Характеристика содержания школьного этапа олимпиады по биологии

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии проводятся в соответствии с требованиями к его проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями. Данный этап проводится в один тур, который носит теоретический характер. Длительность школьного этапа составляет 2 астрономических часа. В нем принимают участие обучающиеся 5-11 классов, желающие участвовать в олимпиаде. Однако, в связи с тем, что школьный этап проводится в сентябре, участие учащихся 5-6 класса не представляется целесообразным. В случае, если найдутся желающие из числа пятиклассников, то им следует предложить комплекты заданий для 7 класса. Участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение.

В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа должны лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях, на базе которых обучаются участники олимпиады. Содержание олимпиадных заданий должно проверять не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.

В содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов. Примерное распределение основных блоков содержания по классам представлено в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п Блоки содержания Класс
Признаки живых организмов. 5, 6
Царство бактерий
Царство грибов
Царство растений
Царство животных
Человек
Система органического мира
Организм и окружающая среда. Экология
Цитология
Биология как наука. Методы научного познания
Многообразие и эволюция живой природы
Микробиология и биотехнология
Биология клетки. Биохимия
Молекулярная биология. Генетика

Таким образом, учащиеся 11классов должны обладать следующими предметными знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в школьном этапе олимпиады.

Фактические, понятийные и теоретические знания:

- знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;

- знание химического состава живых систем;

- знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экосистем, биосферы;

- знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

- знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

- знание общих принципов наследования признаков организмами

- знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей проявления и значения в эволюционном процессе;

- знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотношений в биоценозе,

- знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать:

- распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

- устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

- устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

 устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

 составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

- строением и функциями органоидов клетки;

- особенностями строения и образом жизни организмов;

- средой обитания и приспособленностью организмов;

 факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

- распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различных типов клеток, организмов;

- распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

 сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

- сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

- распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

- определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные (интегративные) знания и умения:

- знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

- умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;

- умение оценивать последствия деятельности человека в природе;

- умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.

Наши рекомендации