Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию. 4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию
4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию, :
Термин | Определение |
Дизентерия | Это острая или хроническая инфекционная болезнь, которая характеризуется поносом, поражением слизистой оболочки толстой кишки и интоксикацией организма. |
Виды шигелл | Sh.dysenteriae, Sh.flexneri, Sh.boydii, Sh.sonnei |
Методы диагностики дизентерии | Основным методом микробиологической диагностики дизентерии является бактериологический: засев материала на среду обогащения и агар Плоскирева, получение чистой культуры, изучение ее биохимических свойств и идентификация с помощью |
поливалентных и моновалентных агглютинирующих сывороток. Серологическую диагностику дизентерии проводят редко. Объемную реакцию агглютинации с микробными диагностикумами ставят так же, как и реакцию Видаля. Более достоверные результаты получают при постановке РНГА. Вспомогательное значение для диагностики имеет также постановка аллергической внутрикожной пробы с дизентерином Цуверкалова | |
Профилактика и терапия дизентерии | Для лечения используют антибиотики после определения антибиотикограммы. Для лечения по эпидпоказаниям пользуются бактериофагом. При дисбактериозе - препараты пробиотиков для коррекции микрофлоры. Вакцинопрофилактика шигеллезов не эффективна. |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
· Общая характеристика рода шигелл.
· Биологические свойства шигелл.
· Современная классификация шигелл.
· Факторы вирулентности шигелл.
· Патогенез дизентерии.
· Иммунитет.
· Методы микробиологической диагностики дизентерии.
· Профилактика и препараты специфической терапии.
4.3. Практические задания, выполняемые на занятии:
· Студенты микроскопируют препараты из чистых культур шигелл (изучение морфологии).
· Изучают рост шигелл на средах Эндо и Плоскирева.
· Изучают ферментативную активность шигелл на среде Гиcса.
· Составляют схему микробиологической диагностики бактериальной дизентерии.
· Проводят серологическую идентификацию выделенной копрокультуры в РА на стекле.
5. Содержание темы :
На практическом занятии студенты изучают морфологические, культуральные, биохимические и серологические свойства шигелл, классификацию шигелл, патогенез дизентерии, методы микробиологической диагностики дизентерии, препараты специфической профилактики.
Выполненные задания студенты записывают в протокол и подписывают его у преподавателя.
Рекомендации по оформлению протокола.
В протокол следует внести:
1. Рисунки морфологии возбудителей дизентерии.
2. Зарисовать ряд Гиcса, измененный возбудителями дизентерии.
3. Схему микробиологической диагностики бактериальной дизентерии.
4. Современную классификацию шигелл.
5. Результаты серологической идентификации выделенной копрокультури.
6. Препараты для диагностики и лечения дизентерии
Вопросы для самоконтроля
· Характеристика рода шигелл.
· Морфологические, культуральные, биохимические свойства шигелл.
· Антигенное строение шигелл.
· Классификация шигелл.
· Токсины шигелл и их характеристика.
· Патогенез дизентерии.
· Методы микробиологической диагностики дизентерии.
· Препараты для диагностики и лечения дизентерии.
Практическое занятие №7
Тема: Вибрионы. Микробиологическая диагностика холеры.
1. Актуальность темы:
Холера - это антропонозная особо опасная карантинная инфекция, регистрируемая во многих странах мира и вызывающая пандемии. Сейчас мир живет в условиях 7-й пандемии.
В патогенезе болезни основным является нарушение водно-электролитного баланса, способное привести к быстрой гибели организма.
Для борьбы с этой инфекцией важна быстрая микробиологическая диагностика. В этой связи врач любой специальности должен знать биологические свойства возбудителя, уметь осуществлять микробиологическую диагностику заболевания, оценивать препараты для специфической профилактики.
2. Конкретные цели:
· Изучить биологические свойства холерного вибриона и классификацию вибрионов
· Ознакомиться с патогенетическими и иммунобиологическими закономерностями холеры
· Составить схему микробиологической диагностики холеры и таблицу дифференциации вибрионов
· Изучить лечебно-профилактические и диагностические препараты, которые используются при холере.
3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция).Смотри практическое занятие №1.
Задание для самостоятельной подготовки к занятию.