Классификация природных ресурсов. Проблемы использования и сохранения растительных и животных ресурсов
Проблема: Одни виды обычно массовые, другие – редкие, одиночные. Тривиализация фауны обычная на всем земном шаре, обилие растений – горец птичий, пастушья сумка, марь белая, мокрица, мятлик, папоротник орляк. Животные – серая крыса, домовая мышь, домовой воробей, тля, таракан.
Постепенно разнообразие животного мира снижается → фауна становится тривиальной.
Проблема редких видов.
Þ Территории малы по размерам или редко встречаются (минеральные источники с серой t≈80о – серные бактерии). На Урале есть серпентиниты – породы, богатые химическими элементами.
Þ Эфемерность (не долговременность мест обитания; кенгуровый прыгун, недолговечная стадия пустырника)
Þ Препятствия биотических факторов (конкуренция, хищничество)
Þ Тупиковые ветви эволюции, которые слабо приспособлены к среде.
Проблемы интенсивности использования среды:
Þ Может не хватить ресурса (крупные хищники -тигр)
Þ Низкая наследственная изменчивость (растения размножаются вегетативно). Экземпляры идентичные родителям (непластичность).
Þ Биотические факторы, ограничивающие численность.
Класс Однодольные, общая хар-ка и происхождение. Семейства злаки и осоки как наиболее продвинутые в эвол. отношении однодольных растений. Строение вегетативных органов, соцветий, цветков, плодов. Редкие и охраняемые виды орхидных Предуралья.
Наличие одной семядоли, трехчленный тип строения цветков, раннее отмирание главного корня и развитие придаточной прикорневой системы, замкнутые проводящие пучки, расположение в поперечном сечении стебля не в круг, а беспорядочно по стеблю; отсутствие камбия в пучках и м/у ними, в следствии чего у них нет вторичного утолщения в стебле и корнях, которые имеются у двудольных; паралельнонервные или дугонервные листья, у большинства без типичных парных прилистников, характерных для многих двудольных. За происхождение однодольных от двудольных говорит: а) наличие у примитивных двудольных некоторых признаков однодольных; б) появление у однодольных на разных этапах онтогенеза признаков двудольных (скоро исчезающий камбий, расположение проводящих пучков в круг). Один из наиболее общих и характерных признаков всех однодольных является одна семядоля, встречается у многих представителей двудольных о появлении 1-й семядоли в процессе эволюции существовали гипотезы: 1)сращение, 2)редукция. Ввиду того, что у двудольных вершину продольной оси зародыша занимает почечка (с конусом нарастания) и две семядоли расположены симметрично по бокам ее, а у большинства однодольных на вершине продольной оси зародыша находится семядоля, а почечка с боку от нее, некоторые ботаники считают, что нельзя говорить о редукции метаморфоза второй семядоли. Тах-ян полагает, что у предков однодольных, развившихся из двудольных, на очень ранних стадиях онтогенеза их зародыша могло произойти сразу, скачкообразно, такое изменение, что вместо 2-х семядолей стала развиваться лишь 1-на, и это изменение закрепилось наследственно.
Сем. Злаки. Стебли у них обычно тонкие, цилиндрические, в междоузлиях почти у всех внутриполые, на всем протяжении кроме основания и верхней части в области соцветия. Листья очередные расположение двурядное. Они состоят из длинного цилиндрического влагалища охватывающего стебель и длиной узколинейной пластинки. В месте отхождения пластинки язычок, ф-ия к-го в том, чтобы препятствовать воде затекать внутрь м/у влагалищем и стеблем. Края влагалища, плотно охватывающие стебель, у большинства не срастаются д. с д. ветвление стебля происходит почти у всех, лишь в нижней его части, над землей или у некоторых над поверхностью земли. Здесь находятся так называемый узел кущения. У многих многолетних злаков из узла кущения выходят более или менее длинные побеги, растущие горизонтально над землей и являющие корневищами, такие злаки в луговодстве называют корневищными. Листья на корневищах имеют вид небольших беловатых или буроватых чешуек, образованных только влагалищем листьев и скоро опадающих. Цветки злаков собраны в простые соцветия колоски которые собраны в сложные соцветия: сложный колос с колосками сидящими на его оси без ножек. Метелка с хорошо развитыми и повторно ветвящимися ветвями, несущими колоски; метелка с многочисленными тесно сближенными короткими ветвями. Каждый колос содержит 1-10, редко более обоеполых, гораздо реже однополых цветков. В основании колоса у большинства колосковые чешуи нижняя и противолежащая ей выше верхняя. Внутри цветка, м/у цветковыми чешуями находятся 2 очень маленькие беловатые нежные пленочки – околоцветные чешуйки, 3 тычинки и 1 пестик, на завязи пестика находятся 2 коротких столбика с длинными перистыми или кистевидными рыльцами. Завязь верхняя одногнездная, с одной поднимающейся со дна семяпочкой. Плод – зерновка, характеризующейся срастанием семенной оболочки с околоплодником, у немногих бамбуков – орешек или ягода. Ости на нижних цветковых чешуях несут много устьиц. У безостых много устьиц на ножках чешуек. Наибольшую часть зерновки составляет крахмалистый эндосперм. Зародыш лежит у основания зерновки и отделен от эндосперма так называемым щитком, который является единственной семядолею злаков.
