Тест по теме: строение углеводов
1. К классу альдоз относится:
а) сахароза; б) глюкоза; в) фруктоза; г) мальтоза.
2. α-глюкоза отличается от β-глюкозы:
а) линейной формой; б) положением группы –С=О; в) положением группы –С-ОН.
3. Эпимерами называются моносахариды:
а) являющиеся зеркальными изображениями друг друга (по пространственному строению);
б) принадлежащие к классам альдоз и кетоз соответственно;
в) отличающиеся пространственным расположением водорода и гидроксильной группы у одного из асимметрических углеродных атомов.
4. Амилоза состоит:
а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;
г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.
5. Аномерами называются моносахариды:
а) отличающиеся положением водорода и гидроксильной группы у соседнего с альдегидной группой углеродного атома;
б) принадлежащие к классам альдоз и кетоз соответственно;
в) отличающиеся положением водорода и гидроксильной группы у полуацетального (гликозидного) углеродного атома.
6. α-амилаза – это эндофермент, катализирующий:
а) гидролиз внутренних α-1,4-связей в молекуле крахмала;
б) гидролиз внутренних α-1,4-связей в молекуле крахмала с нередуцирующего конца;
в) гидролиз α-1,6-связей в молекуле крахмала.
7. Мальтоза состоит :
а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;
г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.
8. Фруктоза является:
а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой.
9. Сахароза состоит:
а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;
г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.
10. Полисахаридом, состоящим из остатков фруктозы, является:
а) целлюлоза; б) инулин; в) гликоген; г) декстран; д) хитин.
11. Рибулоза является:
а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой;
д) дисахаридом.
12. Соединение оптически активно, если оно:
а) окрашено; б) бесцветно; в) содержит асимметрический атом; г) построено симметрично; д) имеет тройную связь.
13. Глюкоза и манноза – эпимеры, т.к. они:
а) по пространственному строению являются зеркальными изображениями друг друга;
б) принадлежат к подклассам альдоз и кетоз соответственно;
в) являются редуцирующими сахарами;
г) отличаются пространственным расположением водорода и гидроксильной группы у соседнего с альдегидной группой углеродного атома;
д) вращают плоскость поляризации света в противоположном направлении на одинаковый угол.
14. Глюкоза является:
а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой.
15. Амилопектин состоит:
а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,6-связью;
в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;
г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.
16. Выберите из нижеследующих утверждений правильные:
а) полисахариды – высокомолекулярные соединения, содержащие остатки моносахарида только одного вида;
б) продуктами гидролиза многих полисахаридов являются гексозы и их производные;
в) по химическому составу дисахариды являются фосфорными эфирами моносахаридов.
17. Гемицеллюлоза состоит:
а) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
б) из большого количества пентоз и гексоз;
в) из молекул α-глюкозы и β-галактозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью;
г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью
18. Целлобиоза состоит:
а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
в) из двух молекул β-глюкозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью.
г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.
19. Лактоза состоит:
а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;
в) из молекулы α-глюкозы и β-галактозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью;
г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.
20. Полисахаридом, состоящим из остатков β -глюкозы, является:
а) целлюлоза; б) инулин; в) гликоген; г) декстран; д) хитин.
21. Выберите из нижеследующих утверждений правильные:
а) при восстановлении альдоз и кетоз образуются многоатомные спирты;
б) циклические формы моносахарида в растворе обычно резко преобладают над открытой цепной формой;
в) гликозидный гидроксил моносахарида гораздо активнее вступает в химические реакции, чем остальные гидроксильные группы молекулы.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОБМЕН УГЛЕВОДОВ»
Вариант 1
1. Напишите уравнения реакций (с формулами и ферментами) 1-го (эндэргонического) этапа гликолиза.
2. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся ко 2-му классу:
а) …………; б) ……………; в)……………….; г) …………… .
3. Конечным продуктом гликолиза в аэробных условиях является ……… .
В процессе аэробного гликолиза из 1-го моля глюкозы образуется: а) 1 моль АТР; б) 2 моля АТР; в) 8 молей АТР; г) 30 молей АТФ.
4. Назовите вещества, участвующие в регуляции скорости реакции гликолиза, катализируемой фосфофруктокиназой:
а) являющиеся активаторами фосфофруктокиназы;
б) являющиеся ингибиторами фосфофруктокиназы.
