Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию.

Термин Определение
Инфекционные заболевания дыхательных путей Общее название инфекционных заболеваний с воздушно-капельным механизмом передачи возбудителя, характеризующиеся первичный локализацией возбудителя на слизистых болонка верхних дыхательных путей.
Дифтерия Антропонозный бактериальное острое инфекционное заболевание с потвитряно-капельным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся развитием фибринозного воспаления в городе нахождения возбудителя и токсическим поражением сердца, нервной системы, почек.
Менингококковая инфекция Антропонозный бактериальное острое инфекционное заболевание с потвитряно-капельным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией, геморрагической сыпью и гнойным воспалением оболочек мозга.
«Пояс менингита» Менингит спорадически возникает в разных частях земного шара, но большинство случаев заболевания и смертей регистрируется в Африке, особенно в восточно-западной части, от Сенигала в Эфиопию, так называемом «поясе менингита», где регулярно происходят вспышки заболевания. «Пояс менингита» охватывает 15 стран Экваториальной Африки с населением около 40 млн.
Корь Антропонозный вирусное острое инфекционное заболевание с потвитряно-капельным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией, поэтапным пятнисто-папулезной сыпью, энантема, катаральными явлениями в носоглотке и верхних дыхательных путях, конъюнктивит.
Коклюш Антропонозный бактериальное острое инфекционное заболевание с потвитряно-капельным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся приступами спазматического кашля, интоксикацией и преимущественным поражением дыхательных путей.
Епидемический паротит Антропонозный вирусное острое инфекционное заболевание с потвитряно-капельным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся лихорадкой, общей интоксикацией, поражением слюны желез, а также других органов и нервной системы.

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Дайте общую характеристику инфекций с воздушно-капельным механизмом передачи.

2. Дайте характеристику капельного механизма передачи.

3. Какие эпидемиологические особенности современной дифтерии?

4. Перечислите источники возбудителей при дифтерии, кори, эпидемического паротита, менингококковой инфекции, коклюша.

5. Какие эпидемиологические особенности менингококковой инфекции?

6. Определите роль различных источников менингококковой инфекции в распространении болезни.

7. Для чего и по каким показаниям применяется противодифтерийная сыворотка.

8. Какое значение имеют профилактические прививки против дифтерии, используемый для иммунопрофилактики дифтерии?

9. Какие эпидемиологические особенности коклюша?

10. Какое значение имеют профилактические прививки против коклюша, используемый для иммунопрофилактики коклюша?

11. Какие эпидемиологические особенности паротитной инфекции?

12. Какое значение имеют профилактические прививки против эпидемического паротита, используемый для иммунопрофилактики эпидемического паротита?

13. Какие эпидемиологические особенности кори?

14. Какое значение имеют профилактические прививки против кори, используемый для иммунопрофилактики кори?

15. Существует ли иммунопрофилактика менингококковой инфекции?

16. Когда и с какой целью проводятся лабораторные исследования на дифтерию, в чем их особенность?

17. Что определяет необходимость проведения заключительной дезинфекции при инфекциях дыхательных путей?

18. Перечислите противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии.

19. Перечислите противоэпидемические мероприятия в очаге кори.

20. Перечислите противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции.

21. Перечислите противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша.

22. Перечислите противоэпидемические мероприятия в очаге эпидемического паротита.

23. Какой характер иммунитета при дифтерии, кори, коклюша, менингококковой инфекции и эпидемическом паратити?

24. Приведите схему прививок при дифтерии (препарат, доза, сроки введения).

25. Приведите схему прививок при кори (препарат, доза, сроки введения)

26. Приведите схему прививок при коклюше (препарат, доза, сроки введения)

27. Приведите схему прививок при эпидемического паротита (препарат, доза, сроки введения).

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Организовать и провести противоэпидемические мероприятия в очагах дифтерии.

2. Организовать и провести противоэпидемические мероприятия в очагах кори.

3. Организовать и провести противоэпидемические мероприятия в очагах менингококковой инфекции.

4. Организовать и провести противоэпидемические мероприятия в очагах коклюша.

5. Организовать и провести противоэпидемические мероприятия в очагах эпидемического паротита.

Содержание темы

На практическом занятии студенты изучают эпидемиологическую характеристику группы инфекций дыхательных путей, особенности эпидемического процесса при этих инфекциях, перечень противоэпидемических мероприятий при инфекциях с аэрозольным механизмом передачи; приобретают навыки по организации и осуществлению комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах дыхательных инфекций (относительно составляющих эпидемического процесса). Задача студенты записывают в протокол и подписывают его у преподавателя.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите вакцины и сроки прививок против дифтерии.

