Характеристика содержания школьного этапа олимпиады по биологии
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии проводятся в соответствии с требованиями к его проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями. Данный этап проводится в один тур, который носит теоретический характер. Длительность школьного этапа составляет 2 астрономических часа. В нем принимают участие обучающиеся 5-11 классов, желающие участвовать в олимпиаде. Однако, в связи с тем, что школьный этап проводится в сентябре, участие учащихся 5-6 класса не представляется целесообразным. В случае, если найдутся желающие из числа пятиклассников, то им следует предложить комплекты заданий для 7 класса. Участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение.
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа должны лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях, на базе которых обучаются участники олимпиады. Содержание олимпиадных заданий должно проверять не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.
В содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов. Примерное распределение основных блоков содержания по классам представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Блоки содержания | Класс |
Признаки живых организмов. | 5, 6 | |
Царство бактерий | ||
Царство грибов | ||
Царство растений | ||
Царство животных | ||
Человек | ||
Система органического мира | ||
Организм и окружающая среда. Экология | ||
Цитология | ||
Биология как наука. Методы научного познания | ||
Многообразие и эволюция живой природы | ||
Микробиология и биотехнология | ||
Биология клетки. Биохимия | ||
Молекулярная биология. Генетика |
Таким образом, учащиеся 11классов должны обладать следующими предметными знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в школьном этапе олимпиады.
Фактические, понятийные и теоретические знания:
- знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;
- знание химического состава живых систем;
- знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экосистем, биосферы;
- знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;
- знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
- знание общих принципов наследования признаков организмами
- знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей проявления и значения в эволюционном процессе;
- знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотношений в биоценозе,
- знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.
Умения классифицировать и систематизировать:
- распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;
- устанавливать признаки усложнения организмов.
Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:
- устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,
устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;
составлять схемы цепей питания.
Умения устанавливать причинно-следственные связи между:
- строением и функциями органоидов клетки;
- особенностями строения и образом жизни организмов;
- средой обитания и приспособленностью организмов;
факторами и результатами эволюции.
Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:
- распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различных типов клеток, организмов;
- распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;
сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,
- сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;
- распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,
- определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.
Системные (интегративные) знания и умения:
- знание сущности биологических явлений, их закономерностей;
- умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;
- умение оценивать последствия деятельности человека в природе;
- умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.