Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1

Вариант 12

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара носков 3) поезжай быстрее

2) несколько полотенец 4) около пятиста километров

А2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) б..гровый, изд..лека, к..нституционный

2) интелл..ктуальный, герм..тичный, увл..кая

3) расст..лить, г..потеза, орнаментальный

4) к..вычки, к..снуться, оригинальный

А3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..следовать, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать

2) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить

3) пр..глашение, пр..дирчивый, пр..следовать

4) и..мученный, бе..дельник, ра..цвести

А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё?

1) удобная ж..рдочка, ш..ковая терапия, пирож..к с яблоком

2) вкусная туш..нка, короткие ш..рты, спелый крыж..вник

3) измельченный мел, ч..тко обозначить, уч..ба наладилась

4) металлическая реш..тка, прожж..нный рукав, ч..порный человек

А5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) закле..шь, независ..мый

2) брос..шь, подозрева..мый

3) встрет..шь, расходу..мые

4) постав..шь, пригрева..мое

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло — всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор.

1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А7. В каком ряду предложений НЕ со словами пишется раздельно?

1) Пол так и (не)вымыт нами. На ней был (не)лепый наряд. Спрятаться было (не)где.

2) Море встретило нас (не)приветливо. (Не)доброе слово больнее огня жжет.

3) Дверь (не)открыта. Трава на лугу (не)скошена. Пожелания так и (не)высказаны нами.

4) Загадка (не)разгадана детьми. Помочь было (не)кому. Установилась (не)настная погода.

А8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) всего(навсего), (по)древнегречески, (по)детски, чему(нибудь), (северо)западнее

2) (на)лево, (юго)запад, кто(либо), (в)право, все(же)

3) потому(что), (в)первые, (синевато)серый, откуда(либо), (из)под

4) (военно)служащий, (все)равно, (кое)когда, (по)польски

А9. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Я (1)мог (2)сколько раз (3)улыбнуться, хотя (4)понял (5)слова из этого странного письма.

1) 1,3,4,5 2)3,4,5 3) 5 4) 4

А10. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 5 3) 5 4) 2, 4

А11. Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) быстро ехать 3)растущее дерево

2) ключи от квартиры 4) хороший прием

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая оперу «Снегурочка» Петра Ильича Чайковского,

1) возникает лирическое настроение.

2) перед слушателями возникли образы персонажей.

3) восхищаешься талантом великого музыканта.

4) охватывает волнение.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (6)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно.

(16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

(21)Потом она вышла замуж и уехала.

(22)«Я не могу взять тебя с собой, — сказала она. — (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд — неправда.

(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (33)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда.

(По Т. Устиновой)*

Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.) — российская писательница, работающая в детективном жанре.

А13. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования

ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк?»

1) Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.

2) В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками».

3) Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.

4) Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.

Наши рекомендации