете, пока вы не обретете собст­венного кинестетического опыта в движени­ях и действиях. В результате наблюдений за собой и за другими людьми Мойше обнару­жил, что на осязание и проприоцептивные чувства наша культура полагается меньше всего и уделяет им минимум внимания. Этим объясняется тяга Мойше к кинестетике. Впос­ледствии он обнаружил, что значительные изменения кинестетического, физического представления о самом себе непосредствен­но ведут к изменению всех аспектов самоор­ганизации.

Необычно в работе Мойше еще и то, что он настаивает на функции. Под функцией подразумевается все, что вы делаете, — будь то ходьба, стояние на месте, кручение и т. п. Функция интегрируется тогда, когда вы все­цело поглощены ее выполнением и не со­здаете собственных помех. Анализируя уро­ки, вы начнете понимать движения своего тела в пространстве и связь его частей, на­пример таза и головы, со всем, что вы делае­те. Ниже вы увидите, что Мойше особо под­черкнул некоторые такие отношения. Для вас они являются своеобразными ключами к функциональной интеграции. Но только ваш собственный опыт расшифрует вам эти сло­ва. В работе Фельденкрайза не существует познания без действия, т. е. без выполнения уроков.

В заключение я хочу обратить особое внимание читателя на то, что эти удивитель­ные уроки движения — результат многолет­него процесса самопознания, которым зани­мался Мойше. Здесь, всего в нескольких уроках, хранится кладезь материала, драго­ценного как для новичка, так и для профес­сионала. Каждый из уроков, которые выгля­дят вполне завершенными и так блестяще выстроенными, отнимал часы проб и оши­бок, чтобы стать таковым. Теперь в общих словах можно рассказать о том, как созда­вался такой урок движения. Начинал Мой-ше, имея за плечами лишь опыт в дзюдо, пытливый ум плюс желание вылечить свои поврежденные колени. Без предшественни­ка, но открытый новым знаниям, он делал открытие за открытием. А теперь и вам представился случай извлечь из его опыта пользу. Искренне желаю вам успехов.

Как пользоваться книгой

Тем, кто впервые столкнулся с работой Фельденкрайза, я хотел бы дать несколько советов по поводу того, как следует выпол­нять уроки движения, чтобы достичь макси­мально возможных изменений.

Мойше любил цитировать свое любимое китайское изречение:

Слышу — забываю Вижу — вспоминаю Делаю — понимаю

Мне же остается лишь призвать всех чи­тателей встать на пол и приступить к выпол­нению уроков. Начинать занятия следует в таком порядке:

Во-первых, каждое движение должно быть свободным, плавным и спокойным, словно мы размазываем мягкое масло. Предел дви­жения — это тот момент, когда вы начинаете чувствовать легкое напряжение или растя­жение. Если вы двигаетесь, не достигая этой предельной точки, то обучение станет для вас гораздо более эффективным. Вы обнару­жите, что можете узнавать новое, почти ни­чего не делая. Однако каждое выполняемое вами действие должно быть продумано ки­нестетически, т. е. пропускаться через ваши ощущения. В книге представлен один урок, который почти целиком проходит на таком уровне сознания.

Во-вторых, вы должны двигаться доста­точно медленно, чтобы малоактивные дви­гательные зоны коры головного мозга, отве­чающие за формирование движения, улови­ли ваши действия. Ускоряя темп, вы вновь возвращаетесь к прежнему способу их меха­нического выполнения. Итак, вам нужны перемены — и вы их получите, начав дви­гаться на сто или двести процентов медлен­нее.

В-третьих, чтобы достичь желаемого ре­зультата, вам должно нравиться то, что вы делаете. Если вы почувствовали усталость или тревогу, значит, пора остановиться. Ес­ли же вы довольны собой, то можете про­должать сколько пожелаете.

Выполняя движения и обращая внима­ние на указания Мойше, вы сможете ощу­тить и понять то, что раньше упускали из виду. Насладитесь этими впечатлениями и позже напомните себе о них, тогда они легко станут частью вашей жизни.

Возможно, вам будет неудобно выпол­нять уроки с книгой в руке. Единственное решение этой проблемы — надиктовать ука­зания Мойше на кассету и прослушивать их. Убедитесь в том, что, записывая инструкции, вы оставляете себе достаточно времени на завершение каждого этапа. Урок длится от сорока минут до часа.

Один из уроков часто прерывается ком­ментариями. Они являются его важной со­ставляющей, и возможно, вы захотите запи­сать урок целиком, чтобы почувствовать особенный дар Мойше объединять мысль и действие.

Впоследствии вы поймете из слов Мой­ше, что внешне выполнение задания не мо­жет выглядеть правильно или неправильно. Для вас урок — это возможность разобрать­ся в себе и найти то, что вам подходит, руко­водствуясь собственными ощущениями ком­форта, легкости и наслаждения. Если дви­гаться становится труднее, значит, пора остановиться и отдохнуть.

Тем не менее инструкции Мойше вполне конкретны. Когда он просит вас совершить какое-либо движение с правой стороны, он имеет в виду правую сторону. Выполняя его слева, вы можете сильно исказить результат. Каждый урок несет ваш неповторимый по­черк и исполняется легко и с хорошим на­строением. Однако «приподнимите ваше пра­вое бедро» или «занесите ваш левый локоть над головой» означают именно то, о чем идет речь. Если вдруг что-то вызывает у вас ощу­щение дискомфорта, остановитесь и найди­те другой, более легкий и приемлемый для вас способ выполнения задания. В отдельных случаях вы можете работать только мыс­ленно. Мойше часто обращает ваше внима­ние на то, что вы можете порвать мышцы, стремясь дотянуться туда, куда, по вашему мнению, вы должны дотянуться. Один раз вы действительно сможете, однако позже расплатитесь за это болью и скованностью движений. В то же время, если вы отнесетесь к себе с должным уважением, то обретете новые возможности и большую свободу дви­жений, о которых раньше вы и не смели меч­тать.

Вы должны понять, что ориентиром всех ваших движений являетесь вы сами, а не ок­ружающие вас предметы. Поэтому «вверх» — значит к голове, а «вниз» — значит к ногам. Если Мойше нужно, чтобы вы потянулись к потолку, он это уточнит.

Правильно пользуясь книгой, вы будете приятно удивлены результатами и, ознако­мившись с уроками, сможете сами начать экспериментировать. Возможно, через ка­кое-то время вам вновь захочется взять в руки эту книгу. Возвращаясь к ней снова и снова, вы с удивлением обнаружите, что с каждым разом все больше и больше вещей становятся доступными вашему пониманию. Одно из главных достоинств работы Мой­ше — это глубина материала и знаний, со­крытая в, казалось бы, простых словах. В них заключено гораздо больше, чем мы можем себе представить.

Вводная лекция

Наши рекомендации