Тест по теме: строение углеводов

1. К классу альдоз относится:

а) сахароза; б) глюкоза; в) фруктоза; г) мальтоза.

2. α-глюкоза отличается от β-глюкозы:

а) линейной формой; б) положением группы –С=О; в) положением группы –С-ОН.

3. Эпимерами называются моносахариды:

а) являющиеся зеркальными изображениями друг друга (по пространственному строению);

б) принадлежащие к классам альдоз и кетоз соответственно;

в) отличающиеся пространственным расположением водорода и гидроксильной группы у одного из асимметрических углеродных атомов.

4. Амилоза состоит:

а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;

г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.

5. Аномерами называются моносахариды:

а) отличающиеся положением водорода и гидроксильной группы у соседнего с альдегидной группой углеродного атома;

б) принадлежащие к классам альдоз и кетоз соответственно;

в) отличающиеся положением водорода и гидроксильной группы у полуацетального (гликозидного) углеродного атома.

6. α-амилаза – это эндофермент, катализирующий:

а) гидролиз внутренних α-1,4-связей в молекуле крахмала;

б) гидролиз внутренних α-1,4-связей в молекуле крахмала с нередуцирующего конца;

в) гидролиз α-1,6-связей в молекуле крахмала.

7. Мальтоза состоит :

а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;

г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.

8. Фруктоза является:

а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой.

9. Сахароза состоит:

а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;

г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.

10. Полисахаридом, состоящим из остатков фруктозы, является:

а) целлюлоза; б) инулин; в) гликоген; г) декстран; д) хитин.

11. Рибулоза является:

а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой;

д) дисахаридом.

12. Соединение оптически активно, если оно:

а) окрашено; б) бесцветно; в) содержит асимметрический атом; г) построено симметрично; д) имеет тройную связь.

13. Глюкоза и манноза – эпимеры, т.к. они:

а) по пространственному строению являются зеркальными изображениями друг друга;

б) принадлежат к подклассам альдоз и кетоз соответственно;

в) являются редуцирующими сахарами;

г) отличаются пространственным расположением водорода и гидроксильной группы у соседнего с альдегидной группой углеродного атома;

д) вращают плоскость поляризации света в противоположном направлении на одинаковый угол.

14. Глюкоза является:

а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой.

15. Амилопектин состоит:

а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,6-связью;

в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями;

г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.

16. Выберите из нижеследующих утверждений правильные:

а) полисахариды – высокомолекулярные соединения, содержащие остатки моносахарида только одного вида;

б) продуктами гидролиза многих полисахаридов являются гексозы и их производные;

в) по химическому составу дисахариды являются фосфорными эфирами моносахаридов.

17. Гемицеллюлоза состоит:

а) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

б) из большого количества пентоз и гексоз;

в) из молекул α-глюкозы и β-галактозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью;

г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью

18. Целлобиоза состоит:

а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

в) из двух молекул β-глюкозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью.

г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.

19. Лактоза состоит:

а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью;

в) из молекулы α-глюкозы и β-галактозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью;

г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью.

20. Полисахаридом, состоящим из остатков β -глюкозы, является:

а) целлюлоза; б) инулин; в) гликоген; г) декстран; д) хитин.

21. Выберите из нижеследующих утверждений правильные:

а) при восстановлении альдоз и кетоз образуются многоатомные спирты;

б) циклические формы моносахарида в растворе обычно резко преобладают над открытой цепной формой;

в) гликозидный гидроксил моносахарида гораздо активнее вступает в химические реакции, чем остальные гидроксильные группы молекулы.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОБМЕН УГЛЕВОДОВ»

Вариант 1

1. Напишите уравнения реакций (с формулами и ферментами) 1-го (эндэргонического) этапа гликолиза.

2. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся ко 2-му классу:

а) …………; б) ……………; в)……………….; г) …………… .

3. Конечным продуктом гликолиза в аэробных условиях является ……… .

В процессе аэробного гликолиза из 1-го моля глюкозы образуется: а) 1 моль АТР; б) 2 моля АТР; в) 8 молей АТР; г) 30 молей АТФ.

4. Назовите вещества, участвующие в регуляции скорости реакции гликолиза, катализируемой фосфофруктокиназой:

а) являющиеся активаторами фосфофруктокиназы;

б) являющиеся ингибиторами фосфофруктокиназы.

