Энергозависимый транспорт против градиента концентрации
а) активный транспорт
б) транслокация радикалов
в) оба
г) ни тот, ни другой
30.Протеолитические ферменты микробов изучаются на средах:
а) с улеводами
б) с белковыми субстратами
в) молоком
г) желатиной
д) МПБ
ЗанятиЕ № 8
темА: Сущность бактериологического метода исследования. Особенности механизмов питания и метаболизма бактерий.
Необходимый исходный уровень знаний:
1. Знание строения бактериальной клетки, химический состав клетки.
2. Основные механизмы поступления питательных веществ в бактериальную клетку.
3. Азотное и углеродное питание.
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: | Студент должен уметь: |
1. Метаболизм бактерий, его виды. | 1. Проведение бактериологического исследования (по схеме); |
2. Дыхание бактерий, классификация по типу дыхания. | 2. Выполнение первого этапа выделения чистой культуры аэробов; |
3. Методы микробиологической техники. | 3. Приготовление мазка, окраска по Граму. |
4. Методы культивирования аэробов и анаэробов. | |
5. Методы выделения чистых культур бактерий. |
Основная литература:
1. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, A.M. Смирновой - М., 1994.
2. Микробиология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. -М., 1999.
3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.
4. Микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 2004.
5. Микробиология, вирусология и иммунология / Под редакцией В.Н. Царева – М., 2009.
6. Основы медицинской биотехнологии. /Под ред. А.А. Воробьева. - М., 1990.
7. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. ред. В.В. Теца, 2002.
8. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии / Под ред. В.Н. Царева, А.А. Воробьева. – М., 2008.
Дополнительная литература:
Физиология микроорганизмов / Методические разработки к практическим занятиям по общей микробиологии. – Ростов-на-Дону, 2001.
Методические рекомендации, изданные кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава:
1. Методы лабораторной диагностики / Методические рекомендации для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов, факультета высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2003.
2. Общая микробиология / Учебно-методические рекомендации для студентов лечебного факультета. – Владикавказ, 2004.
3. Методические разработки по клинической микробиологии / Учебно-методические разработки для студентов лечебного и педиатрического факультетов.- Владикавказ, 2005.
4. Забор патологического материала для микробиологической, вирусологической и серологической диагностики инфекций / Учебно-методические разработки для студентов высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2005.
5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по микробиологии / Учебно-методические рекомендации. – Владикавказ, 2003.
6. Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов / Учебно-методические разработки, часть I.- Владикавказ, 2008.
III. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы по излагаемой теме:
1. Охарактеризуйте понятие метаболизма бактерий.
2. Дайте определение:
Субстрата –
Катаболизма –
Анаболизма –
3. Характеристика ферментов бактерий и их классификация.
4. Питание бактерий. Источники углерода:
Автотрофы –
Гетеротрофы –
5. Источники азота:
Прототрофы –
Ауксотрофы –
6. Источники энергии:
Фототрофы –
Хемотрофы –
7. Методика приготовления мазка и окраска по Граму.
8. I этап выделения чистой культуры аэробных бактерий.
9. Техника посевов, пересевов культур микроорганизмов
САМОКОНТРОЛЬ
( выберите один или несколько правильных ответов)
1. Процесс биологического окисления субстрата осуществляется микробной клеткой в :
А. Рибосомах;
Б. Мезосомах;
В. Митохондриях;
Г. Внутриклеточных включениях;
Д. Лизосомах.
2. Для осуществления активного транспорта веществ в бактериальную клетку необходимо присутствие:
А. Транскриптазы;
Б. Транслоказы;
В. Гиалуронидазы;
Г. Нейраминидазы;
Д. ДНК-азы.
3. Микробы, использующие неорганические источники углерода и хемосинтетические реакции для получения энергии называются:
А. Фотолитотрофами;
Б. Фотоорганотрофами;
В. Хемолитотрофами;
Г. Хемоорганотрофами;
Д. Истинными хемоорганотрофами.
4. По типу питания бактерий, вызывающие болезни у людей, относят к:
А. Гетеротрофам;
Б. Автотрофам;
В. Прототрофам.
Г. Ауксотрофам.
Д. Гемотрофам.
5. По способу получения энергии бактерии, вызывающие болезни у людей, относятся к:
А. Хемоорганотрофам;
Б. Фотоорганотрофам,
В. Хемоорганотрофам;
Г. Фотолитотрофам;
Д. Гемотрофам.
6. На I этапе бактериологического метода исследования решаются следующие задачи:
А. Идентификация чистой культуры микробов;
Б. Определение чувствительности к антибиотикам;
В. Получение изолированных колоний;
Г. Определение вида микроба;
Д. Получение чистой культуры.
