Образование сложных существительных и прилагательных
1. Определите спряжение глаголов, образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа:
Determināre - определять, describĕre - описывать, conservāre - сохранять, vestīre - одевать, tegĕre - покрывать, munīre - защищать, natāre - плавать, patēre – быть открытым, gerĕre - нести, fructificāre - плодоносить, florēre - цвести, finīre - оканчивать, crescĕre - расти, emittĕre - выпускать, ornāre - украшать, repĕre - ползти, nutāre - клониться, studēre – учиться.
2. Проспрягайте глаголы в настоящем времени обоих залогов:
Paro, āre – готовить, приготавливать; scio, īre - знать; floresco, ĕre - цвести; studio, ēre – заниматься, изучать.
3. Проспрягайте глаголы в praesens indicativi passivi, переведите на русский язык:
obvenīre – встречаться; legĕre – собирать; conservāre – сохранять; docēre – обучать
4. Переведите на русский язык сложные прилагательные:
a) barbĭger, ramĭfer, sanguinifĕrus, umbellĭfer, spinĭger
b) arenicŏla, saxicŏla, muscicŏla, ramicŏla, graminicŏla
c) longifolius, multiflōra, albifrons
d) squamiformis, tuberculiformis, rostriformis, cornuiformis
e) carnivŏrus, herbivŏrus, omnivŏrus
5. Образуйте с помощью приставки sub- прилагательные с неполной степенью качества, переведите исходное и вновь образованное прилагательное:
Niger, gra, grum; intĕger, gra, grum; glaber, bra, brum
6. С помощью суффиксов – tio-, -io- образуйте имена существительные со значением действия от основы приведенных ниже глаголов. Переведите существительные:
Absorbĕre – поглощать (всем объемом), adsorbĕre – поглощать (поверхностью), reducĕre - восстанавливать.
7. Переведите предложения на русский язык:
A. 1. Forma foliōrum varia est. Sunt folia ovāta, lanceolāta, falcāta, pentagōna et cetěra. 2. Folia nonnūlla glabra, nonnūlla pilōsa sunt. 3. Sunt pili ramōsi, eramōsi, fasciculāti, capitāti et cetĕra. 4. Involucrum conĭcum 1,5 cm longum, 0,5–0,6 cm latum, glabrum. 5. Involucrum e Phyllis pallĭdis constat. 6. Planta nova in loca arenōsa habĭtat. 7. Coma plantārum e ramis et foliis constat. 8. Sunt plantae silvaticae, stepposae, nemorosae, paludosae et cetěra.
B. 1. Carex in locis paludosis crescit. 2. Triturus cristatus et Opatrum riparium in aqua habitant. 3. Magister zoologiae de Paro cristato narrat: “Parus cristatus in silvis sibiricis habitat. Cauda Pari cristati cinerea, alae fuscatae, dorsum – fusco-cinereum, crista fasciata. Fasciae colli et cristae atrae sunt. Parus cristatus avicula parva et pulchra est.”
C. 1. Aquilegia amurensis in saxis crescit. 2. Betula populifolia et Annona diversifolia in silvis frondosis crescunt. 3. Saxifraga staminosa in fissurus saxorum crescit. Lacerta brevicauda in locis arenosis vivit.
ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ
1. Dum spiro, spero. – Пока дышу - надеюсь.
2. Non scholae, sed vitae discimus. – Мы учимся не для школы, а для жизни.
3. Mala herba cito crescit. – Дурная трава быстро растет.
4. Aquila non captat muscas. – Орел не ловит мух.
5.Cogito, ergo sum. – Я мыслю, следовательно существую.
ЗАНЯТИЕ 5
Повелительное наклонение
Личные местоимения
Международные правила образования видовых эпитетов
Таксономические единицы.
1. Образуйте формы повеления и запрещения от глаголов:
Divido, ĕre (разделять), noto, āre (замечать, обращать внимание), scribo, ĕre (писать), taceo, ēre (молчать), audio, īre (слушать), paro, āre (готовить), venio, īre (приходить).
2. Переведите предложения с русского на латинский язык:
1. Мы ошибаемся. 2. Вы знаете. 3. Ты пишешь. 4. Я читаю книгу.
3. Переведите предложения с латинского на русский язык:
1. Medice, cur ate ipsum! 2. Noli me tangere. 3. Nosce te ipsum. 4. Veni ad me, ad te venio saepe. 5. Attente legite et scribite. 6. Nolite dicere, si tacere debetis.
3. От практической основы следующих имен существительных образуйте наименования ботанических порядков с помощью суффикса –āles:
Equisētum, i n – хвощ
Lycopodium, i n – плаун
Filix, ĭcis f, m – папоротник
Urtīca, ae f – крапива
Polygŏnum, i n – горец
Ustilāgo, inis f – чертополох
4. От следующих наименований зоологических отрядов образуйте наименования семейств. Помните, что при образовании наименований отрядов к основе прибавляется суффикс – formes, а при образовании наименований семейств – суффикс - ĭdae
Procellariiformes, Casuariiformes, Phonicopteriformes, Falconiformes, Gruiformes
5. Образуйте путем словосложения с унифицированным конечным элементом – rostris (от rostrum, i n -нос) основ прилагательных angustus, a, um (узкий); brevis, e (короткий); longus, a,um (длинный); densus, a,um (зубастый); cavus, a,um (пустой, полый) соответственно следующие видовые эпитеты дельфинов:
Узконосый, коротконосый, длинноносый, зубастый (букв. - носозубый), беззубый (букв. - пустоносый)
ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ
1. Nota bene. – Хорошо запомни, обрати внимание.
2. Festina lente. – Торопись медленно.
3. Divide et impera. – Разделяй и властвуй.
4. Carpe diem. – Лови день.
5. Vade in pace. – Ступай с миром.
ЗАНЯТИЕ 6