5. Укажите названия 5-ти кофакторов пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК.
6. Напишите реакции цикла Кребса (с формулами веществ), укажите названия ферментов и номера классов, к которым они относятся.
7. Дайте краткую характеристику одного из ферментов цитратного цикла – изоцитратдегидрогеназы (укажите класс, к которому он относится, тип реакции, состав, название и тип кофактора, локализацию фермента, а также названия субстрата и продукта реакции).
8. При полном расщеплении 1-го моля глюкозы до воды и углекислого газа максимальное (теоретически возможное) количество АТР, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля; б) 8 молей; в) 30 молей; г) 38 молей.
9. Рассчитайте величину суммарного изменения свободной энергии реакции превращения 1,3-бисфосфоглицерата в 3-фосфоглицерат и сопряженной с ней реакции фосфорилирования АDP с учетом того, что ΔG переноса фосфатной группы 1,3-бисфосфоглицерата составляет -49,2 кДж/моль, а гидролиза АТР– -30,5 кДж/моль.
10. Укажите локализацию ферментов гликолиза и основные функции этого процесса. С какими процессами связан гликолиз (какие процессы могут предшествовать ему и каким процессам предшествует он)?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОБМЕН УГЛЕВОДОВ»
Вариант 2
1. Напишите уравнения реакций (с формулами и ферментами) 2-го (экзэргонического) этапа гликолиза.
2. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 5-му классу:
а) …………; б) ……………; в)……………….; г) …………… .
3. Конечным продуктом гликолиза в анаэробных условиях у аэробных организмов, как правило, является ………. .
В процессе анаэробного гликолиза из 1-го моля глюкозы образуется: а) 1 моль АТР; б) 2 моля АТР; в) 8 молей АТР; г) 30 молей АТФ.
4. Назовите вещества, участвующие в регуляции скорости реакции цикла лимонной кислоты, катализируемой изоцитратдегидрогеназой:
а) являющиеся активаторами изоцитратдегидрогеназы;
б) являющиеся ингибиторами изоцитратдегидрогеназы.
5. Укажите названия 5-ти витаминов, которые входят в состав кофакторов пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК.
6. Напишите реакции цикла Кребса (с формулами веществ), укажите названия ферментов и номера классов, к которым они относятся.
7. Дайте краткую характеристику одного из ферментов ЦТК – сукцинатдегидрогеназы (укажите класс, к которому он относится, тип реакции, состав, название и тип кофактора, локализацию фермента, а также названия субстрата и продукта реакции).
8. При полном расщеплении 1-го моля ПВК до воды и углекислого газа максимальное (теоретически возможное) количество АТР, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля; б) 9 молей; в) 12 молей; г) 15 молей.
9. Рассчитайте величину суммарного изменения свободной энергии реакции превращения фосфоенолпирувата в енолпируват (а затем пируват) и сопряженной с ней реакции фосфорилирования АDP с учетом того, что ΔG гидролиза фосфоенолпирувата составляет -61,7 кДж /моль, а АТР – - 30,5 кДж/моль.
10. Укажите локализацию ферментов цитратного цикла и основные функции этого процесса. С какими процессами связан этот цикл (какие процессы могут предшествовать ему и каким процессам предшествует он)?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ГЛИКОЛИЗ И БРОЖЕНИЕ»
1. Процесс гликолиза осуществляется: а) в матриксе митохондрий; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в цитозоле.
2. Гликолиз осуществляется: а) только в анаэробных условиях; б) только в аэробных условиях; в) как в анаэробных, так и аэробных условиях.
3. Назовите основные функции гликолиза, характерные как для аэробных, так и для анаэробных организмов: а) ………………; б) ….........................
4. В процессе гликолиза: а) глюкоза расщепляется до углекислого газа и воды; б) гликоген гидролизуется до глюкозы; в) ПВК расщепляется до ацетилкоэнзима А; г) глюкоза расщепляется до 2-х молекул ПВК.
5. Реакция превращения ПВК в молочную кислоту катализируется: а) лактатдегидрогеназой; б) фосфофруктокиназой; в) пируваткиназой.
6. В результате метаболизации ПВК у дрожжей в анаэробных условиях образуется: а) ацетилкоэнзим А; б) молочная кислота; в) этиловый спирт; г) лимонная кислота.
