Итоговая контрольная работа
УМК:
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 304 с.;
тетради с печатной основой:
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2005;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
Введение | ||
Уровни организации живой природы | ||
1.1 | Молекулярный уровень | |
1.2 | Клеточный уровень | |
1.3 | Организменный уровень | |
1.4 | Популяционно-видовой уровень | |
1.5 | Экосистемный уровень | |
1.6 | Биосферный уровень | |
Эволюция | ||
Возникновение и развитие жизни | ||
Резерв |
№ | Сроки | Наименование разделов и тем | Условные обозначения | Примечания | |
Введение (3 часа) | |||||
1-я неделя сентября | Биология – наука о жизни. | ||||
1-я неделя сентября | Методы исследования | ||||
2-я неделя сентября | Сущность жизни и свойства живого. | Тестирование | |||
Раздел 1. Уровни организации живой природы (51 час) | |||||
Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов) | |||||
2-я неделя сентября | Молекулярный уровень | ||||
3-я неделя сентября | Углеводы. Липиды | ||||
3-я неделя сентября | Состав и строение белков. | ||||
4-я неделя сентября | Функции белков | ||||
4-я неделя сентября | Нуклеиновые кислоты. | Самост раб | |||
1-я неделя октября | АТФ и другие органические вещества. | ||||
1-я неделя октября | Биологические катализаторы. | Самост раб | |||
2-я неделя октября | Вирусы. | ||||
2-я неделя октября | Контрольная работа №1 | Тестирование | |||
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов) | |||||
3-я неделя октября | Основные положения клеточной теории. | ||||
3-я неделя октября | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | ||||
4-я неделя октября | Органоиды цитоплазмы. | ||||
4-я неделя октября | Органоиды цитоплазмы. | ||||
1-я неделя ноября | Ядро. | ||||
1-я неделя ноября | Изучение клеток растений и животных. | Пр. раб. № 1 | |||
2-я неделя ноября | Строение прокариот. | Пр. раб. № 2 | |||
2-я неделя ноября | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. | Самост. раб. | |||
3-я неделя ноября | Энергетический обмен. | ||||
3-я неделя ноября | Питание клетки. Хемосинтез. | ||||
4-я неделя ноября | Фотосинтез. | ||||
4-я неделя ноября | Биосинтез белка. | ||||
1-я неделя декабря | Деление клетки. Митоз. | Самост раб | |||
1-я неделя декабря | Зачет №1 по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень» | Тестирование | |||
Тема 1.3. Организменный уровень (15 часов) | |||||
2-я неделя декабря | Размножение организмов. Бесполое размножение. | ||||
2-я неделя декабря | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | ||||
3-я неделя декабря | Онтогенез. Эмбриональный период. | ||||
3-я неделя декабря | Постэмбриональный период | ||||
4-я неделя декабря | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | Самост. раб. | |||
4-я неделя декабря | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | ||||
2-я неделя января | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | ||||
2-я неделя января | Взаимодействие генов. | ||||
3-я неделя января | Сцепленное наследование | ||||
3-я неделя января | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Пр. раб. №3 | |||
4-я неделя января | Модификационная изменчивость | Самост. раб. | |||
4-я неделя января | Мутационная изменчивость | Пр. раб. №4 | |||
1-я неделя февраля | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | ||||
1-я неделя февраля | Основные методы селекции | ||||
2-я неделя февраля | Зачет №2 по теме «Организменный уровень». | Тестирование | |||
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа) | |||||
2-я неделя февраля | Критерии вида. | ||||
3-я неделя февраля | Популяции. | ||||
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов) | |||||
3-я неделя февраля | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | Самост. раб. | |||
4-я неделя февраля | Состав и структура сообщества | ||||
4-я неделя февраля | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии. | Пр. раб. №5 | |||
1-я неделя марта | Саморазвитие экосистемы. | ||||
1-я неделя март1 | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. | Пр. раб. №6 | |||
2-я неделя марта | Контрольная работа № 2 | Тестирование | |||
Тема 1.6. Биосферный уровень (5 часов) | |||||
2-я неделя марта | Биосфера. Эволюция биосферы. | ||||
3-я неделя марта | Круговорот веществ в биосфере | ||||
3-я неделя марта | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования | ||||
1-я неделя апреля | Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | Практ раб. №7 | |||
1-я неделя апреля | Зачет №3по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень». | Тестирование | |||
Раздел 2. Эволюция (7 часов) | |||||
2-я неделя апреля | Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина. | ||||
2-я неделя апреля | Борьба за существование и естественный отбор. | Экскурсия | |||
3-я неделя апреля | Формы естественного отбора. | ||||
3-я неделя апреля | Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания. Выявление приспособленности к среде обитания. | Пр. раб. №8 | |||
4-я неделя апреля | Видообразование. | ||||
4-я неделя апреля | Направления эволюции. Общие закономерности эволюции. | ||||
1-я неделя мая | Контрольная работа № 3 | Тестирование | |||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов) | |||||
1-я неделя мая | Современные гипотезы происхождения жизни. | ||||
2-я неделя мая | Основные этапы развития на Земле. Эра древнейшей жизни. | ||||
2-я неделя мая | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | ||||
3-я неделя мая | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | ||||
3-я неделя мая | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Самост. раб. | |||
Резерв (2 часа) | |||||
4-я неделя мая | Итоговая контрольная работа | Тестирование | |||
4-я неделя мая | Резервное время | ||||
V. 10 класс «Общая биология»
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей: