Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию. 4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию: Термин Определение
4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
Пиогенные кокки | Большая группа микробов, объединенная схожей морфологией (клетки кокков имеют шаровидную форму) и способностью вызывать образование гноя. |
Токсины бактерий | Продукты метаболизма, имеющие непосредственное токсичное влияние на клетки макроорганизма, или опосредованно вызывающие развитие симптомов интоксикации. |
Гнойно-воспалительные инфекции | Инфекции, сопровождающиеся образованием гноя, или развитием серозно-гнойного воспаления (нагноением). По локализации гнойно-воспалительные инфекции разделяют на генерализованные (общие), например - сепсис, септикопиемия и др., и местные (пиодермия, фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона). |
Стафилококковый гемотоксин (гемолизин) | Вещества белковой природы, вызывающие лизис эритроцитов и инициирующие синтез антигемолизина. Они присутствуют в бесклеточных фильтратах культур стафилококков. |
Белок А | Фактор патогенности стафилококков, способный неспецифический связывать и блокировать Fс -фрагменты молекул IgG (активируют компоненты комплемента по классическому и альтернативному пути) и усиливать активность естественных киллеров. |
Стрептокиназа | Фермент, продуцируемый большинством стрептококков группы А. Стрептокиназа активирует плазминоген, приводит к образованию плазмина и растворению фибриновых волокон. Данный протеолитический фермент нашел широкое использование в клинической практике для рассасывания тромбов, фибринозных и гнойных экссудатов. |
4.2. Теоретические Вопросы к занятию:
· История открытия и изучения грамположительных кокков.
· Особенности морфологии, антигенного строения и культуральных свойств представителей семейств Micrococcaceae и Streptococcaceae.
· Ферментативные свойства и факторы патогенности стафилококков, стрептококков и пневмококков.
· Эпидемиология, патогенез и клиника заболеваний, вызванных стафило-, стрепто- и пневмококками.
· Особенности микробиологической диагностики инфекций, вызванных грамположительными кокками.
· Лечение и профилактика стафило-, стрепто- и пневмококковых инфекций.
4.3. Практические задания, выполняемые на занятии:
1. Изучить морфологические, культуральные и ферментативные свойства стафилококков, стрептококков и пневмококков (демонстрация).
2. Зарисовать схемы микробиологической диагностики стафилококковых и стрептококковых заболеваний.
3. Осуществить бактериоскопическую диагностику гнойного процесса.
4. Начать бактериологическую диагностику гнойного и септического процесса.
5. Ознакомиться с препаратами для диагностики, специфической профилактики и терапии заболеваний, вызванных грамположительными кокками.
5. Содержание темы:
На практическом занятии студенты готовят бактериологические препараты из чистых культур стафилококков и стрептококков и осуществляют их микроскопирование, знакомясь, таким образом, с морфологическими и тинкториальными свойствами пиогенных кокков. Изучают культуральные, биохимические и другие биологические свойства грамположительных кокков, создают схему микробиологической диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций. Студенты начинают микробиологическую диагностику гнойного процесса, для этого гной, взятый у больного, засевают по методу Дригальского на желточно-солевой агар. Кроме того, во время практического занятия студенты начинают микробиологическую диагностику септического процесса, засевая кровь больного на мясо - пептонный бульон с 1% раствором глюкозы.