5. Укажите названия 5-ти кофакторов пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК.

6. Напишите реакции цикла Кребса (с формулами веществ), укажите названия ферментов и номера классов, к которым они относятся.

7. Дайте краткую характеристику одного из ферментов цитратного цикла – изоцитратдегидрогеназы (укажите класс, к которому он относится, тип реакции, состав, название и тип кофактора, локализацию фермента, а также названия субстрата и продукта реакции).

8. При полном расщеплении 1-го моля глюкозы до воды и углекислого газа максимальное (теоретически возможное) количество АТР, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля; б) 8 молей; в) 30 молей; г) 38 молей.

9. Рассчитайте величину суммарного изменения свободной энергии реакции превращения 1,3-бисфосфоглицерата в 3-фосфоглицерат и сопряженной с ней реакции фосфорилирования АDP с учетом того, что ΔG переноса фосфатной группы 1,3-бисфосфоглицерата составляет -49,2 кДж/моль, а гидролиза АТР– -30,5 кДж/моль.

10. Укажите локализацию ферментов гликолиза и основные функции этого процесса. С какими процессами связан гликолиз (какие процессы могут предшествовать ему и каким процессам предшествует он)?

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОБМЕН УГЛЕВОДОВ»

Вариант 2

1. Напишите уравнения реакций (с формулами и ферментами) 2-го (экзэргонического) этапа гликолиза.

2. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 5-му классу:

а) …………; б) ……………; в)……………….; г) …………… .

3. Конечным продуктом гликолиза в анаэробных условиях у аэробных организмов, как правило, является ………. .

В процессе анаэробного гликолиза из 1-го моля глюкозы образуется: а) 1 моль АТР; б) 2 моля АТР; в) 8 молей АТР; г) 30 молей АТФ.

4. Назовите вещества, участвующие в регуляции скорости реакции цикла лимонной кислоты, катализируемой изоцитратдегидрогеназой:

а) являющиеся активаторами изоцитратдегидрогеназы;

б) являющиеся ингибиторами изоцитратдегидрогеназы.

5. Укажите названия 5-ти витаминов, которые входят в состав кофакторов пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК.

6. Напишите реакции цикла Кребса (с формулами веществ), укажите названия ферментов и номера классов, к которым они относятся.

7. Дайте краткую характеристику одного из ферментов ЦТК – сукцинатдегидрогеназы (укажите класс, к которому он относится, тип реакции, состав, название и тип кофактора, локализацию фермента, а также названия субстрата и продукта реакции).

8. При полном расщеплении 1-го моля ПВК до воды и углекислого газа максимальное (теоретически возможное) количество АТР, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля; б) 9 молей; в) 12 молей; г) 15 молей.

9. Рассчитайте величину суммарного изменения свободной энергии реакции превращения фосфоенолпирувата в енолпируват (а затем пируват) и сопряженной с ней реакции фосфорилирования АDP с учетом того, что ΔG гидролиза фосфоенолпирувата составляет -61,7 кДж /моль, а АТР – - 30,5 кДж/моль.

10. Укажите локализацию ферментов цитратного цикла и основные функции этого процесса. С какими процессами связан этот цикл (какие процессы могут предшествовать ему и каким процессам предшествует он)?

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ГЛИКОЛИЗ И БРОЖЕНИЕ»

1. Процесс гликолиза осуществляется: а) в матриксе митохондрий; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в цитозоле.

2. Гликолиз осуществляется: а) только в анаэробных условиях; б) только в аэробных условиях; в) как в анаэробных, так и аэробных условиях.

3. Назовите основные функции гликолиза, характерные как для аэробных, так и для анаэробных организмов: а) ………………; б) ….........................

4. В процессе гликолиза: а) глюкоза расщепляется до углекислого газа и воды; б) гликоген гидролизуется до глюкозы; в) ПВК расщепляется до ацетилкоэнзима А; г) глюкоза расщепляется до 2-х молекул ПВК.

5. Реакция превращения ПВК в молочную кислоту катализируется: а) лактатдегидрогеназой; б) фосфофруктокиназой; в) пируваткиназой.

6. В результате метаболизации ПВК у дрожжей в анаэробных условиях образуется: а) ацетилкоэнзим А; б) молочная кислота; в) этиловый спирт; г) лимонная кислота.

7. Конечным продуктом гликолиза у аэробных организмов в анаэробных условиях, как правило, является: а) пировиноградная кислота; б) ацетилкоэнзим А; в) молочная кислота; г) масляная кислота.

8. При гликолитическомрасщеплении в анаэробных условиях 1 молекула глюкозы дает: а) 1 молекулу АТФ; б) 2 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ.

9. При гликолитическом расщеплении в аэробных условиях 1 молекула глюкозы дает: а) 1 молекулу АТФ; б) 2 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ.

10. В процессе гликолиза, которому предшествует фосфоролиз гликогена, 1 молекула глюкозы в анаэробных условиях дает: а) 2 молекулы АТФ; б) 3 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ.

11. Назовите способ образования АТР, который реализуется непосредственно в процессе гликолиза: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование.

12. Укажите классы ферментов, представители которых не участвуют в гликолизе: а) ………………..; б) …………..........

13. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 5-му классу:

а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) …………….

14. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся ко 2-му классу:

а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) …………….

15. Укажите основные аллостерические активаторы фермента фосфофруктокиназы: а) ………………..; б) …………………..

16. Укажите основные аллостерические ингибиторы фермента фосфофруктокиназы: а) ………………..; б) …………………..

17. Назовите ферменты гликолиза, которые катализируют необратимые реакции: а) ………………; б) ……………….; в)…………………..

18. Укажите ферменты гликолиза, которые относятся к лиазам: а)…; б)….

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «АЭРОБНОЕ ДЫХАНИЕ»

1. Укажите этапы аэробного дыхания в нужной последовательности:

а) ……….; б) ………….; в) ……………

2. Подготовительным этапом при расщеплении углеводов, который предшествует аэробному процессу дыхания, является: ……………

3. Окислительное декарбоксилирование ПВК и цикл Кребса осуществляются: а) в цитозоле; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в матриксе митохондрий.

4. Окислительное декарбоксилирование ПВК и цикл Кребса осуществляются: а) только в анаэробных условиях; б) только в аэробных условиях; в) как в анаэробных, так и аэробных условиях.

5. Назовите основные функции реакций цикла Кребса: а) ………………; б) ….......................; в)……………………..

6. Назовите способ образования АТР, который реализуется непосредственно в цикле Кребса: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование.

7. Назовите способ образования АТР, который реализуется при участии восстановленных динуклеотидов, образующихсяся при окислительном декарбоксилировании ПВК и в цикле Кребса: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование.

8. Окислительное фосфорилирование АDР, которое реализуется при участии электронно-транспортной цепи, осуществляется: а) в матриксе митохондрий; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в цитозоле.

9. Назовите кофакторы пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК:

а) ……; б) ……….; в) ………..; г) ……..; д) ……..

10. Укажите названия 5-ти витаминов, которые входят в состав кофакторов ферментов, ускоряющих реакции окислительного декарбоксилирования ПВК.

11. Укажите классы ферментов, представители которых не участвуют в цикле Кребса: а) ………………..; б) …………..........; в) …………………..

12. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 1-му классу:

а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) …………….

13. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 4-му классу:

а) ………….........; б) ………………; в) ………….

14. Укажите вещества, являющиеся активаторами фермента изоцитратдегидрогеназы: а) ………………..; б) …………………..

15. Укажите вещества, являющиеся ингибиторами фермента изоцитратдегидрогеназы: а) ………………..; б) …………………..

16. При полном расщеплении 1-го моля глюкозы до воды и углекислого газа максимальное количество АТФ, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля АТФ; б) 8 молей АТФ; в) 30 молей АТФ; г) 38 молей АТФ.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ И ОБМЕН ЛИПИДОВ»

1. Определите, к каким группам относятся липиды, которые представляют собой:

а) сложные эфиры высших спиртов и высших жирных кислот; воски

б) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт; фосфолипиды

в) сложные эфиры сфингозина и высших жирных кислот, содержащие углеводный компонент; гликосфингозины

г) производные циклопентанпергидрофенантрена; стероиды

д) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот; жиры

е) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот, содержащие углеводный компонент; глицерогликолипиды

ж) сложные эфиры сфингозина и высших жирных кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт; фосфосфинголипиды

з) производные изопрена. изопреноиды

2. Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:

а) фосфосфинголипиды – это сложные эфиры сфингозина и высших жирный кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт;

б) фосфатиды – это сложные эфиры глицерола и вжк, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт;

в) глицерогликолипиды – это сложные эфиры глицерола и вжк, содержащие углеводный компонент;

г) терпены и терпеноиды – это производные изопреноидов

д) гликосфинголипиды – это сложные эфиры сфингозина и вжк, содержащие углеводный компонент;

е) церамиды – это сложные эфиры сфингозина и вжк;

ж) глицерофосфолипиды – это сложные эфиры глицерола и вжк, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт;

з) стероиды – это производные циклопентанпергидрофенантрена

3. Насыщенные жирные кислоты имеют высокую температуру плавления и обеспечивают твердую консистенцию жиров. Как правило, преобладают в жирах животного происхождения.

4. Ненасыщенные жирные кислоты имеют низкую температуру плавления и обеспечивают жидкую консистенцию жиров. Как правило, преобладают в жирах растительного происхождения.

5. Какие показатели жиров изменяются (и в какую сторону) в результате следующих процессов: а) гидролиз; б) эмульгирование; в) гидрогенизация; г) окислительное прогоркание; д) фосфорилирование глицерола; е) ферментативное окисление.

6. Напишите 1-й цикл β-окисления арахиновой кислоты (С20Н40О2). Рассчитайте энергетический баланс полного ее окисления.

7. Напишите схему полного расщепления глицерола, рассчитайте число образовавшихся молекул АТФ и энергетический баланс полного расщепления 1-й молекулы триарахина.

8. Напишите 1-й цикл элонгации цепочки высшей жирной кислоты.

9. Рассчитайте, сколько циклов элонгации, а также сколько молекул ацетилкоэнзима А, АТФ и НАДФ восстановленного потребуется для синтеза одной молекулы лигноцериновой кислоты (С24Н48О2).

10. Известно, что при избытке как углеводной, так и белковой пищи у человека может начаться ожирение, связанное с тем, что углеводы и аминокислоты превращаются в жиры. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите все использованные биохимические пути.

11. При прорастании семян масличных культур активность фермента липазы существенно повышается в связи с тем, что из продуктов распада жиров синтезируются необходимые аминокислоты и углеводы и выделяется энергия, необходимая для ростовых процессов. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите все использованные биохимические пути.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Основы молекулярной генетики»

Вариант 1

1. Участки ДНК, которые несут информацию о структуре белка и входят в состав соответствующих РНК и белка у эукариот, называются ………………… .

2. В молекуле ДНК число остатков аденина всегда равно числу остатков:

а) урацила; б) гуанина; в) цитозина; г) ксантина; д) тимина.

3. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся при репликации путем самокопирования цепочки: ТЦААГТАТТАТТЦГГТЦА …

4. Напишите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК у прокариот, которая будет синтезироваться с использованием в качестве матрицы следующей цепочки ДНК: ГАТЦЦТТАГГАТЦАА…

5. Информация одного триплета ДНК соответствует: а) гену; б) белку; в) аминокислоте.

6. Нуклеозид, состоящий из урацила и рибозы, называется ………………….; а из цитозина и дезоксирибозы - ………………………………

7. Остатки нуклеотидов в нуклеиновых кислотах соединены между собой:

а) ионными связями; б) водородными связями; в) 3, 5-фосфорноэфирными мостиками.

8. Укажите название транскрибируемой, но не транслируемой последовательности ДНК (у эукариот).

9. В молекуле ДНК число остатков гуанина всегда равно числу остатков: а) урацила; б) аденина; в) цитозина; г) ксантина; д) тимина.

10. Укажите характерные черты генома эукариот, которые отличают его от генома прокариот.

11. Назовите основные этапы трансляции в правильной последовательности.

12. Укажите основные принципы, на которых базируется репликация ДНК.

13. Дайте краткие определения следующим понятиям: репликация, репарация, транскрипция, трансляция, т-РНК, и-РНК, сплайсинг, рекомбинация.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Основы молекулярной генетики»

Вариант 2

1. Участки ДНК, которые не кодируют структуру белка и в состав зрелой РНК у эукариот не входят, хотя и транскрибируются, называются ………………… .

2. В молекуле ДНК число остатков тимина всегда равно числу остатков:

а) гуанина; б) аденина; в) цитозина; г) ксантина; д) урацила.

3. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся при репликации путем самокопирования цепочки: ААТЦГТААТТГГЦА …

4. Напишите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК прокариот, которая будет синтезироваться с использованием в качестве матрицы следующей цепочки ДНК: АГТЦААЦТАТАГГАЦТЦА…

5. Информация одного гена, как правило, соответствует: а) триплету; б) белку; в) аминокислоте.

6. Нуклеозид, состоящий из гуанина и рибозы, называется ………………….; а из тимина и дезоксирибозы - ………………………………

7. Нуклеиновые кислоты – линейные полимеры, в которых нуклеотидные остатки соединены при помощи: а) водородных связей; б) ионных связей;

в) фосфодиэфирных связей; г) координационных связей; д) иных видов связей.

8. Укажите название транскрибируемой и транслируемой последовательности ДНК (у эукариот).

9. В молекуле ДНК число остатков цитозина всегда равно числу остатков: а) урацила; б) гуанина; в) аденина; г) ксантина; д) тимина.

10. Дайте краткие определения следующим понятиям: репликация, репарация, и-РНК, т-РНК, транскрипция, трансляция, сплайсинг, рекомбинация.

11. Укажите характерные черты генома прокариот, которые отличают его от генома эукариот.

12. Назовите основные этапы транскрипции в правильной последовательности.

13. Укажите основные принципы, на которых базируется репликация ДНК.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАТЕРИСТИКА ВАЖНЕЙШИХ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПУТЕЙ

1. Укажите черты сходства и различия между гликолизом (дихотомическим путем распада глюкозы) и пентозофосфатным окислительным циклом (апотомическим путем распада глюкозы).

2. Укажите черты сходства и различия между пентозофосфатным окислительным и пентозофосфатным восстановительным циклом (циклом Кальвина).

3. Укажите черты сходства и различия между окислительным фосфорилированием АДФ (при участии дыхательной электронтранспортной цепи митохондрий) и фотосинтетическим фосфорилированием.

4. Напишите уравнения транскетолазных реакций между:

а) ксилулозо-5-фосфат и рибозо-5-фосфат;

б) рибулозо-5-фосфат и эритрозо-5-фосфат;

в) фруктозо-6-фосфат и ФГА.

5. Напишите уравнение трансальдолазной реакции между седогептулозо-7-фосфатом и ФГА.

6. Напишите уравнения реакций альдольной конденсации между:

а) ФГА и ДОАФ;

б) эритрозо-4-фосфат и ДОАФ.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ ПО БИЛЕТАМ (в билете 2 вопроса)

1. Нуклеотиды: состав, строение, биологическая роль.

2. Восстановительные эквиваленты клетки: НАД, НАДФ, ФАД. Структура и роль в организме (с примерами реакций).

3. Понятие макроэргической связи. Структура и биохимическая роль АТФ (с примерами реакций). Пути образования АТФ. Креатинфосфат, аргининфосфат и другие макроэргические соединения.

4. Структура и биохимическая роль коэнзима А (с примерами реакций). Значение ацетилСоА в обмене веществ организма.

5. Аминокислоты в организме: строение, биохимическая роль. Классификации аминокислот (по составу и электрохимической природе радикала, по количеству амино- и карбоксильных групп, по способности синтезироваться в животном организме).

6. Белки. Классификации белков (по составу, по конформации, по третичной структуре, по пищевой ценности, по выполняемым функциям).

7. Физико-химические свойства белков.

8. Первичный и вторичный уровни организации белковой молекулы, типы внутримолекулярных связей.

9. Третичная и четвертичная структура белка. Стабилизирующие связи, биологический смысл. Домены в структуре белка, их функциональная роль.

10. Кислотно-основные свойства аминокислот. Методы разделения аминокислот и белков, основанные на различиях в их кислотно-основных свойствах (ионообменная хроматография, электрофорез).

11. Хроматографические методы разделения смесей белков и аминокислот (распределительная хроматография, тонкослойная хроматография, гель-фильтрация).

12. Методы выделения белков из биологических объектов. Выделение индивидуальных белков.

13. Методы изучения структуры белков. Определение первичной структуры белковой молекулы. Установление пространственной структуры белков.

14. Методы оценки размеров и формы белковых молекул.

15. Белки как органические катализаторы: состав, строение, роль в организме. Активный и аллостерический центры. Локализация ферментов в клетке.

16. Отличия ферментов от неорганических катализаторов. Специфичность действия ферментов. Влияние различных факторов среды на ферментативные процессы.

17. Кофакторы. Классификация (с примерами), значение для функционирования сложных ферментов.

18. Механизм действия ферментов: энергия активации, фермент-субстратный комплекс.

19. Номенклатура и классификация ферментов (с примерами).

20. Кинетика ферментативной реакции. Уравнение Михаэлиса – Ментен. Преобразование по Лайнуиверу – Берку.

21. Типы ингибирования ферментов: конкурентное ингибирование.

22. Типы ингибирования ферментов: неконкурентное ингибирование.

23. Множественные формы ферментов. Изоферменты.

24. Биологическая роль углеводов. Основные классы углеводов, встречающихся в растительных и животных клетках.

25. Полисахариды: строение, классификация, роль в организме. Ферментативный гидролиз полисахаридов (на примере крахмала и гликогена).

26. Биосинтез полисахаридов. Гликозилтрансферазные реакции.

27. Моносахариды: строение, классификация, биологическая роль. Глюконеогенез, его значение.

28. Олигосахариды: строение, биологическая роль. Основные пути синтеза и распада олигосахаридов.

29. Липиды: классификация, биологическая роль. Особенности строения и свойства природных жирных кислот, входящих в состав липидов. Простагландины.

30. Ацилглицеролы: строение, свойства, биологическая роль. Ферментативный гидролиз.

31. Фосфолипиды: строение, свойства, биологическая роль.

32. Сфинголипиды: строение, свойства, биологическая роль.

33. Стероиды, воска и терпены: строение, свойства, биологическая роль.

34. Витамины, их классификация и биологическая роль. Антивитамины, витаминоподобные соединения. Минеральные вещества.

35. Гликолиз: локализация и основные реакции. Энергетический баланс гликолиза, биологическая роль.

36. Пути метаболизации ПВК. Биологическое значение реакций у аэробных и анаэробных организмов.

37. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты. Пируватдегидрогеназный комплекс.

38. Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот): локализация и основные реакции. Энергетический баланс ЦТК, биологическая роль.

39. Глиоксилатный шунт, его биологическая роль.

40. Пентозофосфатный окислительный путь, его биологическая роль.

41. Митохондрии, структура и энергетические функции.

42. Цепь переноса водорода и электронов (дыхательная цепь). Пиридиновые и флавиновые дегидрогеназы: сходство и различия. Убихинон, цитохромы, цитохромоксидаза: химическая структура и биологическая роль.

43. Сопряжение окисления и фосфорилирования. Трансмембранный электрохимический потенциал. Хемиосмотическая теория Митчелла.

44. β-окисление жирных кислот: локализация и основные реакции. Энергетический баланс β-окисления, биологическая роль.

45. Биосинтез триацилглицеролов и других липидов. Основные этапы биосинтеза жирных кислот.

46. Азотистый обмен организма: ферментативный гидролиз белков, биологическое значение.

47. Азотистый обмен организма: общие реакции распада и синтеза аминокислот.

48. Роль аминокислот в образовании ряда важнейших биологически активных веществ. Амиды и их физиологическое значение.

49. Азотистые небелковые вещества: их синтез, распад и биологическая роль (на примере нуклеотидов).

50. Цикл мочевины: локализация, основные реакции, биологическая роль.

51. Фотосинтез, его биологическое значение. Строение и локализация фотосинтетического аппарата.

52. Фотосинтетические пигменты: классификация, строение, биологическая роль.

53. Световая фаза фотосинтеза: фотосинтетическое фосфорилирование (общие представления).

54. Темновая фаза фотосинтеза: пентозофосфатный восстановительный путь (цикл Кальвина). Локализация и основные реакции.

55. Взаимосвязь между обменом белков, углеводов и липидов. Амфиболические пути клетки.

56. Пластический и энергетический обмен; катаболизм и анаболизм. Взаимосвязь процессов.

57. Полинуклеиновые кислоты: общий план строения, роль в организме. Различия между ДНК и РНК.

58. ДНК: строение, биологическая роль.

59. Строение мембран и роль липидов, белков и углеводсодержащих соединений в их организации.

60. Основные механизмы регуляции обмена веществ в живом организме. Способы регуляции ферментативных процессов в клетке.

61. Химическая природа и физиологическая роль важнейших гормонов. Их роль в регуляции обмена веществ.

62. Особенности механизмов действия стероидных и белковых гормонов. Функции циклических нуклеотидов в регуляторных реакциях.

Наши рекомендации