Требования, предъявляемые к рисунку
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)
Кафедра биологии
БИОЛОГИЯ:
Методические указания
По выполнению практических заданий
по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса
Педиатрического факультета
По направлению подготовки
Педиатрия
Лечебный факультет
Тюмень - 2014
Составители: зав. кафедрой биологии, к.б.н. Мамонова Н.В.,
д.м.н., профессор Губин Д.Г.,
к.б.н., доцент Столбов В.А.,
ассистенты Данилова Л.А., Еноктаева О.В., Ушаков П.А.
Методические рекомендации
обсуждены и утверждены
на заседании кафедры биологии
протокол № ____
от __ ___________ 20__ года.
Одобрено на заседании ЦМК
медико-биологических дисциплин
протокол № __
от ___ ___________20__ года
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Требования, предъявляемые к рисунку
МОДУЛЬ 1. БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ
Занятие 1.1.1. Введение. Оптические приборы. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергией.
Занятие 1.1.2 Биология клетки. Прокариоты и эукариоты. Органоиды клетки. Цитохимия
Занятие 1.1.3. Организация генетического материала.
Занятие 1.1.4. Промежуточный контроль по модульной единице 1 (Коллоквиум)
Варианты тестовых заданий
Варианты заданий для самостоятельной работы студентов
МОДУЛЬ 2. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И СТАРЕНИЯ
Занятие 1.2.1. Клеточный цикл. Способы деления клетки. Митоз. Мейоз.
Занятие 1.2.2. «Гаметогенез. Оплодотворение».
Занятие 1.2.3. «Биология развития и старения»
Занятие 1.2.4. Промежуточный контроль по модульной единице 2 (Коллоквиум)
Варианты тестовых заданий
Варианты заданий для самостоятельной работы студентов
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Занятие 1.3.1. Закономерности наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании. Множественные аллели. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Занятие 1.3.2. Сцепленное наследование и группы сцепления генов. Генетический эффект кроссинговера.
Занятие 1.3.3. Фенотипическая (модификационная) и генотипическая изменчивость.
Занятие 1.3.4. Методы изучения наследственности у человека: генеалогический и близнецовый.
Занятие 1.3.5. Цитологические основы изучения наследственности у человека.
Занятие 1.3.6. Промежуточный контроль по модульной единице 3 (Коллоквиум)
Варианты тестовых заданий
Варианты заданий для самостоятельной работы студентов
Рекомендуемая литература по модулю 3
МОДУЛЬ 4. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ
Занятие 2.4.1. Медицинская протистология
Занятие 2.4.2. Медицинская гельминтология (особенности морфологии и циклов развития сосальщиков)
Занятие 2.4.3. Медицинская гельминтология (особенности морфологии и циклов развития ленточных червей)
Занятие 2.4.4. Медицинская гельминтология (круглые черви)
Занятие 2.4.5. Медицинская гельминтология (гельминтоовоскопия)
Занятие 2.4.6. Медицинская арахнология
Занятие 2.4.7. Медицинская энтомология
Занятие 2.4.8. Промежуточный контроль по модульной единице 4 (Коллоквиум).
Варианты тестовых заданий
Варианты заданий для самостоятельной работы студентов
Рекомендуемая литература по модулю 4
МОДУЛЬ 5. ЭКОЛОГИЯ. БИОСФЕРА.
Занятие 2.5.1. Генетическая структура человеческой популяции. Популяционная генетика.
Практическое использование закона Харди – Вайнберга.
Занятие 2.5.2.Медицинские аспекты хронобиологии.
Занятие 2.5.3. Промежуточный контроль по модульной единице 5 (Коллоквиум)
Варианты тестовых заданий
Варианты заданий для самостоятельной работы студентов
Рекомендуемая литература по модулю 5
МОДУЛЬ 6. ЭВОЛЮЦИЯ. АНТРОПОГЕНЕЗ.
Занятие 2.6.1. Филогенез сердечнососудистой и дыхательной систем, выделительной и мочеполовой систем.
Занятие 2.6.2. Эволюционная иммунология.
Занятие 2.6.3. Промежуточный контроль по модульной единице 6 (Коллоквиум)
Варианты тестовых заданий
Варианты заданий для самостоятельной работы студентов
Рекомендуемая литература по модулю 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное методическое пособие предназначено студентам 1 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинского вуза и составлено в соответствие с государственным образовательным стандартом третьего поколения и учебными программами по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия». С учетом современных тенденций данное учебное пособие создано на базе модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса.
Биология представляет собой теоретическую основу медицины. Разделы биологии, изучаемые на первом курсе медицинских специальностей, являются базисными для таких дисциплин, как «Гистология, эмбриология, цитология», «Инфекционные болезни», «Медицинская и клиническая генетика» и ряда других, преподаваемых на более поздних курсах, и предваряют их изучение.