7. Преимущественный рост одних видов микробов при одновременном подавлении других можно получить на следующих видах питательных сред:
А. Селективных (элективных);
Б. Простых;
В. Сложных;
Г. Дифференциально-диагностических;
Д. Универсальных.
8. В понятие «культуральные свойства» микроба входит:
А. Характер роста на питательных средах;
Б. Макроскопическая характеристика колоний;
В. Морфология микробных клеток при микроскопии;
Г. Отношение возбудителя к окраске по Граму.
9. На рост бактерий влияют следующие условия культивирования:
А. Газовый состав;
Б. Содержание в питательной среде органических соединений;
В. Факторы роста;
Г. рН среды;
Д. Влажность среды;
Е. Все ответы неправильно.
10. На I этапе бактериологического метода готовят мазок из изолированной колонии и микроскопируют его для:
А. Определения тинкториальных свойств микроба;
Б. Получения чистой культуры;
В. Изучения микроскопической характеристики колоний;
Г. Изучения биохимических свойств микроба.
11. Ферменты в химическом отношении содержат:
А. Субстрат;
Б. Кофермент;
В. Апофермент;
Г. Простетическую группу;
Д. Метаболит.
12. Основные особенности метаболизма у прокариот:
А. Отсутствия типичных ферментов;
Б. Высокая интенсивность;
В. Выделение экзоферментов;
Г. Высокая проницаемость клеточной стенке и ЦПМ для относительно крупных молекул.
13. Высокая интенсивность метаболизма у прокариот обусловлена:
А. Отсутствием типичных ферментов;
Б. Ферментативной насыщенностью;
В. Выделением экзоферментов;
Г. Высокой проницаемостью клеточной стенки и ЦПМ для относительно крупных молекул;
Д. Оптимальным соотношением площади ЦПМ к объему клетки;
Е. Отсутствием адаптивной способности.
14. Установите соответствие основных фаз кривой роста бактериальной популяции и характеристики состояния популяции:
1.Лаг-фаза; А. Гибель клеток превышает частоту деления;
2.Экпоненциального роста; Б. Адаптация к питательной среде и условиям;
3. Стационарная; В. Быстрое увеличение численности популяции;
4.Отмирания; Г. Процессы деления и гибели клеток
сбалансированы;
Е. Быстрое сокращение численности популяции.
15. Протеолитические ферменты микробов изучаются на средах:
А. С углеводами;
Б. МПБ;
В. Молоком;
Г. Желатиной.
ЗанятиЕ №9
темА: Этапы культивирования аэробных бактерий.
I. Исходный (базовый) уровень знаний:
1. Определение понятия «колония», «клон», «чистая культура», «вид» «штамм».
2. Знание методов культивирования и получения чистой культуры аэробов.
3. Дыхание бактерий.
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: | Студент должен уметь: |
1. Методы выделения чистых культур бактерий. | 1. Выполнять второй этап выделения чистой культуры аэробов. |
2. Методы культивирования аэробов. | 2. Приготовить мазок, окрасить по Граму. |
3. Охарактеризовать макроскопически выросшие колонии. | |
4. Пересеять намеченную колонию на скошенный агар. |
Основная литература:
1. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, A.M. Смирновой - М., 1994.
2. Микробиология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. -М., 1999.
3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.
4. Микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 2004.
5. Микробиология, вирусология и иммунология / Под редакцией В.Н. Царева – М., 2009.
6. Основы медицинской биотехнологии. /Под ред. А.А. Воробьева. - М., 1990.
7. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. ред. В.В. Теца, 2002.
8. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии / Под ред. В.Н. Царева, А.А. Воробьева. – М., 2008.
Дополнительная литература:
1. Физиология микроорганизмов / Методические разработки к практическим занятиям по общей микробиологии. – Ростов-на-Дону, 2001.
Методические рекомендации, изданные кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава:
1. Методы лабораторной диагностики / Методические рекомендации для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов, факультета высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2003.
2. Общая микробиология / Учебно-методические рекомендации для студентов лечебного факультета. – Владикавказ, 2004.
3. Методические разработки по клинической микробиологии / Учебно-методические разработки для студентов лечебного и педиатрического факультетов.- Владикавказ, 2005.
4. Забор патологического материала для микробиологической, вирусологической и серологической диагностики инфекций / Учебно-методические разработки для студентов высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2005.
5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по микробиологии / Учебно-методические рекомендации. – Владикавказ, 2003.
6. Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов / Учебно-методические разработки, часть I.- Владикавказ, 2008.