7. Конечным продуктом гликолиза у аэробных организмов в анаэробных условиях, как правило, является: а) пировиноградная кислота; б) ацетилкоэнзим А; в) молочная кислота; г) масляная кислота.
8. При гликолитическомрасщеплении в анаэробных условиях 1 молекула глюкозы дает: а) 1 молекулу АТФ; б) 2 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ.
9. При гликолитическом расщеплении в аэробных условиях 1 молекула глюкозы дает: а) 1 молекулу АТФ; б) 2 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ.
10. В процессе гликолиза, которому предшествует фосфоролиз гликогена, 1 молекула глюкозы в анаэробных условиях дает: а) 2 молекулы АТФ; б) 3 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ.
11. Назовите способ образования АТР, который реализуется непосредственно в процессе гликолиза: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование.
12. Укажите классы ферментов, представители которых не участвуют в гликолизе: а) ………………..; б) …………..........
13. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 5-му классу:
а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) …………….
14. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся ко 2-му классу:
а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) …………….
15. Укажите основные аллостерические активаторы фермента фосфофруктокиназы: а) ………………..; б) …………………..
16. Укажите основные аллостерические ингибиторы фермента фосфофруктокиназы: а) ………………..; б) …………………..
17. Назовите ферменты гликолиза, которые катализируют необратимые реакции: а) ………………; б) ……………….; в)…………………..
18. Укажите ферменты гликолиза, которые относятся к лиазам: а)…; б)….
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «АЭРОБНОЕ ДЫХАНИЕ»
1. Укажите этапы аэробного дыхания в нужной последовательности:
а) ……….; б) ………….; в) ……………
2. Подготовительным этапом при расщеплении углеводов, который предшествует аэробному процессу дыхания, является: ……………
3. Окислительное декарбоксилирование ПВК и цикл Кребса осуществляются: а) в цитозоле; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в матриксе митохондрий.
4. Окислительное декарбоксилирование ПВК и цикл Кребса осуществляются: а) только в анаэробных условиях; б) только в аэробных условиях; в) как в анаэробных, так и аэробных условиях.
5. Назовите основные функции реакций цикла Кребса: а) ………………; б) ….......................; в)……………………..
6. Назовите способ образования АТР, который реализуется непосредственно в цикле Кребса: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование.
7. Назовите способ образования АТР, который реализуется при участии восстановленных динуклеотидов, образующихсяся при окислительном декарбоксилировании ПВК и в цикле Кребса: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование.
8. Окислительное фосфорилирование АDР, которое реализуется при участии электронно-транспортной цепи, осуществляется: а) в матриксе митохондрий; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в цитозоле.
9. Назовите кофакторы пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК:
а) ……; б) ……….; в) ………..; г) ……..; д) ……..
10. Укажите названия 5-ти витаминов, которые входят в состав кофакторов ферментов, ускоряющих реакции окислительного декарбоксилирования ПВК.
11. Укажите классы ферментов, представители которых не участвуют в цикле Кребса: а) ………………..; б) …………..........; в) …………………..
12. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 1-му классу:
а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) …………….
13. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 4-му классу:
а) ………….........; б) ………………; в) ………….
14. Укажите вещества, являющиеся активаторами фермента изоцитратдегидрогеназы: а) ………………..; б) …………………..
15. Укажите вещества, являющиеся ингибиторами фермента изоцитратдегидрогеназы: а) ………………..; б) …………………..
16. При полном расщеплении 1-го моля глюкозы до воды и углекислого газа максимальное количество АТФ, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля АТФ; б) 8 молей АТФ; в) 30 молей АТФ; г) 38 молей АТФ.
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ И ОБМЕН ЛИПИДОВ»
1. Определите, к каким группам относятся липиды, которые представляют собой:
а) сложные эфиры высших спиртов и высших жирных кислот; воски
б) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт; фосфолипиды
в) сложные эфиры сфингозина и высших жирных кислот, содержащие углеводный компонент; гликосфингозины
г) производные циклопентанпергидрофенантрена; стероиды
д) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот; жиры
е) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот, содержащие углеводный компонент; глицерогликолипиды
ж) сложные эфиры сфингозина и высших жирных кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт; фосфосфинголипиды
з) производные изопрена. изопреноиды
2. Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:
а) фосфосфинголипиды – это сложные эфиры сфингозина и высших жирный кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт;
б) фосфатиды – это сложные эфиры глицерола и вжк, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт;
в) глицерогликолипиды – это сложные эфиры глицерола и вжк, содержащие углеводный компонент;
г) терпены и терпеноиды – это производные изопреноидов
д) гликосфинголипиды – это сложные эфиры сфингозина и вжк, содержащие углеводный компонент;
е) церамиды – это сложные эфиры сфингозина и вжк;
ж) глицерофосфолипиды – это сложные эфиры глицерола и вжк, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт;
з) стероиды – это производные циклопентанпергидрофенантрена
3. Насыщенные жирные кислоты имеют высокую температуру плавления и обеспечивают твердую консистенцию жиров. Как правило, преобладают в жирах животного происхождения.