Сем. Осоковые. Стебли у большинства трехгранные, без вздутых узлов, неполные. Листья расположены у многих трехрядно (отличие от злаков), преимущественно в нижней части стебля; они подразделены на влагалище, плотно охватывающее стебель и большей частью сросшейся своими краями и узколепестную пластинку. Язычка у большинства нет или слабо развит. Цветки мелкие, невзрачные, обоеполые или однополые, атеморфные. Они собраны в колосковидные цимозные соцветия; последние в свою очередь соединены в головчатые, зонтиковидные, метельчатые или сложные колосовидные соцветия. В цветках околоцветник в виде шести пленочек или чешуек или чаше в виде 1-6 или многих щетинок, или же совсем редуцирован, и цветки тогда голые. Из тычинок сохранились три (наружного круга) или даже меньше, редко больше. Пыльники прикреплены к тычиночной нити своими основаниями. Один пестик с верхней одногнездной завязью из 3 реже 2 плодолистиков, со стальными же столбиками и рыльцами. Семяпочка 1 плод – орешек, зародыш окружен мучнистым эндоспермом. В СССР в сыроватых лугах и лесах распространены: белая ночная фиалка, венерин башмачок, гнездовка, подбородник.
30.2. Трансляция – биосинтез белка, стадии трансляции. Роль рибосомы. Регуляция биосинтеза белка. ????????
Аминокислоты активирующиеся особыми ферментами – аминоацил-т-РНК-синтетазами и присоединяются с определенными т-РНК. Сначала в результате взаимодействия АТФ и аминокислот образуются аминоациладенилат. Затем происходит перенос аминоацильного остатка на специфическую т-РНК. Образуется аминоацил-т-РНК. Нагруженные аминокислотами т-РНК переносятся к рибосомам, на которых и образуется полипептидная цепочка. Инициация трансляции. Рибосома диссоциирует на 2 субъединицы (у прокариот 30 S и 50S). Инициирующий фактор JF3 соединяется с 30 S- субъединицей. Белковый фактор IF2 соединяется с ГТФ. Образовавшийся комплекс реагирует с 30 S субъединицей. Это приводит к образованию комплекса к которому присоединяется м-РНК своим 5/ концом. На заключительном этапе присоединяется 50 S субъединица, высвобождается все 3 фактора, а также ГТФ Ф. в результате процессов инициации рибосома «собрана» и готова для синтеза компептидной цепи. По окончанию стадии инициации в А-участка свободен, но в там же находится следующий кодон м-РНК. Вновь поступающая комплементарная очередному кодону аминоацил-т-РНК связывается с А-участком. Каждый раз специфическая т-РНК узнается благодаря взаимодействию кадон-антикадон. Затем происходит образование пептидной связи. в пептидилтрансферазном центре, располагающийся на 50S субъединице рибосоме происходит перенос фосфолирированого остатка на аминогруппу аминокислотного остатка. В результате взаимодействия аминогруппы вновь поступивший в рибосому аминокислоты с карбоксилом предыдущей образуется пептидная связь (ферментпептидилтрансфераза). Так образуется пептидная связь. Затем осуществляется транслокация (передвижение) в рибосоме мРНК на один кадон.В результате транслокации мРНК перемещается на один триплет. При этом дипептидил-т-РНК поступает в Р-участок, а вытесняется инициаторная тРНК уходит с рибосомы. В А-участки встает следующий кодон. Цикл повторяется при поступлении следующей амино-ацил-т-РНК. Элонгация заканчивается тогда, когда в рибосоме на мРНК приходит сигнал окончания синтеза белка. Ими являются один из УАА, УАГ, УГА. Эти триплеты – терминирующие белковые факторы терминации присоединяются к терминирующим кодонам и блокируют элонгацию цепи. В прочесе терминации еще 1 молекула ГТФ расщепляется на ГДФ и Фн. Рибосома диссоциирует на субъединицы. Существуют механизмы регуляции биосинтеза белка. Кол-во белка может изменятся в результате специфического увеличения числа некоторых генов, регуляция на стадии транскрипции, процессинга мРНК. Скорость синтеза определяется также и временем жизни мРНК, регуляцией на уровне трансляции.