Перечень вопросов по оценке практических навыков. 1. Дать определение менделирующим признакам человека и охарактеризовать типы их наследования

Генетика

1. Дать определение менделирующим признакам человека и охарактеризовать типы их наследования

2. Охарактеризовать генетику (гены, генотипы) групп крови по системе АВО

3. Охарактеризовать аутосомное сцепленное наследование (признаков)

4. Охарактеризовать сцепленное с полом наследование генов (признаков)

5. Изобразить и охарактеризовать независимое наследование генов (признаков) при скрещивании двух дигетерозиготных особей

6. Изобразить и охарактеризовать сцепленное наследование генов (признаков) при скрещивании двух дигетерозиготных особей

7. Изобразить и охарактеризовать анализирующее скрещивание дигетерозиготной особи при независимом наследовании генов (признаков)

8. Изобразить и охарактеризовать анализирующее скрещивание дигетерозиготной особи при сцепленном наследовании генов (признаков)

9. Привести математическое выражение и объяснить сущность закона Харди-Вайнберга

10. Перечислить демографические факторы и объяснить их влияние на изменение генетической структуры популяций

11. Перечислить элементарные эволюционные процессы и объяснить их влияние на изменение генетической структуры популяций

12. Сформировать понятие о генетическом грузе популяций, объяснить причины его возникновения и клиническое значение

13.Изобразить и объяснить сущность и значение полярности яйцеклетки, ооплазматической сегрегации, позиционной информации, детерминации и дифференциации в раннем онтогенетическом развитии

14.Объяснить сущность экогенетических реакции организма на: а)загрязнение атмосферы

б) пищевые добавки, в) биологические агенты

15.Изобразить и охарактеризовать причины возникновения ВПР

16.Изобразить и охарактеризовать типы взаимодействия неаллельных генов

17. Изобразить и охарактеризовать типы взаимодействия аллельных генов

18.Перечислить и объяснить виды ответных реакций организма человека к действию лекарственных средств

19.Объяснить клеточные и генетические механизмы онтогенеза

20.Изобразить и охарактеризовать моногенное наследование генов (признаков) при скрещивании двух дигомозиготных особей

21.Изобразить и охарактеризовать основные положения хромосомной теории

Задачи

1. Расшифровать следующие генотипы:

- СС, Сс, ХАХА, ХАУ, ХаУ, ХаХа,вв, ААСС, ДдЕе, СЕ/се, Се/сЕ, АаВвСс

- Сколько типов гамет и какие именно образуют организмы с генотипами:

МмНнККСС, ММннккСС, ДдееСсНН

2. Сделать символическую запись генотипов индивидуумов при следующих состояниях

аллельных генов аутосом: а) гомозиготность по доминантному гену А;

б) гомозиготность по рецессивному гену в; в) гетерозиготность по двум парам генов;

г) гетерозиготность по рецессивному гену а и в.

3. Установить генотипы родителей, имеющих группу крови ІІ(А), если трое их детей

имеют группу крови ІІ(А), а четвертый ребенок – группу І (0).

4. Сделать символическую запись генотипов индивидуумов и установить вероятность

разных вариантов их гамет при следующих состояниях неаллельных несцепленных

генов: а) дигетерозиготность по генам А и В, б) дигомозиготность по генам С и D.

в) дигетерозиготность по генам А, С и гомозиготность по генам В,

5. Сделайте символическую запись генотипов индивидуумов и установите

варианты их гамет при следующих состояниях неаллельных несцепленных

генов: дигетерозиготная женщина по аутосомному гену В и Н, сцепленному с Х-

хромосомой.

6.Построить фрагмент генетической карты следующей частоты кроссинговеров на

участках между парами условных генных локусов: А и В – 3 %, А и С – 4 %, А и К – 6%, А и М – 8 %.

7. Построить фрагмент генетической карты, если известны растояния между генами: А и

В – 3 м, А и С – 4 м, А и К – 6 м, А и М – 8 м.

8. Два мулата (А1а1А2а2) имеют детей. Можно ли ожидать среди них полных негров,

мулатов, белых? Какую долю составят дети каждого типа, степень выраженности

пигмента указать в процентах: - А1А1А2А2; а1 a1 а2а2; А1А1А2а2; А1А1а2а2; А1а1а2а2.

9. Установите форму взаимодействия неллельных генов и гаметы при следующей записи генотипов:а) С1С1С2С2С3С3 ;б)С1С1с2с2С3С3; в)С1с1 С 2с2С3С3.

10.Установите форму взаимоотношения между генами и признаками и генотипом и фенотипом (доминантные алелли А и В детерминирует белый цвет, А+В-красный цвет),

11.Написать генотипы групп крови по системе АВО и определить формы взаимодействия генов

12.Определите гено- и фенотипы людей по группам крови системы АВО при следующих генотипах: ННІАі, НһІВІВ, Нһіі, ННІАІВ, һһІАІА, һһіі (с учетом эпистаза)

13. Определите виды врожденных пороков развития: на 5-7-й неделе развивается порок межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца, на 5-12-й неделе - аномалии глаз, внутреннего уха, зачатков молочных зубов....... маловодие и многоводие, микроцефалия, гидроцефалия......., изменения генетического материала во время оплодотворения и на первых стадиях дробления оплодотворенной яйцеклетки........., внематочная беременность, сросшаяся двойня, циклопия.......

14.Если вместо дробления начнется рост зародыша, то к каким последствиям это приведет?

15. Почему зародыши, которые имеют в генетическом аппарате нарушения несовместимые с жизнью, могут нормально пройти весь период дробления? (в этот период функционируют гены с материнским эффектом, гены зиготы неактивны)

16. У человека локус гена, детерминирующего появление гипертрихоза, находится в

негомологичном участке У-хромосомы. Составьте схему наследования этого гена в

семье, где один из супругов имеет указанный признак, и определите вероятность

гипертрихоза у будущих детей.

17. Отец страдает одновременно гемофилией и дальтонизмом. Могут ли дети получить от него только один из этих патологических генов?

18. Одна из форм фруктозурии наследуется как АР признак и встречается с частотой

7:1 000 000. Определите частоту встречаемости гетерозигот в популяции

19. Ген В, детерминирующий брахидактилию, в гомозиготном состоянии приводит к гибели особи. Гетерозиготы жизнеспособны. Определите процент жизнеспособных детей у гетерозиготных родителей.

20. Определите нарушения клеточных механизмов при:

а) атрезия наружного слухового прохода; б) кистозная расщелина позвоночника;

Наши рекомендации