4. Ненасыщенные жирные кислоты имеют низкую температуру плавления и обеспечивают жидкую консистенцию жиров. Как правило, преобладают в жирах растительного происхождения.
5. Какие показатели жиров изменяются (и в какую сторону) в результате следующих процессов: а) гидролиз; б) эмульгирование; в) гидрогенизация; г) окислительное прогоркание; д) фосфорилирование глицерола; е) ферментативное окисление.
6. Напишите 1-й цикл β-окисления арахиновой кислоты (С20Н40О2). Рассчитайте энергетический баланс полного ее окисления.
7. Напишите схему полного расщепления глицерола, рассчитайте число образовавшихся молекул АТФ и энергетический баланс полного расщепления 1-й молекулы триарахина.
8. Напишите 1-й цикл элонгации цепочки высшей жирной кислоты.
9. Рассчитайте, сколько циклов элонгации, а также сколько молекул ацетилкоэнзима А, АТФ и НАДФ восстановленного потребуется для синтеза одной молекулы лигноцериновой кислоты (С24Н48О2).
10. Известно, что при избытке как углеводной, так и белковой пищи у человека может начаться ожирение, связанное с тем, что углеводы и аминокислоты превращаются в жиры. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите все использованные биохимические пути.
11. При прорастании семян масличных культур активность фермента липазы существенно повышается в связи с тем, что из продуктов распада жиров синтезируются необходимые аминокислоты и углеводы и выделяется энергия, необходимая для ростовых процессов. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите все использованные биохимические пути.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Основы молекулярной генетики»
Вариант 1
1. Участки ДНК, которые несут информацию о структуре белка и входят в состав соответствующих РНК и белка у эукариот, называются ………………… .
2. В молекуле ДНК число остатков аденина всегда равно числу остатков:
а) урацила; б) гуанина; в) цитозина; г) ксантина; д) тимина.
3. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся при репликации путем самокопирования цепочки: ТЦААГТАТТАТТЦГГТЦА …
4. Напишите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК у прокариот, которая будет синтезироваться с использованием в качестве матрицы следующей цепочки ДНК: ГАТЦЦТТАГГАТЦАА…
5. Информация одного триплета ДНК соответствует: а) гену; б) белку; в) аминокислоте.
6. Нуклеозид, состоящий из урацила и рибозы, называется ………………….; а из цитозина и дезоксирибозы - ………………………………
7. Остатки нуклеотидов в нуклеиновых кислотах соединены между собой:
а) ионными связями; б) водородными связями; в) 3, 5-фосфорноэфирными мостиками.
8. Укажите название транскрибируемой, но не транслируемой последовательности ДНК (у эукариот).
9. В молекуле ДНК число остатков гуанина всегда равно числу остатков: а) урацила; б) аденина; в) цитозина; г) ксантина; д) тимина.
10. Укажите характерные черты генома эукариот, которые отличают его от генома прокариот.
11. Назовите основные этапы трансляции в правильной последовательности.
12. Укажите основные принципы, на которых базируется репликация ДНК.
13. Дайте краткие определения следующим понятиям: репликация, репарация, транскрипция, трансляция, т-РНК, и-РНК, сплайсинг, рекомбинация.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Основы молекулярной генетики»
Вариант 2
1. Участки ДНК, которые не кодируют структуру белка и в состав зрелой РНК у эукариот не входят, хотя и транскрибируются, называются ………………… .
2. В молекуле ДНК число остатков тимина всегда равно числу остатков:
а) гуанина; б) аденина; в) цитозина; г) ксантина; д) урацила.
3. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся при репликации путем самокопирования цепочки: ААТЦГТААТТГГЦА …
4. Напишите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК прокариот, которая будет синтезироваться с использованием в качестве матрицы следующей цепочки ДНК: АГТЦААЦТАТАГГАЦТЦА…
5. Информация одного гена, как правило, соответствует: а) триплету; б) белку; в) аминокислоте.
6. Нуклеозид, состоящий из гуанина и рибозы, называется ………………….; а из тимина и дезоксирибозы - ………………………………
7. Нуклеиновые кислоты – линейные полимеры, в которых нуклеотидные остатки соединены при помощи: а) водородных связей; б) ионных связей;
в) фосфодиэфирных связей; г) координационных связей; д) иных видов связей.
8. Укажите название транскрибируемой и транслируемой последовательности ДНК (у эукариот).
9. В молекуле ДНК число остатков цитозина всегда равно числу остатков: а) урацила; б) гуанина; в) аденина; г) ксантина; д) тимина.
10. Дайте краткие определения следующим понятиям: репликация, репарация, и-РНК, т-РНК, транскрипция, трансляция, сплайсинг, рекомбинация.
11. Укажите характерные черты генома прокариот, которые отличают его от генома эукариот.
12. Назовите основные этапы транскрипции в правильной последовательности.
13. Укажите основные принципы, на которых базируется репликация ДНК.
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАТЕРИСТИКА ВАЖНЕЙШИХ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПУТЕЙ
1. Укажите черты сходства и различия между гликолизом (дихотомическим путем распада глюкозы) и пентозофосфатным окислительным циклом (апотомическим путем распада глюкозы).
2. Укажите черты сходства и различия между пентозофосфатным окислительным и пентозофосфатным восстановительным циклом (циклом Кальвина).
3. Укажите черты сходства и различия между окислительным фосфорилированием АДФ (при участии дыхательной электронтранспортной цепи митохондрий) и фотосинтетическим фосфорилированием.
4. Напишите уравнения транскетолазных реакций между:
а) ксилулозо-5-фосфат и рибозо-5-фосфат;
б) рибулозо-5-фосфат и эритрозо-5-фосфат;
в) фруктозо-6-фосфат и ФГА.
5. Напишите уравнение трансальдолазной реакции между седогептулозо-7-фосфатом и ФГА.
6. Напишите уравнения реакций альдольной конденсации между:
а) ФГА и ДОАФ;
б) эритрозо-4-фосфат и ДОАФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ ПО БИЛЕТАМ (в билете 2 вопроса)
1. Нуклеотиды: состав, строение, биологическая роль.
2. Восстановительные эквиваленты клетки: НАД, НАДФ, ФАД. Структура и роль в организме (с примерами реакций).
3. Понятие макроэргической связи. Структура и биохимическая роль АТФ (с примерами реакций). Пути образования АТФ. Креатинфосфат, аргининфосфат и другие макроэргические соединения.
4. Структура и биохимическая роль коэнзима А (с примерами реакций). Значение ацетилСоА в обмене веществ организма.
5. Аминокислоты в организме: строение, биохимическая роль. Классификации аминокислот (по составу и электрохимической природе радикала, по количеству амино- и карбоксильных групп, по способности синтезироваться в животном организме).
6. Белки. Классификации белков (по составу, по конформации, по третичной структуре, по пищевой ценности, по выполняемым функциям).
7. Физико-химические свойства белков.
8. Первичный и вторичный уровни организации белковой молекулы, типы внутримолекулярных связей.
9. Третичная и четвертичная структура белка. Стабилизирующие связи, биологический смысл. Домены в структуре белка, их функциональная роль.
10. Кислотно-основные свойства аминокислот. Методы разделения аминокислот и белков, основанные на различиях в их кислотно-основных свойствах (ионообменная хроматография, электрофорез).
11. Хроматографические методы разделения смесей белков и аминокислот (распределительная хроматография, тонкослойная хроматография, гель-фильтрация).
12. Методы выделения белков из биологических объектов. Выделение индивидуальных белков.
13. Методы изучения структуры белков. Определение первичной структуры белковой молекулы. Установление пространственной структуры белков.
14. Методы оценки размеров и формы белковых молекул.
15. Белки как органические катализаторы: состав, строение, роль в организме. Активный и аллостерический центры. Локализация ферментов в клетке.
16. Отличия ферментов от неорганических катализаторов. Специфичность действия ферментов. Влияние различных факторов среды на ферментативные процессы.