2. Назовите вакцины и сроки прививок против коклюша.

3. Назовите вакцины и сроки прививок против эпидемического паротита.

4. Назовите вакцины и сроки прививок против кори.

5.Какой минимальный защитный титр противодифтерийных, противокоревых и протикашлюкових антител обеспечивает невосприимчивость к этим заболеваниям?

6. Какие условия выписки больного дифтерией?

7. Как правильно осуществить забор материала при дифтерии, коклюша?

8.Нельзя допускать в детский коллектив хронического носителя токсигенного штамма коринобактерии дифтерии?

9. Сколько длится заразный период у больного корью?

10.Какие мероприятия необходимо провести в отношении лиц, которые были в контакте с больным корью?

11. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге коклюша?

12. Возможна элиминация эпидемического паротита?

13. Определите роль различных источников менингококковой инфекции в распространении болезни.

14. У какого процента лиц развивается менингококковый назофарингит и генерализованная форма этой инфекции?

15. Назовите основные эпидемиологические особенности менингококковой инфекции.

16. Определите группу риска заболевания менингококковой инфекцией.

17. Определите основные направления противоэпидемических мероприятий в очаге менингококковой инфекции.

18. Какие мероприятия проводятся по носителей менингококковой инфекции?

19. Какие контингенты подлежат бактериологическому обследованию в случае выявления больного менингококковой инфекцией?

20. Срочная специфическая иммунопрофилактика в очаге менингококковой инфекции.

21. Как осуществить профилактику гриппа в очагах и в период повышения заболеваемости гриппом?

22. Какие вакцины против гриппа применяют в Украине?

23. Какие методы диагностики гриппа применяются?

24. Чем опасен птичий грипп?

25. Какие эпидемиологические признаки позволяют считать инфекционное заболевание управляемым?

26. Объясните почему при одинаковом количестве восприимчивых вспышка кори в детском коллективе развивается быстрее вспышка коклюша.

27. Какие формы инфекционного процесса поддерживают эпидемический процесс менингококковой инфекции.

28. Можно ли выписать с роддома женщину с новорожденным, если в семье старший ребенок 4 лет заболела коклюшем?

29. Могут ли заболеть коклюшем взрослые, если они общаются с больным?

7. Рекомендательная література:

1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. М: Медицина, 1989.

2. Беляков В.Д., Дегтярев А.А., Иванников Ю.Г. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. – Ленинград: Медицина, 1981.

3. Методы эпидемиологического анализа инфекционной и неинфекционной заболеваемости //Инструкция по применению методов эпидемиологического анализа заболеваемости. – Минск, 1989. – 30 с.

4. Шляхов Э.Н. Практическая эпидемиология. Кишинев: «Штиинца», 1986.

5. Черкасский Б.Л. Системный поход в эпидемиологии. – М.: «Медицина», 1988.

6. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. – М.: «Медицина», 2001.

7. Дикий Б.М., Никифорова Т.О. Епидемиология. м. Ивано-Франковськ, 2006.

8. Епидемиология /За редакцией Гоца Ю.Д., Колесниковой И.П., Мохорта Г.А. – Киев: «Аскания», 2007.

9. Практическое пособие «Имунопрофилактика инфекционных заболеваний и организация её проведения». Колесникова И.П., Марченко М.М., Мохорт Г.А. и др. 2008

10. Социальная медицина та организация охорони здоровъя //За редакцией Вороненка Ю.В., Москаленка В.Ф. – Тернополь, 2000.– 677 с.

11. Официальный сайт МОЗ Украины //www. moz.gov.ua

12. Методические рекомендации для подготовки студентов к вопросам позааудиторной роботы.

13. Руководство "Источник и живые переносчики возбудителей инфекционных болезней. Профилактические и противоэпидемические мероприятия "каф. эпидемиологии, 1999 г ..

14. Руководство "Иммунопрофилактика инфекционных болезней и организация ее проведения", каф. эпидемиологии, 1999 г ..

15. Руководство "Эпидемиологический метод исследования. Эпидемиологическая диагностика ", каф. эпидемиологии, 2003 г ..

16. Руководство "Эпидемиология чрезвычайных состояний и военная эпидемиология", каф. эпидемиологии, 2004 г ..

17. Учебник "Эпидемиология". Синяк К.М., Гирин В.Н. , 1998.

18. Закон Украины от 24.02.1994 г.. № 400-ХII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»;

19. Закон Украины от 06.04.2000 г.. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней».

Наши рекомендации