Учебное пособие охватывает все разделы дисциплины, состоит из 6 модулей, включающих 28 практических работ. В начале каждого модуля кратко изложены теоретические основы соответствующей темы, поставлены основные цели и задачи ее изучения. Теоретический материал модуля поможет студентам при подготовке к занятию и выполнению практической работы. Вопросы и задания, тестовые вопросы, ситуационные задачи будут способствовать закреплению теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения модуля. После каждого модуля представлен перечень обязательной и дополнительной литературы, предназначенной для использования при подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов.
Пособие иллюстрировано таблицами, рисунками, фотографиями микро- и макропрепаратов, на которых указаны морфологические особенности объекта, наиболее значимые для его изучения и диагностике паразитарных болезней. Пособие имеет приложение, содержащие общие понятия и другие материалы.
Данное пособие окажет значительную помощь студентам в изучении и усвоении учебного материала.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РИСУНКУ
Зарисовка объектов при их изучении является чрезвычайно важным моментом, фиксирующем внимание студента на различных деталях морфологии исследуемого материала. Именно поэтому при выполнении рисунка необходимо соблюдать определённые требования:
- зарисовки делаются только с препарата, на одной стороне листа альбома, простым карандашом/цветными карандашами, но не фломастерами. Изображение цвета на рисунке должно точно соответствовать цвету изучаемого объекта;
- рисунок не должен быть очень маленьким или слишком большим;
- рисунок необходимо снабдить обозначениями в соответствии с рекомендациями данного практикума. Все подписи делаются ручкой;
- в подписях к рисункам, изображающим организмы различных видов, указывается систематическое положение этих организмов (тип, класс, отряд, семейство, род, вид) с использованием латинских и русских названий.
МОДУЛЬ 1. БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов 1 курса педиатрического факультета к занятию № 1.1.1. по теме:
«Введение. Оптические приборы. Химический состав клетки».
Цель занятия:Ознакомиться с правилами выполнения практических работ и оформления их в рабочей тетради. Изучить устройство светового микроскопа и правила микроскопирования. Узнать о преимуществах и недостатках микроскопирования живых и фиксированных биологических объектов, изучить принципы приготовления постоянных препаратов.
В итоге занятия студент должен знать:
1. Методы исследования биологических объектов
2. Устройство светового микроскопа.
3. Правила работы со световыми микроскопами с разным увеличением.
4. Правила работы с постоянными микропрепаратами.
5. Правила оформления практических работ.
В итоге занятия студент должен уметь:
1. Осуществлять уход за микроскопом.
2. Работать со световым микроскопом на малом и большом увеличении.
3. Проанализировать, зарисовать и обозначить детали строения биологического
объекта.
Вопросы для самоподготовки:
1. Чем представлена механическая часть микроскопа и штативной лупы?
2. Из чего состоит осветительная часть микроскопа и лупы?
3. Чем представлена оптическая часть микроскопа и лупы?
4. Для чего предназначены макро- и микровинты?
5. Для чего предназначены конденсор и диафрагма?
6. Как подсчитывается увеличение микроскопа?
7. Какова кратность увеличения окуляров и объективов микроскопа.
Литература для подготовки:
Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, 1 т, c. 7-38.
Рекомендуемая:
1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1984, с. 17-26
2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, с. 14-27.
Практическая работа:
Ознакомление с правилами оформления лабораторных работ:
Протокол практической работы в тетради должен содержать следующие элементы: тему работы, цель работы, номера и названия всех выполняемых работ, сквозная нумерация и подписи к рисункам, вывод.
Правила оформления рисунков:
Зарисовка объектов при их изучении является чрезвычайно важным моментом, фиксирующем внимание студента на различных деталях морфологии исследуемого материала. Именно поэтому при выполнении рисунка необходимо соблюдать определенные требования:
1. Зарисовки делаются только с препарата простым карандашом/цветными карандашами, но не фломастерами. Изображение цвета на рисунке должно точно соответствовать цвету изучаемого объекта.
2. Рисунок не должен быть очень маленьким или слишком большим (примерно 1/4 или 1/5 от размера тетрадного листа).
3. Рисунки в практической работе должны быть пронумерованы (нумерация сквозная). Каждый рисунок должен быть подписан. Если на рисунке приводится изображение с микроскопа, то в подписях к рисунку должно быть указано при каком увеличении получено изображение. В подписях к рисункам, изображающим организмы различных видов, указывается систематическое положение этих организмов (тип, класс, отряд, семейство, род, вид) с использованием латинских и русских названий.
4. Рисунок необходимо снабдить обозначениями. Обозначения цифрами делаются ручкой. Расшифровка цифровых обозначений приводится справа от рисунка или сразу под рисунком.
Работа № 1. Методы изучения клетки.
Разобрать основные методы изучения клетки. Изучить основные цели исследования и принципы этих методов. Заполнить таблицу.