Разработать методическую карточку проведения демонстрационного опыта по любому разделу биологии или природоведения. Подготовиться к проведению демонстрационного эксперимента.
Карточка к проведению опыта:
Класс: 6, название дисциплины: ботаника.
Название учебной темы: "Условия, необходимые для проращивания семян"
Тема опыта: «Необходимость для прорастания семян воды, тепла и доступа воздуха».
Вид опыта: демонстрационный иллюстративный
Рисунок, выполняемый на доске и в тетрадях:
На доске:
Объекты и оборудование: семена гороха или фасоли, пшеницы, ржи; четыре одинаковые небольшие банки или колбы, пузырьки; крышки или пробки к сосудам, кипяченая вода.
Цели опыта:
· обучающая: показать, что для прорастания семян необходимо наличие одновременно трех внешних условий - воды, тепла, воздуха.
· развивающая:
- Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
- Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
- Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
- Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
· воспитательная: воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.
Методика проведения опыта:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент: Приветствие. Беседа. Сообщение учебной темы, темы опыта, цели предстоящего опыта, его значение в обучении биологии. Вариант опыта. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, ведут беседу с учителем. |
2.Подготовка эксперимента: Разъяснение заготовки опыта (подготовить семена гороха или фасоли, пшеницы, ржи; четыре одинаковые небольшие банки или колбы, пузырьки; крышки или пробки к сосудам, кипяченая вода). | Проверяют ранее подготовленные необходимые условия проведения эксперимента. |
3. Постановка опыта Ø На каждую банку наклеивают этикетку с записью условий, создаваемых семенам: для банки № 1 - «Есть: вода, воздух, тепло», для банки № 2- «Есть: воздух, тепло, нет воды», для банки № 3 - «Есть: вода, тепло, нет воздуха», для банки № 4 - «Есть: вода, воздух, нет тепла». Ø В каждую банку помещают 10-15 семян. Ø В банки №№ 1 и 4 наливают воду «по пояс» семенам, у этих семян есть вода и доступ воздуха. Ø В банку № 3, наливают воду более чем на половину ее высоты, надежно лишая семена доступа воздуха. Ø Все банки закрывают и ставят рядом в комнате, кроме банки № 4, которую помещают в холодное место (в холодильник, между рамами окна, вне помещения). | Помогают выполнять постановку опыта вместе с учителем. |
4.Наблюдение эксперимента: Продолжительность опыта 2-3 дня (для фасоли - лишь при температуре выше 18оС, при более низкой - 5-7 дней). | Наблюдают за происходящими изменениями с семенами в течение нужного периода вместе с учителем. |
5.Демонстрация опыта: При демонстрации опыта отмечают, что семена проросли в банке №1, где у них были вода, тепло и доступ воздуха и не проросли в других банках, в каждой из которых не было какого-либо одного условия из имеющихся у проросших семян. Для этого сравнивают банку № 1поочередно с банками №№ 2,3,4. Обращают внимание учащихся на то, что только при таком сравнении можно сделать неопровержимый вывод из опыта о необходимости того или иного условия для прорастания семян. Затем сравнивают (анализируют) все варианты опыта между собой, что позволяет сделать вывод о необходимости для прорастания семян одновременного наличия воды, тепла и воздуха вместе. | Учащиеся сравнивают банки по очереди с первой, сравнивают (анализируют) все варианты опыта между собой. Выполняют необходимые рисунки в тетрадях. |
6. Вопросы на осмысление методики опыта: ü Какие условия созданы для семян в банке № 1 (№ 2,3,4)? ü Зачем (с какой целью) в одну банку наливают немного воды, а в другую много? ü Какие банки нужно сравнивать между собой, чтобы сделать вывод о необходимости того или иного условия прорастания семян? ü Зачем сравнивают все банки между собой? ü Зачем банку № 1 закрывают крышкой? ü Почему закрывают крышками все другие банки? | Отвечают на вопросы: ü В банке № 1 - есть: вода, воздух, тепло, в банке № 2- есть: воздух, тепло, нет воды, в банке № 3 - есть: вода, тепло, нет воздуха, в банке № 4 - есть: вода, воздух, нет тепла. ü В банке, где много воды семена не имеют доступ к воздуху. ü 1-2, 1-3, 1-4, 2-3, 2-4, 3-4. ü Чтобы сделать вывод о необходимости всех условий вместе. ü Чтобы вода не испарялась. Чтобы они не отличались от банки № 1 даже по этому условию. |
7.Вывод: Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша. Также при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. | Формулируют выводы вместе с учителем. |
Практическое значение: | Всем известно, что растение начинает свою жизнь с семени. А какие условия необходимы для прорастания семян необходимо знать людям, выращивающим растения дома, в хозяйствах, в промышленности и т. д. |
Где встречается в природе: | Данное явление встречается повсеместно. |
Мы прорепетировали проведение опыта, и подготовились к демонстрации опыта на занятии.
Список литературы:
1. Концепция биологического облразования в 12 – летней школе (Проект) // Биология в школе.- 2000.- №2.
2. И. Н. Пономарева Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2001.
4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
5. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные», 7 класс. – М.: Дрофа, 2007.
6. Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения», 6 класс, - М.: Дрофа, 2008.
7. Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные», 7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
8. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм», 6 класс, - М.: Вентана-Граф, 2008.
9. Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, - М.: Вентана-Граф, 2008.
10. Интернет ресурсы.