17. Кофакторы. Классификация (с примерами), значение для функционирования сложных ферментов.
18. Механизм действия ферментов: энергия активации, фермент-субстратный комплекс.
19. Номенклатура и классификация ферментов (с примерами).
20. Кинетика ферментативной реакции. Уравнение Михаэлиса – Ментен. Преобразование по Лайнуиверу – Берку.
21. Типы ингибирования ферментов: конкурентное ингибирование.
22. Типы ингибирования ферментов: неконкурентное ингибирование.
23. Множественные формы ферментов. Изоферменты.
24. Биологическая роль углеводов. Основные классы углеводов, встречающихся в растительных и животных клетках.
25. Полисахариды: строение, классификация, роль в организме. Ферментативный гидролиз полисахаридов (на примере крахмала и гликогена).
26. Биосинтез полисахаридов. Гликозилтрансферазные реакции.
27. Моносахариды: строение, классификация, биологическая роль. Глюконеогенез, его значение.
28. Олигосахариды: строение, биологическая роль. Основные пути синтеза и распада олигосахаридов.
29. Липиды: классификация, биологическая роль. Особенности строения и свойства природных жирных кислот, входящих в состав липидов. Простагландины.
30. Ацилглицеролы: строение, свойства, биологическая роль. Ферментативный гидролиз.
31. Фосфолипиды: строение, свойства, биологическая роль.
32. Сфинголипиды: строение, свойства, биологическая роль.
33. Стероиды, воска и терпены: строение, свойства, биологическая роль.
34. Витамины, их классификация и биологическая роль. Антивитамины, витаминоподобные соединения. Минеральные вещества.
35. Гликолиз: локализация и основные реакции. Энергетический баланс гликолиза, биологическая роль.
36. Пути метаболизации ПВК. Биологическое значение реакций у аэробных и анаэробных организмов.
37. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты. Пируватдегидрогеназный комплекс.
38. Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот): локализация и основные реакции. Энергетический баланс ЦТК, биологическая роль.
39. Глиоксилатный шунт, его биологическая роль.
40. Пентозофосфатный окислительный путь, его биологическая роль.
41. Митохондрии, структура и энергетические функции.
42. Цепь переноса водорода и электронов (дыхательная цепь). Пиридиновые и флавиновые дегидрогеназы: сходство и различия. Убихинон, цитохромы, цитохромоксидаза: химическая структура и биологическая роль.
43. Сопряжение окисления и фосфорилирования. Трансмембранный электрохимический потенциал. Хемиосмотическая теория Митчелла.
44. β-окисление жирных кислот: локализация и основные реакции. Энергетический баланс β-окисления, биологическая роль.
45. Биосинтез триацилглицеролов и других липидов. Основные этапы биосинтеза жирных кислот.
46. Азотистый обмен организма: ферментативный гидролиз белков, биологическое значение.
47. Азотистый обмен организма: общие реакции распада и синтеза аминокислот.
48. Роль аминокислот в образовании ряда важнейших биологически активных веществ. Амиды и их физиологическое значение.
49. Азотистые небелковые вещества: их синтез, распад и биологическая роль (на примере нуклеотидов).
50. Цикл мочевины: локализация, основные реакции, биологическая роль.
51. Фотосинтез, его биологическое значение. Строение и локализация фотосинтетического аппарата.
52. Фотосинтетические пигменты: классификация, строение, биологическая роль.
53. Световая фаза фотосинтеза: фотосинтетическое фосфорилирование (общие представления).
54. Темновая фаза фотосинтеза: пентозофосфатный восстановительный путь (цикл Кальвина). Локализация и основные реакции.
55. Взаимосвязь между обменом белков, углеводов и липидов. Амфиболические пути клетки.
56. Пластический и энергетический обмен; катаболизм и анаболизм. Взаимосвязь процессов.
57. Полинуклеиновые кислоты: общий план строения, роль в организме. Различия между ДНК и РНК.
58. ДНК: строение, биологическая роль.
59. Строение мембран и роль липидов, белков и углеводсодержащих соединений в их организации.
60. Основные механизмы регуляции обмена веществ в живом организме. Способы регуляции ферментативных процессов в клетке.
61. Химическая природа и физиологическая роль важнейших гормонов. Их роль в регуляции обмена веществ.
62. Особенности механизмов действия стероидных и белковых гормонов. Функции циклических нуклеотидов в регуляторных реакциях.